Конспект занятие по экологии. На тему"Охрана леса" в старшей группе | Муртазина Алия Римовна. Работа №356687
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Охрана леса»
Цель:
Совершенствование у детей основ бережного отношения к живой природе и экологической культуры.
Задачи:
Образовательные: Систематизировать и расширить знания детей о природе, формировать желание детей знать правила поведения в лесу и выполнять их; закрепить знания об элементарных правилах безопасности в лесу; закрепить знания детей о лесе; совершенствовать представления о том, как действия людей вредят природе; Закрепить названия цветов-первоцветов: одуванчик, подснежник, мать-и-мачеха, грибов: съедобные - несъедобные.
Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций; связанную речь, развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение и ответственность за окружающую природу; воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки; вызвать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь лесу;
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Охрана леса»
Воспитатель: Муртазина А.Р.
Цель:
Совершенствование у детей основ бережного отношения к живой природе и экологической культуры.
Задачи:
Образовательные: Систематизировать и расширить знания детей о природе, формировать желание детей знать правила поведения в лесу и выполнять их; закрепить знания об элементарных правилах безопасности в лесу; закрепить знания детей о лесе; совершенствовать представления о том, как действия людей вредят природе; Закрепить названия цветов-первоцветов: одуванчик, подснежник, мать-и-мачеха, грибов: съедобные - несъедобные.
Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций; связанную речь, развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение и ответственность за окружающую природу; воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки; вызвать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь лесу;
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приёмы: погружение в игровую ситуацию; беседа; групповая, коллективная работа; релаксация, динамическая пауза; создание проблемной ситуации.
Предварительная работа: прогулки; уборка территории детского сада вместе с родителями и воспитателями; изготовление и развешивание кормушек (совместно с родителями); чтение стихов и рассказов о природе; рассматривание иллюстраций леса, природы; раскрашивание экологических знаков; беседы о жизни животных и растений в лесу и правилах поведения в природе; составление рассказов о природе по опорным схемам, проведение дидактических игр («Кто, где живёт», «Кто лишний», «Хорошо или плохо», «Найди отличия»); игровые экологические ситуации по правилам общения с животными; инсценирование сказок о животных (игры-драматизации); релаксация «Звуки леса».
Материалы и оборудование: игрушка сорока, белка, экологические знаки, аудиозаписи «пение птиц», игра на развитие речевого дыхания: «Бабочка лети», «ковер – самолёт», макеты грибов и ягод, шишки, корзинки, игра «Собери цветок», бинт, «мусор»: коробочки от сока, фантики от конфет, пустые пакетики от чипсов, пустые бутылочки из-под йогуртов, напитков, перчатки, мешок для мусора, картинки – заплатки подснежников, одуванчиков, мать – и – мачехи, волшебная коробочка, медали защитники леса, гнездо с птицей.
Ход НОД.
Дети строятся в круг на веранде.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся.
Проводится игра «Здравствуйте!»
Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!
Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!
Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!
Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип!
Здравствуйте, ребята! Всем привет!
Воспитатель:
Ребята, отгадайте загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
Дети: Лес.
Воспитатель: Правильно! Что такое лес? Какие деревья растут в лесу? Какие животные живут в лесу? (Ответы детей.)
(Появляется сорока)
Сорока: Внимание! Внимание! У нас в лесу может случиться большая беда!
Многих животных и растений мы можем больше не увидеть никогда!
Помогите! Помогите!
Воспитатель:
Да, ребята, что-то случилось серьезное в лесу.
Давайте, поможем спасти животных и растения!
(Дети выходят с веранды и строятся у дорожки.)
Воспитатель: Видимо, кто-то нарушал правила поведения в лесу.
А вы знаете правила поведения в лесу?
(Воспитатель подводит детей к знакам правилам поведения в лесу.)
Дети: Да, знаем. В лесу нельзя шуметь, нельзя ломать деревья, нельзя разорять муравейники, нельзя забирать из леса домой животных, нельзя разжигать костры, нельзя оставлять мусор и др.
Воспитатель: Молодцы! Если вы знаете правила, то можем отправиться в путь, чтобы спасти лес.
Воспитатель: Ребята, а мы возьмем знаки правила поведения?
Дети: Да.
Воспитатель: Как вы, думаете, для чего они нам пригодятся?
(Дети отвечают и берут знаки с собой.)
Воспитатель: Нам надо быстро отправиться в лес. Я предлагаю полететь на волшебном «ковре-самолёте».
(Воспитатель разворачивает «ковёр», а там дырки.)
Воспитатель: Ой, ребята, его прогрызли мыши. Помогите починить ковёр. Давайте сделаем заплатки из цветов. Посмотрите, сколько цветов на полянке!
(Дети накладывают и называют, те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра).
Воспитатель: Давайте все возьмемся за ковер и произнесем волшебные слова:
Наш ковёр по небу мчится:
Что же с нами приключится?
Унесет нас до небес,
Попадём на нём мы в лес!
Воспитатель: Вот, мы с вами и в лесу. Здравствуй лес, полон сказок и чудес.
Воспитатель: Ребята, вперёд! Пойдёмте по тропинке.
А почему мы вошли в лес осторожно, по тропинке?
(Чтобы не нарушить жизнь птиц и животных, не наступить на насекомых, не помять цветов).
(Выходят на полянку, где разбросан мусор.)
Воспитатель: Что случилось в лесу? Как грустно, ой, как скучно и темно.
Не слышно пения птиц. Ребята, посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в лесу?
Дети: Фантиков, мешочков, бумаги, бутылок и т.д.
Воспитатель: Правильно, мусора., А как помочь лесу? Что же делать?
На полянке, давайте уберем весь мусор .
И тогда наш лес и все его жители будут очень благодарны.
(Очищают лес от мусора).
Воспитатель: Молодцы! Какой знак поставим в лесу?
Дети: Что нельзя в лесу оставлять мусор.
(Дети ставят знак в лесу).
Воспитатель: Ребята, а что ещё вы заметили?
Дети: У берёзки сломана веточка.
Воспитатель: Что же нам нужно сделать?
Дети: Вылечить берёзку.
(Воспитатель с помощью детей завязывает берёзке веточку.)
Воспитатель: Давайте и здесь поставим экологический знак. Который предупреждает о том, что нельзя ломать ветки на деревьях.
(Дети ставят знак и идут дальше по тропинке и выходят на полянку, на которой ничего не растет)
Воспитатель: Посмотрите, на этой полянке росли когда-то красивые цветы. Что же здесь произошло с ней? Почему она так выглядит? Нравится вам такая полянка? Что можно сделать, чтобы она стала красивой (ответы). Нам нужно посадить на ней цветы.
Игра «Собери цветок»
Воспитатель: А что мы с вами можем сделать, чтобы больше не произошла такая беда в лесу? (ответы). Давайте поставим экологический знак
(Ребенок выбирает нужный знак нельзя рвать цветы в лесу и объясняет свой выбор).
Воспитатель: Посмотрите, теперь на нашу красивую полянку прилетели бабочки. Давайте подуем на них и посмотрим, как красиво они кружатся над нашей полянкой!
Игра на развитие речевого дыхания «Бабочка лети!»
(Дети идут дальше и выходят на грибную полянку, на которой макеты вязанных съедобных и несъедобных грибов.)
Воспитатель: Сколько грибов растет в лесу!
Какие грибы можно собирать? (ответы) Какие съедобные грибы вы знаете! Как следует собирать грибы? А какие грибы собирать нельзя? Почему?
Воспитатель: Кто знает, почему нельзя топтать и ломать ядовитые грибы? (ответы детей)
Воспитатель: Какой экологический знак мы можем здесь поставить?
(Ребенок выбирает и ставит знак. Дети идут дальше по тропинке, подходят к деревьям.)
Воспитатель. Ребята, а какие деревья растут в лесу (Ответы детей). А вы знаете, зачем нужны деревья?
Дети: Они очищают воздух. Под ними есть норы животных, они там живут. На деревьях птицы вьют гнёзда.
Воспитатель: Правильно, а еще деревья очищают наш воздух. Деревья поглощают углекислый газ, и выделяю кислород. А без кислорода все живые существа на Земле просто задохнутся. Очень, много разных деревьев растет в лесу. Какие деревья вызнаете? (дети называют). А кто из вас знает, как появляется дерево? (ответы) Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, особенно нуждаются в защите и бережном отношении. Очень много времени необходимо, что бы дерево выросло и стало большим. К сожалению, люди не берегут деревья и срубают их. Их становится все меньше и меньше.
Воспитатель: Какой знак нужно поставить здесь?
(Ребенок выбирает нужный знак, объясняя свой выбор. Дети идут дальше и проходят на полянку, на которой видят дерево с гнездом.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на дерево, что вы видите (гнездо) Каких птиц вы знаете? (ответы) Сейчас я вам буду называть разные слова, а вы, как только услышите название птиц - хлопайте в ладоши, а если я буду называть другие слова - топайте.
Игра на внимание «Птицы»
Воспитатель: Зачем птицы строят гнезда? (ответы) Какое важное правило мы знаем про птиц?
Дети: Нельзя разорять птичьи гнёзда и громко кричать в лесу.
Воспитатель: Правильно, какой знак мы с Вами выберем?
(Ребенок выбирает знак, объясняя, что он означает)
Воспитатель: Ребята, а что это на дереве? (обращает внимание на ель, на ветке которой сидит игрушка – белка). Кто это ребята? (ответы детей), а где она живёт? (ответы детей.) Чем белочка питается? А какие еще животные живут в лесу (ответы) Чем они питаются? Давайте для зверей приготовим сюрприз, насобираем для них запасы и угостим их.
Игра «Сделай запасы»
(На полянке лежат шишки, грибы, ягоды; дети собирают в разные корзинки запасы для ежа, белочки и медвежонка, проговаривая «Я угощу белочку шишками!» «я угощу медвежонка ягодами!», «я угощу ёжика грибами!»)
Воспитатель: Ребята, а можно забирать животных домой?
Дети: Нельзя!
Воспитатель: Правильно, нельзя. Но люди очень часто ведут себя нехорошо, забирают их домой. Можно это делать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно нельзя. Лес – это их родной дом. Какой знак мы с Вами установим?
(Ребёнок выбирает знак, запрещающий брать животных домой.)
(Дети идут дальше. Находят место под ёлкой, где разбросаны палочки, спички, хвойные веточки.)
Воспитатель: Посмотрите ребята, что здесь случилось?
Дети: Кто – то разломал муравейник.
Воспитатель: Правильно, кто - то сломал муравейник и все муравьи разбежались. Давайте поможем муравьям и сделаем для них новый домик.
(Дети собирают из веточек, палочек, спичек домик.)
Физкультминутка «Муравей».
Воспитатель: Молодцы ребята помогли муравьям! Муравьи очень полезные насекомые, их даже называют «санитарами леса». Они приносят огромную пользу, истребляя множество вредителей, особенно гусениц. Какой знак мы здесь установим?
(Ребёнок выбирает знак, запрещающий разорять муравейники и объясняет свой выбор.)
Воспитатель: Природу надо беречь! Ой, послушайте, ребята теперь даже птицы в лесу снова запели.
(Звучит фонограмма пение птиц в лесу, дети слушают).
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы помогли лесу? (ответы) Что мы сделали? Как хорошо и светло стало в лесу, но нам пора возвращаться в группу.
Сюрпризный момент.
(Воспитатель находит под деревом коробочку.)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая коробочка, наверное, сорока нам её оставила.
(Открывают коробку, в ней медали «Юные защитники леса»
Дети получают медали.)
Рефлексия:
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы помогли лесу? (ответы) Что мы сделали?
Воспитатель: Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.
А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,
И друг другу на прощанье мы подарим обещанье:
БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!
А теперь, нам пора возвращаться в детский сад!
Дети садятся на ковер-самолет и улетают в детский сад.