Конспект в старшей группе по познавательному развитию | Канцулина Ольга Николаевна . Работа №284379
Автор: Канцулина Ольга Николаевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 114»
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по
познавательному развитию на тему:
« Пять ключей »
Выполнила: Канцулина О.Н.
воспитатель высшей категории
7 декабря 2021 г.
Цель: Совершенствование мыслительных операций на основе полученных знаний, представлений и умений.
Задачи:
· Образовательная:
формировать знания о цифрах от 1 до 5; знание о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник); умение ориентироваться на листе бумаги; развивать конструктивные навыки (собирать пазлы с героями мультфильмов).
· Развивающая:
развивать интересы детей, логическое мышление, любознательность
· Воспитательная:
развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками
· Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
· Познавательное развитие – ФЭМП
- закрепить навыки порядкового и обратного счета в пределах 5
- развивать память, внимание, логическое мышление
· Социально – коммуникативное развитие
- воспитывать организованность
- формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности
- развивать навыки самоконтроля и самооценки
· Речевое развитие
- развивать диалогическую речь, связную речь
- формировать умение обосновывать свои практические действия, опровергать неправильные высказывания.
· Физическое развитие:
- обеспечить двигательную активность во время проведения занятия
- развивать у детей двигательную активность, способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук
· Словесные: рассказ, вопросы, пояснение.
· Практические: решение математических упражнении с использованием раздаточного материала, выполнений задании.
· Игровые : игровая разминка, ввод детей в игровую ситуацию.
Материалы и оборудование:
Сундучок, пять ключей, небольшая стеклянная баночка с прозрачной водой, голубая ткань натянута на обруч (озеро), пять рыбок с цифрами от 1 до 5, телефон.
Раздаточный материал:
Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шестиугольник), пазлы с героями мультфильмов.
Методические приёмы:
Игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, речевые игры, подвижная игра «Вышла цапля на охоту», конструктивная деятельность, эксперимент с водой в баночке, анализ, показ картинок к заданиям с помощью ИКТ, подведение итогов.
Секретный эксперимент с водой. Чтобы в баночке после прозрачной воды появилась цветная, нужно нанести на крышку от банки густую гуашь. После того, как вы встряхнёте или поболтаете закрытую баночку, в ней появится цветная вода.
Ход НОД:
Дети заходят в зал и встают полукругом лицом к гостям.
Воспитатель. Ребята, посмотрите сегодня к нам пришло много гостей. Скажите, а вы, любите когда к вам приходят гости?
Дети. Да.
Воспитатель. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети. Здравствуйте.
Воспитатель. Но это ещё не все гости. Сейчас к нам придёт гость из знакомой вам сказки и зовут этого гостя – Доктор Айболит.
Воспитатель: Что это за звуки?
Дети: Телефон звонит.
Айболит. Здравствуйте ребята, помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель. А что случилось?
Айболит. Представляете, я хотел прийти к вам в гости, а мне позвонили из Африки и попросили, чтобы я срочно приехал. В Африке заболели все зверята. Я взял волшебную воду и уже, было собрался в путь, но злые пираты отобрали ее у меня! Они закрыли её в сундук, а ключ бросили в глубокое озеро.
Воспитатель. Как мы можем помочь? Что нужно делать?
Айболит. Вам предстоит выполнить пять заданий. За каждое правильно выполненное задание вы от рыбки получите ключ. Если наберёте пять ключей, то сможете открыть сундук с волшебной водой. Я бы и сам с вами отправился в путь, но меня ждут больные зверята.
Воспитатель. Поможем, ребята?
Дети. Да
Воспитатель. Надо отправляться в путь. Но сначала мы проверим, сможете ли вы помочь Айболиту. Я предлагаю поиграть вам в игру, которая называется «Части суток». Я буду читать предложение, а вы постарайтесь его закончить.
Игра «Части суток» («Закончи предложение»)
- Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)
- Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём)
- Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером)
- Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)
- Сколько частей в сутках?
Дети. (4).
Воспитатель. Назовите их.
Дети (утро, день, вечер, ночь).
Воспитатель. Скажите, в какое время суток начинается наше путешествие?
Дети. (Утром.)
Воспитатель. А какое сейчас время года?
Дети: (Зима)
Воспитатель. Назовите зимние месяцы
Дети. (декабрь, январь, февраль – их не забывай).
Воспитатель. Молодцы! Доктор Айболит, может, и ты хочешь проверить детей? Задай им какой-нибудь вопрос.
Айболит. Хорошо.
Игра «В какое время года?»
-Назовите в какое время года все купаются и загорают? (Лето).
- В какое время года птички улетают на юг? (Осенью).
- В какое время года расцветают подснежники? (Весной).
- В какое время года играют в снежки? (Зимой)
- В какое время года тает снег? (Весной)
- В какое время года с деревьев опадают листья? (Осенью)
Айболит. Молодцы! Я думаю, что вы справитесь со всеми заданиями и достанете все ключи.
Айболит уходит.
Воспитатель: Сейчас мы свами поиграем перед путешествием.
Игра: Вышла цапля на охоту
ЦАП-ЦАП-ЦАП /Ладошками хлопать/
ХОДИТ ДОЖДИК ПО БОЛОТУ / Хлопок по ладошке/
КАП-КАП-КАП /Затем пальцем по ладошке/
ЦАПЛЯ СТРЯХИВАЕТ КАПЛИ /Хлопок рукой по коленку/
ШМЫК-ШМЫК-ШМЫК /Затем стряхиваем с себя/
А лягушки убегают /Руки вверх пальцы сжимаем, разжимаем /
Прыг-прыг-прыг /а затем щелчок пальцами/
Чьи лягушки ускакали, ускакали, ускакали… :
Воспитатель. Тогда отправляемся в путь к озеру. Идём по дорожке. Посмотрите, в озере плавают рыбки. Чтобы узнать, какое задание первое, а какое второе и т.д., нам нужно рыбок поймать и расположить по порядку на берегу. (Каждый ребёнок раскладывает около обруча рыбок с цифрами от 1 до 5). Найдите рыбку с цифрой 1. Сейчас встаньте полукругом и мы посмотрим какое задание приготовила нам эта рыбка.
Вот первая рыбка и задание№ 1.
1 ЗАДАНИЕ - Игра «Скажи одним словом» (обобщение) с мячом.
- Яблоко, груша, слива, лимон – … (фрукты).
- Кровать, тумбочка, стул, шкаф – … (мебель).
- Собака, кошка, корова, коза – … (домашние животные).
- Папа, мама, бабушка, дедушка – … (родственники - семья).
- Кубик, кукла, машина, мячик – … (игрушки).
- Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – … (обувь).
- Пчела, стрекоза, муха, жук – … (насекомые).
- Самолёт, вертолёт, ракета – … (воздушный транспорт).
Игра «Из чего сделаны предметы?»
- Мяч из резины – … резиновый.
- Мяч из пластмассы – … пластмассовый.
- Стакан из стекла – … стеклянный.
- Матрёшка из дерева – … деревянная.
- Утка из резины – … резиновая.
- Игрушка из меха – … меховая.
- Поделка из бумаги – … бумажная.
- Гвоздь из железа – … железный.
Воспитатель. Молодцы! Вот от рыбки ключик за правильные ответы.
Найдите рыбку с цифрой 2.
Задание 2.
Дети садятся полукругом возле проектора.
2 ЗАДАНИЕ - Игра «Описываем животное».
Воспитатель. Если отгадаете животное, то оно появится на экране.
- У этого животного летом шубка серая, а зимою белая. Он быстро бегает. Всех в лесу боится, прячется под кустом (заяц).
- Он маленький и колючий. Зимой спит. Летом ловит жуков и червяков (ёж).
- Он большой, лохматый, неуклюжий. Зимой спит в берлоге. Летом ходит по лесу и ищет мёд и малину (медведь).
- Она рыжая и хитрая. У неё пушистый хвост. Живёт в норе. Ловит мышей и зайцев (лиса).
- Он серый и страшный, злой и голодный. Ловит зайцев и телят. Живёт в логове (волк).
- Она маленькая, быстрая, рыжая. По деревьям скачет, живёт в дупле. Грызёт шишки и орешки (белка).
Воспитатель. Ребята, а как называются эти животные? Правильно, дикие животные. За правильные ответы рыбка даёт нам второй ключ.
А где третья рыбка? (Дети находят рыбку с цифрой 3).
Задание 3. Она предлагает нам просто отдохнуть.
Физкультминутка: У жирафа пятна пятнышки везде…
Воспитатель. Молодцы! От рыбки получаем ещё один ключ.
Следующая рыбка с цифрой 4.(Дети находят рыбку с цифрой 3/
Следующее задание 4. Давайте пройдем за столы. Усядемся по удобнее, приготовили ручки для разминки
Пальчиковая гимнастика:
«Пальчиковая гимнастика»
Будем пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5
И фигуры называть
Вот квадрат, а вот кружок
Треугольник и ромб,
А еще прямоугольник
И не трудно сосчитать
Их по счету ровно пять.
Геометрический диктант
Вспомним, где у нас правая рука, а где левая.
Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать задание и рисовать:
в левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник;
в правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат;
в центре нарисуйте черный овал;
в левом нижнем углу нарисуйте синий прямоугольник;
в правом верхнем углу нарисуйте желтый круг.
А сейчас проверим.
Какую геометрическую фигуру нарисовали в правом нижнем углу. Где нарисовали желтый круг?
В каком углу прямоугольник?
И с этим заданием мы с вами справились!
Воспитатель. Рыбка даёт нам четвёртый ключ. И посмотрим последнее задание.
Осталась одна рыбка. Какая цифра? Правильно, 5.
5 ЗАДАНИЕ –
Вам нужно разделиться на 2 команды по 5 человек и собрать пазлы, потом отгадать героев знакомых мультфильмов.
Дети собирают пазлы и называют мультфильм (музыка )
Воспитатель. Молодцы! Рыбка даёт нам ещё один ключ. Итак, сколько у нас ключей? (Пять). Пора звонить доктору Айболиту.
Звонят доктору.
Отвечает Айболит.
Айболит. Слушаю Вас ребята.
Воспитатель: Мы собрали 5 ключей
Айболит: У вас 5 ключей?! Молодцы!
Сейчас вам предстоит подобрать ключ к сундуку, открыть его и достать волшебную воду.
Дети с воспитателем подбирают ключ. Открывают и достают волшебную воду. (Она прозрачная).
Воспитатель. По-моему, это обыкновенная вода.
Айболит. А вот и нет! Накройте банку тканью, взболтайте, и вы увидите, что это самая настоящая волшебная вода!
Воспитатель: Ребята давайте сделаем, как советует нам доктор Айболит.(Взболтали и увидели ,что вода не прозрачная стала/ Я передам её через мою помощницу.
Айболит: Жду вашу помощницу, как можно скорее и отправляюсь в Африку лечить зверей. Вам от меня большое спасибо. До свидания!
Воспитатель и дети. До свидания!
Рефлексия: Ребята вам понравилось путешествие?
Что вам больше понравилось, какие задания?
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 114»
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по
познавательному развитию на тему:
« Пять ключей »
Выполнила: Канцулина О.Н.
воспитатель высшей категории
7 декабря 2021 г.
Цель: Совершенствование мыслительных операций на основе полученных знаний, представлений и умений.
Задачи:
Образовательная:
формировать знания о цифрах от 1 до 5; знание о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник); умение ориентироваться на листе бумаги; развивать конструктивные навыки (собирать пазлы с героями мультфильмов).
Развивающая:
развивать интересы детей, логическое мышление, любознательность
Воспитательная
:
развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Познавательное развитие – ФЭМП
- закрепить навыки порядкового и обратного счета в пределах 5
- развивать память, внимание, логическое мышление
Социально – коммуникативное развитие
- воспитывать организованность
- формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности
- развивать навыки самоконтроля и самооценки
Речевое развитие
- развивать диалогическую речь, связную речь
- формировать умение обосновывать свои практические действия, опровергать неправильные высказывания.
Физическое развитие:
- обеспечить двигательную активность во время проведения занятия
- развивать у детей двигательную активность, способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук
Словесные
: рассказ, вопросы, пояснение.
Практические
: решение математических упражнении с использованием раздаточного материала, выполнений задании.
Игровые
:
игровая разминка, ввод детей в игровую ситуацию.
Материалы и оборудование:
Сундучок, пять ключей, небольшая стеклянная баночка с прозрачной водой, голубая ткань натянута на обруч (озеро), пять рыбок с цифрами от 1 до 5, телефон.
Раздаточный материал:
Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шестиугольник), пазлы с героями мультфильмов.
Методические приёмы:
Игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, речевые игры, подвижная игра «Вышла цапля на охоту», конструктивная деятельность, эксперимент с водой в баночке, анализ, показ картинок к заданиям с помощью ИКТ, подведение итогов.
Секретный эксперимент с водой. Чтобы в баночке после прозрачной воды появилась цветная, нужно нанести на крышку от банки густую гуашь. После того, как вы встряхнёте или поболтаете закрытую баночку, в ней появится цветная вода.
Ход НОД:
Дети заходят в зал и встают полукругом лицом к гостям.
Воспитатель. Ребята, посмотрите сегодня к нам пришло много гостей. Скажите, а вы, любите когда к вам приходят гости?
Дети. Да.
Воспитатель. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети. Здравствуйте.
Воспитатель. Но это ещё не все гости. Сейчас к нам придёт гость из знакомой вам сказки и зовут этого гостя – Доктор Айболит.
Воспитатель: Что это за звуки?
Дети: Телефон звонит.
Айболит. Здравствуйте ребята, помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель. А что случилось?
Айболит. Представляете, я хотел прийти к вам в гости, а мне позвонили из Африки и попросили, чтобы я срочно приехал. В Африке заболели все зверята. Я взял волшебную воду и уже, было собрался в путь, но злые пираты отобрали ее у меня! Они закрыли её в сундук, а ключ бросили в глубокое озеро.
Воспитатель. Как мы можем помочь? Что нужно делать?
Айболит. Вам предстоит выполнить пять заданий. За каждое правильно выполненное задание вы от рыбки получите ключ. Если наберёте пять ключей, то сможете открыть сундук с волшебной водой. Я бы и сам с вами отправился в путь, но меня ждут больные зверята.
Воспитатель. Поможем, ребята?
Дети. Да
Воспитатель. Надо отправляться в путь. Но сначала мы проверим, сможете ли вы помочь Айболиту. Я предлагаю поиграть вам в игру, которая называется «Части суток». Я буду читать предложение, а вы постарайтесь его закончить.
Игра «Части суток» («Закончи предложение»)
- Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)
- Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём)
- Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером)
- Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)
- Сколько частей в сутках?
Дети. (4).
Воспитатель. Назовите их.
Дети (утро, день, вечер, ночь).
Воспитатель. Скажите, в какое время суток начинается наше путешествие?
Дети. (Утром.)
Воспитатель. А какое сейчас время года?
Дети: (Зима)
Воспитатель. Назовите зимние месяцы
Дети. (декабрь, январь, февраль – их не забывай).
Воспитатель. Молодцы! Доктор Айболит, может, и ты хочешь проверить детей? Задай им какой-нибудь вопрос.
Айболит. Хорошо.
Игра «В какое время года?»
-Назовите в какое время года все купаются и загорают? (Лето).
- В какое время года птички улетают на юг? (Осенью).
- В какое время года расцветают подснежники? (Весной).
- В какое время года играют в снежки? (Зимой)
- В какое время года тает снег? (Весной)
- В какое время года с деревьев опадают листья? (Осенью)
Айболит. Молодцы! Я думаю, что вы справитесь со всеми заданиями и достанете все ключи.
Айболит уходит.
Воспитатель: Сейчас мы свами поиграем перед путешествием.
Игра: Вышла цапля на охоту
ЦАП-ЦАП-ЦАП /Ладошками хлопать/
ХОДИТ ДОЖДИК ПО БОЛОТУ / Хлопок по ладошке/
КАП-КАП-КАП /Затем пальцем по ладошке/
ЦАПЛЯ СТРЯХИВАЕТ КАПЛИ /Хлопок рукой по коленку/
ШМЫК-ШМЫК-ШМЫК /Затем стряхиваем с себя/
А лягушки убегают /Руки вверх пальцы сжимаем, разжимаем /
Прыг-прыг-прыг /а затем щелчок пальцами/
Чьи лягушки ускакали, ускакали, ускакали… :
Воспитатель. Тогда отправляемся в путь к озеру. Идём по дорожке. Посмотрите, в озере плавают рыбки. Чтобы узнать, какое задание первое, а какое второе и т.д., нам нужно рыбок поймать и расположить по порядку на берегу. (Каждый ребёнок раскладывает около обруча рыбок с цифрами от 1 до 5). Найдите рыбку с цифрой 1. Сейчас встаньте полукругом и мы посмотрим какое задание приготовила нам эта рыбка.
Вот первая рыбка и задание№ 1.
1 ЗАДАНИЕ - Игра «Скажи одним словом» (обобщение) с мячом.
- Яблоко, груша, слива, лимон – … (фрукты).
- Кровать, тумбочка, стул, шкаф – … (мебель).
- Собака, кошка, корова, коза – … (домашние животные).
- Папа, мама, бабушка, дедушка – … (родственники - семья).
- Кубик, кукла, машина, мячик – … (игрушки).
- Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – … (обувь).
- Пчела, стрекоза, муха, жук – … (насекомые).
- Самолёт, вертолёт, ракета – … (воздушный транспорт).
Игра «Из чего сделаны предметы?»
- Мяч из резины – … резиновый.
- Мяч из пластмассы – … пластмассовый.
- Стакан из стекла – … стеклянный.
- Матрёшка из дерева – … деревянная.
- Утка из резины – … резиновая.
- Игрушка из меха – … меховая.
- Поделка из бумаги – … бумажная.
- Гвоздь из железа – … железный.
Воспитатель. Молодцы! Вот от рыбки ключик за правильные ответы.
Найдите рыбку с цифрой 2.
Задание 2.
Дети садятся полукругом возле проектора.
2 ЗАДАНИЕ - Игра «Описываем животное».
Воспитатель. Если отгадаете животное, то оно появится на экране.
- У этого животного летом шубка серая, а зимою белая. Он быстро бегает. Всех в лесу боится, прячется под кустом (заяц).
- Он маленький и колючий. Зимой спит. Летом ловит жуков и червяков (ёж).
- Он большой, лохматый, неуклюжий. Зимой спит в берлоге. Летом ходит по лесу и ищет мёд и малину (медведь).
- Она рыжая и хитрая. У неё пушистый хвост. Живёт в норе. Ловит мышей и зайцев (лиса).
- Он серый и страшный, злой и голодный. Ловит зайцев и телят. Живёт в логове (волк).
- Она маленькая, быстрая, рыжая. По деревьям скачет, живёт в дупле. Грызёт шишки и орешки (белка).
Воспитатель. Ребята, а как называются эти животные? Правильно, дикие животные. За правильные ответы рыбка даёт нам второй ключ.
А где третья рыбка? (Дети находят рыбку с цифрой 3).
Задание 3. Она предлагает нам просто отдохнуть.
Физкультминутка: У жирафа пятна пятнышки везде…
Воспитатель. Молодцы! От рыбки получаем ещё один ключ.
Следующая рыбка с цифрой 4.(Дети находят рыбку с цифрой 3/
Следующее задание 4. Давайте пройдем за столы. Усядемся по удобнее, приготовили ручки для разминки
Пальчиковая гимнастика:
«Пальчиковая гимнастика»
Будем пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5
И фигуры называть
Вот квадрат, а вот кружок
Треугольник и ромб,
А еще прямоугольник
И не трудно сосчитать
Их по счету ровно пять.
Геометрический диктант
Вспомним, где у нас правая рука, а где левая.
Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать задание и рисовать:
в левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник;
в правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат;
в центре нарисуйте черный овал;
в левом нижнем углу нарисуйте синий прямоугольник;
в правом верхнем углу нарисуйте желтый круг.
А сейчас проверим.
Какую геометрическую фигуру нарисовали в правом нижнем углу. Где нарисовали желтый круг?
В каком углу прямоугольник?
И с этим заданием мы с вами справились!
Воспитатель. Рыбка даёт нам четвёртый ключ. И посмотрим последнее задание.
Осталась одна рыбка. Какая цифра? Правильно, 5.
5 ЗАДАНИЕ –
Вам нужно разделиться на 2 команды по 5 человек и собрать пазлы, потом отгадать героев знакомых мультфильмов.
Дети собирают пазлы и называют мультфильм (музыка )
Воспитатель. Молодцы! Рыбка даёт нам ещё один ключ. Итак, сколько у нас ключей? (Пять). Пора звонить доктору Айболиту.
Звонят доктору.
Отвечает Айболит.
Айболит. Слушаю Вас ребята.
Воспитатель: Мы собрали 5 ключей
Айболит: У вас 5 ключей?! Молодцы!
Сейчас вам предстоит подобрать ключ к сундуку, открыть его и достать волшебную воду.
Дети с воспитателем подбирают ключ. Открывают и достают волшебную воду. (Она прозрачная).
Воспитатель. По-моему, это обыкновенная вода.
Айболит. А вот и нет! Накройте банку тканью, взболтайте, и вы увидите, что это самая настоящая волшебная вода!
Воспитатель: Ребята давайте сделаем, как советует нам доктор Айболит.(Взболтали и увидели ,что вода не прозрачная стала/ Я передам её через мою помощницу.
Айболит: Жду вашу помощницу, как можно скорее и отправляюсь в Африку лечить зверей. Вам от меня большое спасибо. До свидания!
Воспитатель и дети. До свидания!
Рефлексия: Ребята вам понравилось путешествие?
Что вам больше понравилось, какие задания?