Конспект занятия " Чудеса природы" | Мой кабинет. Работа №343276
цель данного занятия заключается в формированииэкологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе
методы и приемы: игровая ситуация, беседа-диалог,рассматривание слайдов презентации и беседа по ним,эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
предшествующая работа:
Конспект ОД в старшей группе «Теремок»
по ознакомлению с природой
Дата: март 2024г.
Воспитатель: Булавинова С. А.
Тема: виртуальная экспедици «Чудеса природы»
Цель: формирование экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе.
Задачи по образовательным областям:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Природное окружение:
- расширить представления детей о природе родной страны;
- формировать желание самостоятельно добывать знания (экспериментируя, наблюдая за природными объектами и явлениями);
- развивать умение видеть красоту и своеобразие окружающей природы;
- учить передавать свое отношение к природе в речи и продуктивной деятельности.
Развитие познавательных действий:
- развивать навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Развитие регуляторных способностей:
- Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу.
- продолжать формировать основы культуры поведения и вежливого общения.
Образовательная область «Речевое развитие»:
Развитие речи:
- Совершенствовать речь как средство общения.
- обогащать словарный запас у дошкольников по данной теме.
- Поощрять попытки высказывать свою точку зрения.
Образовательная область «Физическое развитие»:
- формировать потребность в ежедневной двигательной активности.
Методы и приемы: игровая ситуация, беседа - диалог, рассматривание слайдов презентации и беседа по ним, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
Материал: маршрутный лист, презентация, видеоролик о северном сиянии, ванночка, фонарь, зеркало, лист белой бумаги, макет вулкана, смесь (сода-2ст.л., лимонная кислота-2ст.л., гуашь красного цвета-1ч.л., жидкое мыло-1ст.л., вода-150мл.), заготовки цветов лотоса.
Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций по заданной теме; беседы с родителями; опытническая деятельность с водой.
Словарная работа: экспедиция, маршрут, оптическое, вулкан, магма, извержение, лотос.
Индивидуальная работа: с Исмаилом, Настей К. – умение дружески взаимодействовать с другими детьми; с Трофимом С, Полиной В.– участвовать в беседе, высказывать своё мнение.
Ход организованной деятельности:
1.Вводная часть
Дети здороваются с гостями, становятся в круг.
Воспитатель:
- Целый день мы будем вместе, потирают ладошку о ладошку
Заниматься и играть, загибают по очереди все пальчики
Кушать, спать,
Петь песни, прыгать,
И, конечно же, гулять!
Рады видеть всех, друзья! хлопают
Крикнем весело: «Ура!» поднимают руки вверх
Дети проходят на стульчики.
2.Основная часть
Воспитатель:
- Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей). К нам пришло письмо от ученых. Они приглашают самых смелых и отважных ребят принять участие в экспедиции, где ждет множество тайн и чудес. Как вы думаете, чем отличается экспедиция от простого путешествия? (ответы детей).
Для нашей экспедиции подготовлен «самолет» с необходимым оснащением Как вы думаете, куда мы можем отправиться? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, мы отправимся в мир природы. Природа хранит много тайн и чудес. Сегодня мы попробуем разгадать некоторые из них. Прежде чем отправиться в экспедицию, давайте рассмотрим маршрут, в этом нам поможет маршрутный лист. (Дети по карте прослеживают маршрут экспедиции). Что мы видим? (ответы детей). Нам предстоит посетить станции и выполнить задания. Вы готовы? Экипаж готов к полету? (ответы детей). Тогда поспешим отправиться в путь. Чтобы не пропустить что-нибудь интересное, почаще смотрите в бинокли и подзорные трубы, фотографируйте. (Звучит музыка, дети отправляются в экспедицию).
Станция N 1 (слайд: загадка, картинка радуги)
Станция N 1 (слайд: загадка, картинка радуги)
На синем небе
От края до края
Повисла яркая
Дорожка цветная... (Радуга)
Воспитатель: Правильно, это - радуга. Удивительное явление в природе. Все мы знаем цвета радуги. Назовите их (ответы детей). Какое предложение помогает нам запомнить цвета радуги? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан). Радуга – это оптическое явление, связанное с преломлением световых лучей на многочисленных капельках дождя.
Воспитатель: Давайте с вами попробуем разгадать тайну появления радуги. Проведем опыт «Радуга из воды». Для этого нам потребуется ванночка с водой, фонарик, зеркало, лист белой бумаги.
Ход опыта: на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу. На бумаге будет видна радуга.
Станция N 2 (слайд: загадка, картинка Северного сияния)
Как красивы полюса,
Там сверкают небеса!
Яркий всполох там и тут,
Только это не салют. (Полярное сияние)
Воспитатель: Правильно. Это природное явление необычайно красивое. Его называют северным или полярным сиянием. Оно наблюдается в Антарктиде, на севере нашей страны. Когда в морозные ясные ночи Северное небо озаряется лунным светом , то оно окрашивается в разные яркие цвета и становится светло, как днем. Как же это происходит? Наша Земля с северным и южным полюсами похожа на огромный магнит. Когда Землю обдувает солнечный ветер, то создается трение ветра об атмосферу Земли. В слоях атмосферы у полюсов собираются солнечные частицы. Так и возникает полярное сияние. Интересным фактом является то, что оно может петь. Эти звуки не слышны человеческому уху. Нужны специальные приборы, чтобы услышать пение северного сияния. Полярное сияние можно увидеть только в ночное время суток.
Просмотр видеоролика о Северном сиянии
Станция N 3 (слайд: загадка, картинка вулкана на Камчатке)
Есть опасная гора,
Может вдруг ожить она.
Дымом, пламенем дышать,
Магму может извергать.
Люди в мире разных стран
Знают, что она — ... (Вулкан)
Воспитатель: теперь, мои юные ученые, я прошу рассказать что вам удалось узнать о вулканах (ответы детей).
Опыт «Извержение вулкана»
Оборудование: макет вулкана, смесь для извержения (сода-2ст.л., лимонная кислота-2ст.л., гуашь красного цвета-1ч.л., жидкое мыло-1ст.л., вода-150мл.)
Станция N 4 (слайд: загадка, картинка лотоса Астраханского края)
Из воды торчит бутон,
На ветру качается.
Когда солнышко пригреет,
Сразу распускается! (Лотос)
Воспитатель: Лотос-это чудо Астраханского края. Его еще называют Каспийской розой. Июль-август - яркое зрелище для туристов, которые посещают лотосовые поля. Лотос радует своим цветением два месяца, затем остаются кубышки - цветоложе, в которых созревают орехи лотоса. Осенью под воздействием ветра кубышки ломаются, и из них высыпаются орешки. Эти орешки – прекрасный корм для птиц, особенно гусей. Это экзотическое растение можно увидеть в Астраханской и Волгоградской областях, Краснодарском крае, на Дальнем Востоке. Лотос занесен в Красную книгу, рвать его нельзя да и не имеет смысла, так как у сорванного цветка быстро опадают лепестки.
Продуктивная деятельность «Цветы лотоса».
У изготовленных детьми цветов лотоса закручиваются лепестки к центру при помощи карандаша. Затем дети опускают лотосы на воду, налитую в емкость.
Воспитатель: Ребята, что происходит с цветами? (ответы детей) Лепестки цветов начинают распускаться (бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки раскрываются).
Воспитатель: Наша экспедиция подошла к концу (Заняв места в "самолете", путешественники возвращаются домой.) Вам понравилось путешествовать? (ответы детей).
Воспитатель: Что больше всего вам понравилось? Что нового узнали? (ответы детей). Вы хотели бы увидеть эти и другие чудеса природы в реальности? В таком случае ученые-экологи обращаются к вам:
Не разрушайте природы дом,
Девчонки и мальчишки!
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжках.
3. Заключительная часть
Отчет о работе экспедиции предлагаю сделать в форме выставки рисунков на тему «Что мы видели в экспедиции».