Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект урока ☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼ | Cударчикова Ольга Федоровна . Работа №255656. Номер работы: №255656

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Cударчикова Ольга Федоровна
Конспект урока по теме"Союз как часть речи в 7 классе"  ( Вводный урок)

Союз как часть речи (7-й класс)

 

Учебник: Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др.

Составила: Сударчикова Ольга Федоровна, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 28»

Тип урока: вводный урок по морфологии.

Планируемые результаты:

предметные

:

знать

определение союза

, морфологические категории союза

уметь

классифицировать союзы как простые и составные, сочинительные и подчинительные, определять смысловые отношения внутри сложных пре

дложений

, выраженные с помощью союзов.

метапредметные

:

регулятивные УУД

:

ставить учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, контролировать способ действия и его результат с заданным эталоном, оценивать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

познавательные УУД

:

анализировать языковой материал с целью выделения существенных и несущественных признаков, структурировать знания в виде определения понятия, сравнивать, выбирать основания и критерии для сравнения;

коммуникативные УУД

:

владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка;

личностные

:

расширить словарный запас.

Оборудование: раздаточный материал, учебник, доска, презентация, выполненная учителем.

 

ХОД УРОКА

Действия учителя

УУД

1. Оргмомент

Цель: проверить готовность класса к уроку

– Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Проверьте, все ли вы приготовили к уроку: тетради, учебники, ручки. Садитесь.

 

2.  Актуализация знаний. Опрос. Цель: проверить усвоение знаний и умений прошлого урока

2.1. Устный фронтальный опрос:

- Ребята, какой раздел науки мы изучали на прошлых уроках?

(морфология)

- Что изучает морфология?

(части речи, слово как часть речи)

- На какие 2 большие группы делятся части речи?

(самостоятельные и служебные)

- Какие служебные части речи мы с вами уже изучили на предыдущих уроках?

(Предлог)

- Сегодня мы с вами продолжаем изучение служебных частей речи.

 

Владеть диалогической устной речью (к)

 

 

 

3. Изучение нового материала

3.1. Подготовка к изучению новой темы

Цель: создать мотивацию к работе через занимательность.

Задание на экране. (письменно )

-Посмотрите на доску, прочитайте слова и разделите их на две группы. Аргументируйте свой выбор.

Зима, без, золотой, а, несут, и, перед, наспех, под, чтобы

(в первую группу входят слова зима, золотой, несут, наспех - это самостоятельные части речи; во вторую группу входят слова без, а, и, перед, под, чтобы - это служебные части речи)

- Совершенно верно. Во второй группе обведите слова той части речи, которую мы уже изучили в этом году. Что осталось?

(мы изучили предлоги: без, перед, под; остались а, и, чтобы – это союзы)

- Правильно. Итак, сформулируйте тему нашего урока.

(Союз как часть речи)

Высказывать и обосновывать свою точку зрения (к)

 

Владеть монологической устной речью (к)

 

3.2. Запись темы, формулировка цели и плана урока

Цель: учить формулировать тему урока и цель учебной деятельности;

учить планировать учебную деятельность;

 

- Записываем в тетрадях тему нашего урока: «Союз как часть речи»

 

– Как вы думаете, ребята, что сегодня на уроке мы должны узнать и чему научиться?

( мы должны познакомиться с союзом как частью речи, определить морфологические признаки союза, узнать значение союза как часть речи, находить союзы в тексте и ставить знаки препинания при них)

- Хорошо. А как мы будем изучать союз? Давайте вспомним, по какому плану изучается любая часть речи, в том числе и союз.

(значение, вопросы, постоянные, изменяемые морфологические признаки, синтаксическая функция)

- Молодцы. Все посмотрите на доску, где зафиксирован наш план.

План на доске:

План изучения части речи:

Значение. Вопросы.

Морфологические признаки (постоянные и изменяемые)

Синтаксическая роль

Ставить учебную задачу(р)

 

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (р)

 

Владеть диалогической устной речью (к)

 

 

3.3. Конструирование понятия

Цель: учить выделять существенные признаки понятия,

анализируя учебный текст (работа с распечатками); учить графически оформлять признаки изучаемого понятия с помощью плана

- Теперь посмотрите на наш план. На какие вопросы мы уже можем с вами ответить, не изучая часть речи.

(Если союз - это служебная часть речи, то не является членом предложения, не имеет непостоянных признаков)

Верно, так как союз - служебная часть речи, то он не отвечает на вопросы, не имеет изменяемые признаки и не является членом предложения. Посмотрите на наш план и выпишите в тетрадь те пункты, которые нам нужны. Прочитайте ваш план.

(План изучения союза как ЧР:

1. Значение

2. Постоянные морфологические признаки

- Верно, мы с вами должны выяснить, каково значение союза как части речи и его постоянные признаки.

(объяснение лингвистический термин через этимологический анализ)

- Обратите внимание на слово СОЮЗ. Это слово пришло в наш язык из старославянского языка и в древности имело приставку со- ( съ-) и корень –уз (-юз). Давайте подберем слова с такой же приставкой СО: ( соавтор, содружество, сотворчество.)

-Каково значение этой приставки? (соединение.)

- Подберите слова с корнем –уз (-юз) : (узы, узник, узел)

-Что обозначает корень –уз (-юз)?

-(тесная связь)

- Правильно, т.е. союз что-то соединяет.

-Для того чтобы выяснить, что соединяют союзы, мы выполним следующее упражнение.

-У вас у каждого на парте есть распечатки с заданиями. Выполняем первое задание (в самих распечатках).

Задание:

Прочитайте стихотворение Н. Некрасова. Подчеркните грамматические основы. Выделите союзы. Что соединяют союзы?

Снежок

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

Некрасов

- Давайте проверим. Прочитайте стихотворение, назовите грамматические основы и что соединяют союзы. 

( в первом четверостишии грамматические основы : снежок порхает, кружится; превратились лужицы. Союз И соединяет 2 предложения в абзац. Во втором предложении грамматические основы снежок изрезан, кошка ловит; союз И соединяет 2 простых предложения в сложное; третий союз И соединяет 2 однородных определения: скрипуч и сух).

- Давайте сделаем вывод о значении союза как части речи с помощью схемы. В тетрадях пишем СОЮЗ и от него 3 стрелки. Что соединяют союзы?

СОЮЗ

однородные члены части предложения предложения в абзац

-Итак, мы выяснили значение союза: союз соединяет простые части сложного предложения, соединяет предложения в абзац, также связывает однородные члены в предложении.

- Теперь давайте узнаем, какие постоянные признаки есть у союза. Мы с вами сказали, что союзы соединяют простые части сложного предложения. Посмотрите на доску. Прочитайте эти предложения, запишите их в тетрадь. Выделите основы. Что у них общего?

Предложения на доске

Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе.

Я отвечал, что приехал на службу.

(и то и другое – сложные предложения )

- Одинаковые ли эти предложения по своей структуре?

(первое предложение сложносочинённое, а второе- сложноподчиненное)

-Что соединяет части сложных предложений?

(союзы)

- Давайте сделаем схему предложений

[ ], и [ ]

[ ], (что )

- В каком предложении можно задать вопрос от одной части к другой?
(во втором)

- Значит, что во втором предложении одна часть подчиняется другой, от первой части можно задать вопрос ко второй. А в первом предложении можно задать вопрос от одной части к другой?

(нет, в первом предложении обе части равные)

акой вывод можно сделать?

(в первом предложении 2 главные части - т.е. равноправные, а во втором одна часть подчиняется другой - т.е. неравноправные)

- Отсюда, как называются союзы, которые связывают части сложносочиненного предложения (равноправные части) и сложноподчиненного предложения (где придаточная часть подчиняется главной)?

(СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ И ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ)

- Верно. Давайте запишем вывод в тетрадях в виде схемы. Снова пишем СОЮЗ и от него 2 стрелки. Союзы, которые связывают части сложного предложения, по своему значению делятся на:

СОЮЗ

сочинительные подчинительные

- А теперь давайте сравним эти 2 предложения на доске. Прочитайте и запишите их. Выделите основы. Сравните союзы по составу.

Предложения на доске:

Мне хочется, чтобы появиться могли голубые сугробы с Петербургом вдали.

Книжки густо измазаны карандашами, потому что Серёжа любит раскрашивать картинки.

(в первом предложении союз состоит из одного слова, а во втором – из двух слов).

- Отлично, отсюда, какой вывод мы сделаем? По составу союзы бывают:

Союзы по составу бывают простые (состоящие из одного слова) и составные (состоящие из двух и более слов.)

Запишите это в тетрадь в виде схемы:

СОЮЗ

простые составные

-Давайте обобщим то, что мы узнали о союзе в виде таблицы.

 

 

(по своему значению союзы бывают сочинительные и подчинительные; по составу союзы разделяются на простые и составные)

-Отлично. Молодцы.

Анализировать языковой материал (п).

 

 

 

 

Сравнивать языковые факты (п).

 

 

 

 

 

Составлять схемы (п)

 

 

 

 

 

 

Владеть диалогической речью (к).

 

 

 

 

 

 

Делать

выводы. (п)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализировать языковой материал (п).

 

 

 

Делать

выводы. (п)

 

 

 

Владеть дилогической речью (к)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делать вводы (п)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение читать несплошные тексты

(таблицы) (П)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Формулировка определения понятия

Цель: учить обобщать признаки понятия, делать выводы из наблюдений;

учить сравнивать самостоятельно полученное определение с определением из учебника

- Теперь давайте обобщим все то, что мы сказали. Посмотрите записи, которые сделали в тетрадях и сформулируйте определение понятия.

Союз - это служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в абзац. Постоянные морфологические признаки союза: по значению союзы бывают сочинительные и подчинительные; по составу союзы разделяются на простые и составные. Союзы не изменяются и не являются членом предложения.

-Отлично, молодцы.

 

Структурировать знания в виде определения понятия (п).

 

Уметь читать несплошной текст(п)

Владеть монологической речью (к)

Владеть монологической речью (к)

4. Закрепление нового материала

Цель: учить применять понятие на новом языковом материале

- Мы узнали все морфологические категории союза, то мы можем сделать морфологический разбор союза. Посмотрите на доску. Прочитайте план морфологического разбора.

План на доске. Кто-нибудь один читают его вслух.

План морфологического разбора союза:

I Часть речи. Общее значение.

II Морфологические признаки: а) сочинительный или подчинительный, б) простой или составной.

- Теперь сделаем морфологический анализ союза. В тетрадях запишите предложение. А один ученик запишет его на доске.

На доске :

Дорога покрылась белой пеленой, потому что пошел сильный снег.

-Выписываем союз и ставим рядом с ним сверху цифру 3.

- Теперь смотрим на наш план и начинаем выполнять разбор. Ученик у доски записывает и говорит, что делает.

Ученик у доски:

Потому что- союз

I [ ],(потому что ). (союз соединяет части сложного предложения: главную часть, в которой грамматическая основа- дорога покрылась и придаточную с грамматической основой пошел снег )

II Морф. признаки: подчин., составной.

- Хорошо, ребята, внимательно посмотрите на доску, все ли у вас правильно? Молодец, садись на место.

 

- Теперь для закрепления выполним упражнение.

 

4 .2 Формирование правописных умений.

Объяснительный диктант.

Цель упр: обосновать, объяснить условия выбора знаков препинания.

Расставьте знаки препинания, обоснуйте условия их постановки.

 

Мы с мамой переехали в этот дом недавно. И постепенно я перезнакомился со всеми ребятами, живущими рядом и все мы относились друг к другу хорошо.
Изредка ребята приходили ко мне домой. Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём но ни о чём серьёзном. И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей.  
Чтобы не было свалки я заранее стал предупреждать о своем голубке. Ребятам это, конечно, нравилось но я всё равно был среди них чужим. И мне вдруг расхотелось пускать с балкона голубков. 
Я сделал последнего и нарисовал вечернее небо и дорогу, по которой идут рядом двое мальчишек. Я. нарисовал это потому что хотелось чтобы настоящий появился друг.

Я пустил голубка с балкона, и ветер подхватил и унёс его за тополя. И я подумал что кто-нибудь найдёт, догадается, придёт ко мне...

( По В. Крапивину.)

 

(Задание выполняется вместе в самих распечатках: ученики по цепочке читают предложения, называют грамматические основы, объясняют знаки препинания.)

Образец выполнения : Постепенно я перезнакомился со всеми ребятами, живущими рядом, и все мы относились друг к другу хорошо. (союз И соединяет 2 простых предложения в сложное, перед союзом нужна запятая)

-Хорошо, молодцы, справились с упражнением.

Владеть монологической формой речи (к)

 

 

Контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки(р)

 

 

 

Уметь обосновывать условия выбора знаков препинания и орфограмм(п)

 

 

5. Итог урока

Цель: учить рефлексировать, осмысливать собственные мыслительные операции познания, т.е. учить формулировать новое знание (определение понятия) и способы действия (как применять новые знания)

– Что нового узнали сегодня на уроке?

– Чему новому научились?

– Что было трудным на уроке?

– Что было интересным?

Рефлексия

Осмысление собственных мыслительных операций познания(л)

Строение небольших монологических высказываний (к)

6. Задание на дом

Цель: учить определять собственные затруднения и те умения, которые необходимо тренировать

- Запишите домашнее задание.(на доске)

- В учебнике параграф 54, упражнение 316. Упражнение аналогичное тому, которое делали на уроке. Вам нужно будет подчеркнуть грамматические основы, расставить пропущенные запятые, обведите союзы. Выучить записи в тетради

 


 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×