Название статьи:
Конспект в подготовительной группе "Путешествие в осенний лес" | Пономаренко Людмила Ильичовна. Работа №341996
Дата публикации:
03.09.2024
Автор:
Пономаренко Людмила Ильичовна
Описание:
Прививать у детей любовь к природе, знакомить детей с произведениями,в которых поэты воспевают красоту природы.Воспитывать патриотические чувства к своей родине.Знакомить детей с природными мзменениями, пробуждать чувство понимания души природы в музыке,поэзии и изобразительной деятельности. учить детей передавать в движениях-падающие листья.
Осень в красках и звуках
Цели и задачи:
Научить детей понимать красоту природы, пробуждать чувство
понимания души природы в музыке, поэзии и изобразительной
деятельности; умение детей передавать песне образ листопада, журавлей;
Закрепить знания о музыкальных инструментах, и как они помогают детям увидеть картину, придуманную композитором;
Уточнить знания детей о ранней и поздней осени, о последних осенних цветах, об улетающих птицах;
Научить детей новому виду искусства – составление икебан;
Закрепить умение выполнять движения в соответствии с музыкой и передавать образ музыкального произведения в движениях.
Материал : Слайды, фонограммы, осенние листочки, цветы –хризантемы для изготовления Икебана.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Ребята, а вы любите путешествовать?
- Но мы отправимся с вами в воображаемое путешествие. Пойдем мы с
вами в лес. (Музыкальный зал оформлен под осенний лес
- А в какой вы хотите пойти лес?
- А когда пойдем: с утра или вечером?
- Ну, пошли, давайте оденем рюкзаки. Плечи расправили, одели?
А ты что сгорбился, рюкзак тяжелый? Поправили! Пошли!
- Идем по листочкам, видите, они у нас под ногами. Идите мягко, не
топайте, чтобы не нарушить тишину леса.
Посмотрите, какие красивые деревья! Давайте остановимся, полюбуемся
этой красотой!
Сделаем привал, (на фоне фонограммы Осенний вальс появляется слайд)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы
хрустальный,
И лучезарны вечера …
(Тютчев)
(смена слайда)
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томных легкий
шелест,
Туманна и тиха лазурь.
(Тютчев)
(смена слайда)
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу …
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу
С холоду щеки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать.
(Майков)
Эти картины нарисованы художником при помощи красок и кисти. Но и поэт Тютчев, Майков и многие другие нарисовал перед нами картину осени, но при помощи слова. Нужно лишь, закрыть глаза и вслушаться в слова … и картина сразу же появится перед глазами. (Закрываем глаза, воспитатель читает стихотворение Майкова Кроет уж лист золотой … ) Увидели?
Но и музыкой тоже можно нарисовать изумительную картину. Послушайте пьесу Октябрь П.И. Чайковского из альбома Времена года. Закроем глаза и рисуем перед собой картину при помощи звуков. (Дети и воспитатель слушают)
Увидели? Поделитесь со мной, что вы увидели. А помогли нам
нарисовать картину музыкальные инструменты.
- А вы никогда не задумывались над тем, что звучать может не только музыка или стихотворение, но и … тишина? Если прислушаться, то в тишине можно услышать и прекрасные слова, и прекрасную музыку. Ведь все вокруг нас наполнено звуками, все вокруг живое, все дышит, также как мы с вами. Давайте попробуем послушать тишину …(тихо звучит фонограмма и стихотворение Как ветер музыка звучит)
Ну что, пошли дальше! По-моему мы с вами попали на какую-то поляну.
Какой запах?! Чувствуете, чем пахнет?
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях на дорожке.
Встала шапка из травы –
Нет под шапкой головы.
Правильно, грибы! Грибная поляна!
Мимо кучи муравьиной
Мы войдем в дремучий бор
Там стоит, как зонтик длинный,
В красной шляпке мухомор.
Мы идем путем – дорогой
По ручью лесному в брод.
Под березкой длинноногой
Подберезовик растет.
Белый гриб, такой красивый,
На тропинку вздумал встать .
Подосиновик червивый –
Брать его или не брать?
(смена слайда)
Включена фонограмма стрекотание кукушки.
И снова в путь! Какая красота вокруг! Слышите, вон там вдалеке чей-то голосок? Кукушка! Какая маленькая! Давайте поговорим с кукушкой.
Попевка: Куда летишь кукушка …
- До свиданья, кукушка!
(смена слайда)
- Пошли дальше! Смотрите, а тропинка становится узенькая, вьется-вьется, ну-ка, осторожно с тропинки в сторону не сходите. А чтоб нам не скучно было, споем про тропинку попевочку. Попевка: В сыром бору тропинка.
(смена слайда)
- Молодцы! Ой, что-то похолодало, ветер какой-то начинается! А как сразу природа заволновалась! Небо серое, березка наклонилась, листья по ветру полетели! И музыка, какая тревожная …
- Но осенью погода переменчива, ветер успокоился и мы опять с вами в спокойном тихом лесу…
(дети гуляют по лесу)
(смена слайда)
- А сколько листьев после ветра налетело! Подбираем несколько листочков, для украшения зала. (поднимают 3-4 листочка) Дети поют песню Листопад.
- Давайте немного отдохнем, снимаем наши рюкзаки и полюбуемся небом…
- Слышите, а что это за птицы? Посмотрите на небо…
(смена слайда)Фонограмма Журавлиная песня
Летят высоко журавли
Над опустевшими полями,
Лесам, где лето провели,
Они кричат: Летите с нами!
Один журавель даже спустился к нам с неба и попрощался с нами.
Танец журавля исполняет подготовленный ребенок.
Давайте мы подарим на прощание песню журавлику. Дети под фонограмму поют песню.
- Молодцы! Давайте удобно сядем и поговорим с вами. Ребята, мы с вами хорошо знаем, какой цветок появляется первым?
- Правильно, подснежник! А знаете, какой цветок последним отцветает? Хризантема. Хризантемы приходят к нам поздней осенью вместе с первыми заморозками и, может быть, кажутся иным чуточку печальными. Что ж, осень всегда была порой увядания, прощания с яркими и пестрыми красками лета, и, конечно же, среди потускневшей радуги, цветок хризантемы подобен шальному солнечному лучу, который не хочет сдаваться, не хочет так просто уйти в небытие.
На Востоке хризантему называют цветком Белого Дракона. Есть такая легенда. (Пауза). Воспитатель предлагает поудобнее сесть и начинает рассказывать.
Хитрый и злой Белый Дракон, желая досадить людям, вздумал посягнуть на само солнце – отнять у них свет и радость. Одного лишь не ведал Белый Дракон: не по силам выбрал себе добычу. Зубами и когтями рвал уснувшее светило, и горячие искры, падая на землю, превращались в цветы.
Твоя листва - узоров бахрома –
Свисает над землей за слоем слой,
Десятки тысяч лепестков твоих,
Как золото чеканное горят…
О, Хризантема, осени цветок,
Твой гордый дух, вид необычный твой,
О совершенстве доблестных мужей
мне говорят…
В Корейской мифологии священный цветок Хризантема символизирует мужество, дружбу, честность и молодость. Этому замечательному цветку композитор Харито посвятил романс. Давайте послушаем.
Отцвели уж давно хризантемы в саду… Но, прежде чем отцвести, жестко и прямо стоит цветок, словно не касается его осеннее ненастье и житейские бури, храня задумчивую улыбку – прелесть увядающей красот. Давайте не дадим такой красоте грустить и быть одинокой. Я сейчас присоединю к нему веточку с листьями, засушенный сучек…(составляю икебану).
Вот какой получился у меня необычный букет. А вы знаете, как называется эта композиция?
Икебана – это японское слово, которое означает – помочь цветам проявить себя или дать жизнь цветам.Посмотрите, у нас на выставке составлено множество различных икебан. (рассматривают)
Обратите внимание, их составляют и в маленьких вазах, и в больших напольных вазах, на пенечках, на корягах и т.д.Каждая икебана, посмотрите, выражает определенное настроение :выразить настроение нам помогает форма сухой ветки, цветок, фон на котором изображена икебана и мн.др.
Мы сегодня с вами поучимся составлять икебаны. Возьмите, пожалуйста, необходимый материал для этого, но вначале подумайте какое настроение вы хотите передать в своей композиции – икебане.(под фонограмму составляют икебаны)
Давайте сделаем выставку ваших икебан. (дети рассказывают о них)
- Мы сегодня с вами нарисовали множество картин: при помощи слова, когда слушали различные стихотворения, при помощи музыки, а теперь давайте нарисуем картину танцем. Давайте устроим настоящий листопад из листьев и веточек рябины, а поможет нам музыка.
(танец под фонограмму П.И. Чайковского Падеде из балета Щелкунчик)
В конце танца листья и ветки рябины дети собирают в букеты.
Ребята, мы сегодня попробовали заглянуть в душу природе, помните, что…(Звучит фонограмма Пастух Подготовленный ребенок читает стихотворение).
Есть душа у камней конопатых,
У шиповника и камыша.
Из коричневых веток мохнатых
Глухо смотрит лесная душа.
На печальную птицу похожа,
Нелюдима она и молчит.
Лишь под бурой морщинистой кожей
Деревянное сердце стучит.
У нее стариковские уши
Дружит с ней все лесное зверье,
Только злые, незрячие души
Никогда не видали ее.
- Дорогие ребята, я очень хочу, чтобы вы не забыли наше сегодняшнее путешествие и помнили, что все вокруг будет жить, пока мы любим и заботимся о нашей природе.
(под фонограмму дети уходят из зала)
Скачать работу
Цели и задачи:
Научить детей понимать красоту природы, пробуждать чувство
понимания души природы в музыке, поэзии и изобразительной
деятельности; умение детей передавать песне образ листопада, журавлей;
Закрепить знания о музыкальных инструментах, и как они помогают детям увидеть картину, придуманную композитором;
Уточнить знания детей о ранней и поздней осени, о последних осенних цветах, об улетающих птицах;
Научить детей новому виду искусства – составление икебан;
Закрепить умение выполнять движения в соответствии с музыкой и передавать образ музыкального произведения в движениях.
Материал : Слайды, фонограммы, осенние листочки, цветы –хризантемы для изготовления Икебана.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Ребята, а вы любите путешествовать?
- Но мы отправимся с вами в воображаемое путешествие. Пойдем мы с
вами в лес. (Музыкальный зал оформлен под осенний лес
- А в какой вы хотите пойти лес?
- А когда пойдем: с утра или вечером?
- Ну, пошли, давайте оденем рюкзаки. Плечи расправили, одели?
А ты что сгорбился, рюкзак тяжелый? Поправили! Пошли!
- Идем по листочкам, видите, они у нас под ногами. Идите мягко, не
топайте, чтобы не нарушить тишину леса.
Посмотрите, какие красивые деревья! Давайте остановимся, полюбуемся
этой красотой!
Сделаем привал, (на фоне фонограммы Осенний вальс появляется слайд)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы
хрустальный,
И лучезарны вечера …
(Тютчев)
(смена слайда)
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томных легкий
шелест,
Туманна и тиха лазурь.
(Тютчев)
(смена слайда)
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу …
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу
С холоду щеки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать.
(Майков)
Эти картины нарисованы художником при помощи красок и кисти. Но и поэт Тютчев, Майков и многие другие нарисовал перед нами картину осени, но при помощи слова. Нужно лишь, закрыть глаза и вслушаться в слова … и картина сразу же появится перед глазами. (Закрываем глаза, воспитатель читает стихотворение Майкова Кроет уж лист золотой … ) Увидели?
Но и музыкой тоже можно нарисовать изумительную картину. Послушайте пьесу Октябрь П.И. Чайковского из альбома Времена года. Закроем глаза и рисуем перед собой картину при помощи звуков. (Дети и воспитатель слушают)
Увидели? Поделитесь со мной, что вы увидели. А помогли нам
нарисовать картину музыкальные инструменты.
- А вы никогда не задумывались над тем, что звучать может не только музыка или стихотворение, но и … тишина? Если прислушаться, то в тишине можно услышать и прекрасные слова, и прекрасную музыку. Ведь все вокруг нас наполнено звуками, все вокруг живое, все дышит, также как мы с вами. Давайте попробуем послушать тишину …(тихо звучит фонограмма и стихотворение Как ветер музыка звучит)
Ну что, пошли дальше! По-моему мы с вами попали на какую-то поляну.
Какой запах?! Чувствуете, чем пахнет?
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях на дорожке.
Встала шапка из травы –
Нет под шапкой головы.
Правильно, грибы! Грибная поляна!
Мимо кучи муравьиной
Мы войдем в дремучий бор
Там стоит, как зонтик длинный,
В красной шляпке мухомор.
Мы идем путем – дорогой
По ручью лесному в брод.
Под березкой длинноногой
Подберезовик растет.
Белый гриб, такой красивый,
На тропинку вздумал встать .
Подосиновик червивый –
Брать его или не брать?
(смена слайда)
Включена фонограмма стрекотание кукушки.
И снова в путь! Какая красота вокруг! Слышите, вон там вдалеке чей-то голосок? Кукушка! Какая маленькая! Давайте поговорим с кукушкой.
Попевка: Куда летишь кукушка …
- До свиданья, кукушка!
(смена слайда)
- Пошли дальше! Смотрите, а тропинка становится узенькая, вьется-вьется, ну-ка, осторожно с тропинки в сторону не сходите. А чтоб нам не скучно было, споем про тропинку попевочку. Попевка: В сыром бору тропинка.
(смена слайда)
- Молодцы! Ой, что-то похолодало, ветер какой-то начинается! А как сразу природа заволновалась! Небо серое, березка наклонилась, листья по ветру полетели! И музыка, какая тревожная …
- Но осенью погода переменчива, ветер успокоился и мы опять с вами в спокойном тихом лесу…
(дети гуляют по лесу)
(смена слайда)
- А сколько листьев после ветра налетело! Подбираем несколько листочков, для украшения зала. (поднимают 3-4 листочка) Дети поют песню Листопад.
- Давайте немного отдохнем, снимаем наши рюкзаки и полюбуемся небом…
- Слышите, а что это за птицы? Посмотрите на небо…
(смена слайда)Фонограмма Журавлиная песня
Летят высоко журавли
Над опустевшими полями,
Лесам, где лето провели,
Они кричат: Летите с нами!
Один журавель даже спустился к нам с неба и попрощался с нами.
Танец журавля исполняет подготовленный ребенок.
Давайте мы подарим на прощание песню журавлику. Дети под фонограмму поют песню.
- Молодцы! Давайте удобно сядем и поговорим с вами. Ребята, мы с вами хорошо знаем, какой цветок появляется первым?
- Правильно, подснежник! А знаете, какой цветок последним отцветает? Хризантема. Хризантемы приходят к нам поздней осенью вместе с первыми заморозками и, может быть, кажутся иным чуточку печальными. Что ж, осень всегда была порой увядания, прощания с яркими и пестрыми красками лета, и, конечно же, среди потускневшей радуги, цветок хризантемы подобен шальному солнечному лучу, который не хочет сдаваться, не хочет так просто уйти в небытие.
На Востоке хризантему называют цветком Белого Дракона. Есть такая легенда. (Пауза). Воспитатель предлагает поудобнее сесть и начинает рассказывать.
Хитрый и злой Белый Дракон, желая досадить людям, вздумал посягнуть на само солнце – отнять у них свет и радость. Одного лишь не ведал Белый Дракон: не по силам выбрал себе добычу. Зубами и когтями рвал уснувшее светило, и горячие искры, падая на землю, превращались в цветы.
Твоя листва - узоров бахрома –
Свисает над землей за слоем слой,
Десятки тысяч лепестков твоих,
Как золото чеканное горят…
О, Хризантема, осени цветок,
Твой гордый дух, вид необычный твой,
О совершенстве доблестных мужей
мне говорят…
В Корейской мифологии священный цветок Хризантема символизирует мужество, дружбу, честность и молодость. Этому замечательному цветку композитор Харито посвятил романс. Давайте послушаем.
Отцвели уж давно хризантемы в саду… Но, прежде чем отцвести, жестко и прямо стоит цветок, словно не касается его осеннее ненастье и житейские бури, храня задумчивую улыбку – прелесть увядающей красот. Давайте не дадим такой красоте грустить и быть одинокой. Я сейчас присоединю к нему веточку с листьями, засушенный сучек…(составляю икебану).
Вот какой получился у меня необычный букет. А вы знаете, как называется эта композиция?
Икебана – это японское слово, которое означает – помочь цветам проявить себя или дать жизнь цветам.Посмотрите, у нас на выставке составлено множество различных икебан. (рассматривают)
Обратите внимание, их составляют и в маленьких вазах, и в больших напольных вазах, на пенечках, на корягах и т.д.Каждая икебана, посмотрите, выражает определенное настроение :выразить настроение нам помогает форма сухой ветки, цветок, фон на котором изображена икебана и мн.др.
Мы сегодня с вами поучимся составлять икебаны. Возьмите, пожалуйста, необходимый материал для этого, но вначале подумайте какое настроение вы хотите передать в своей композиции – икебане.(под фонограмму составляют икебаны)
Давайте сделаем выставку ваших икебан. (дети рассказывают о них)
- Мы сегодня с вами нарисовали множество картин: при помощи слова, когда слушали различные стихотворения, при помощи музыки, а теперь давайте нарисуем картину танцем. Давайте устроим настоящий листопад из листьев и веточек рябины, а поможет нам музыка.
(танец под фонограмму П.И. Чайковского Падеде из балета Щелкунчик)
В конце танца листья и ветки рябины дети собирают в букеты.
Ребята, мы сегодня попробовали заглянуть в душу природе, помните, что…(Звучит фонограмма Пастух Подготовленный ребенок читает стихотворение).
Есть душа у камней конопатых,
У шиповника и камыша.
Из коричневых веток мохнатых
Глухо смотрит лесная душа.
На печальную птицу похожа,
Нелюдима она и молчит.
Лишь под бурой морщинистой кожей
Деревянное сердце стучит.
У нее стариковские уши
Дружит с ней все лесное зверье,
Только злые, незрячие души
Никогда не видали ее.
- Дорогие ребята, я очень хочу, чтобы вы не забыли наше сегодняшнее путешествие и помнили, что все вокруг будет жить, пока мы любим и заботимся о нашей природе.
(под фонограмму дети уходят из зала)