Конспект занятия "Дорога в школу" | Гармаева Наталья Цырендоржиевна Дондокова Ирина Цырендоржиевна Балданова Альбина Дашинимаевна Стоцкая Полина Николаевна Бубаева Ирина Максимовна Доржиева Баира Дашиевна Плюснина Ирина Владимировна Уварова Ирина Валерьевна Кочетова Валентина Николаева Глущенко Анастисия Дмитриевна Дансарунова Елена Александровна Алтаева Валентина Дыжитовна. Работа №325716
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
в подготовительной группе
«Дорога в школу»
Задачи:
Образовательные:
- учить работать с картой, прокладывать маршрут предполагаемого пути;
- закреплять знания об опасных ситуациях, которые могут произойти на улицах города;
Развивающие:
- развивать интерес к изучению и соблюдению правил безопасного поведения на дороге, с незнакомыми людьми, на улице;
- обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия (опасность; гололед; наледь);
- учить самостоятельно формулировать правила, опираясь на изображение;
Воспитательные:
- стимулировать творчество детей по схематическому изображению правил.
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
в подготовительной группе
«Дорога в школу»
Задачи:
Образовательные:
- учить работать с картой, прокладывать маршрут предполагаемого пути;
- закреплять знания об опасных ситуациях, которые могут произойти на улицах города;
Развивающие:
- развивать интерес к изучению и соблюдению правил безопасного поведения на дороге, с незнакомыми людьми, на улице;
- обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия (опасность; гололед; наледь);
- учить самостоятельно формулировать правила, опираясь на изображение;
Воспитательные:
- стимулировать творчество детей по схематическому изображению правил.
Материал и оборудование:
- фрагмент карты г.Улан-Удэ (микрорайон «Батарейка»);
- метки: изображение опасных участков пути «!», смайлики;
- сюжетные картинки с изображением проблемных ситуаций;
- 4 иллюстрации с опасными ситуациями для путешествия
- макет перекрестка (напольный)
- руль (4 шт.)
- мешочек с цифрами то 1 до 5
Формы работы: подгрупповая
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
Этапы НОД
Содержание действий педагога, задания детям
Действия детей, способы организации
Планируемый результат
Продолжительность (в минутах)
Мотивационный Создание игровой проблемной ситуации
Ребята, сегодня разбираясь в шкафу с играми, я нашла карту, но что это за карта, я никак не пойму. Предлагаю вам ее рассмотреть и вместе с вами найти ответ.
Ребята рассматривают карту и определяют , что это карта г.Улан-Удэ микрорайона « Батарейка»
Проложить маршрут от детского сада до школы.
5 минут
Основной Проектирование решений проблемной ситуации, выполнение действий путём исследований
Но чтобы беды не случилось, сейчас мы пойдем все вместе и будем учиться преодолевать все опасности, возникающие на пути.
- Ребята, а вот этот человечек будет показывать наше движение по карте. Начнем наше путешествие.
Ребята с удовольствием отправляются в путешествие , преодолевая все трудности на пути.
выполнение заданий, которые построены таким образом, что каждый ребенок является непосредственным участником, решает поставленные перед ним задачи
20 минут
Заключительный, рефлексивный Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов
Обращает внимание на то, что все задания выполнены ребятами успешно, Маршрут проложен.
Почему так произошло? Какое задание было простым, сложным? И т.д.
Дети отвечают на вопросы, вспоминая и анализируя свою деятельность
оценка детьми и педагогом результатов деятельности
5 минут
Перспективный
Ход занятия:
- Ребята, сегодня разбираясь в шкафу с играми, я нашла карту, (показать карту) но что это за карта, я никак не пойму. Предлагаю вам ее рассмотреть и вместе с вами найти ответ. (Дети садятся вокруг стола, на котором лежит карта)
- Как вы думаете, что изображено на нашей карте? (дома, улицы, здания, дороги, перекрестки, парки, водоемы)
- Наша карта без названия и нужно узнать, какая местность здесь изображена. Давайте почитаем надписи улиц и зданий на карте (воспитатель читает названия улиц и зданий, читающие дети помогают).
- Ребята, это детский сад «Золушка», а это школа № 9, а это улица Жанаева, улица Воровского, ул.Тарбагатайская. Я, кажется, начинаю догадываться, ведь все названия знакомые, а вы? Какое предположение можно сделать? (это карта нашего микрорайона, в котором мы живем).
- Правильно, это карта нашего микрорайона «Батарейка». Скоро вы пойдете учиться в школу, поэтому я предлагаю вам путешествие в школу, не совсем обычное, по карте. Хотите? Но так как вы все живете на разных улицах, мы проложим маршрут, по которому вы будете ходить в школу, от детского сада. (карта вывешивается на доску, дети маркером проводят маршрут на карте, воспитатель направляет детей)
- Теперь, когда маршрут нам известен, давайте решим, на чем мы будем путешествовать? (расстояние небольшое, самолетом не полетишь; автобусы не двигаются по данному маршруту, поэтому мы будем путешествовать пешком).
- Когда вы станете школьниками, вам предстоит преодолевать этот путь самостоятельно. Скажите, какие опасности могут вам встретиться? (предположения детей)
- Правильно, все может произойти. Но чтобы беды не случилось, сейчас мы пойдем все вместе и будем учиться преодолевать все опасности, возникающие на пути.
- Ребята, а вот этот человечек будет показывать наше движение по карте. Начнем наше путешествие.
- Кто хочет начать путешествие первым? Бери метку (человечка) и передвигай его по проложенному маршруту, начиная от детского сада до первой опасности, которая обозначена восклицательным знаком (!). Восклицательный знак говорит о том, что нужно остановиться, здесь спрятана опасность
(На доску вывешивается изображение дороги.)
- Подумайте, что за опасность может обозначаться данной картинкой? (на пути перекресток, нужно перейти дорогу)
- А что помогает пешеходу переходить дорогу? (зебра, светофор)
- Посмотрите, но здесь нет ни светофора, ни зебры, ни знака перехода! Как же нам быть? Как нужно переходить дорогу, если нет светофора или перехода? (посмотреть на право, пройти до разделительной линии, посмотреть налево и продолжить движение)
- Я предлагаю вам поиграть, выходите из- за столов. Кто-то один будет пешеходом, а остальные автомобилями, а вот и наша дорога (модель дороги)
Игра « пешеход»
- Мы перешли дорогу? Мы перешли ее правильно, и я думаю, можем поставить метку.
- Кто хочет продолжить путешествие? (двигает метку вперед по маршруту , останавливается у «!»)
- Стоп (на доску вешается картинка с изображением собаки). Как вы думаете, что за опасность здесь поджидает? (предположения детей)
- Ребята, это бездомная собака, очень даже симпатичная, разве может она быть опасной? Какая это опасность, мы ее погладим?! (нет, она может наброситься, укусить, порвать или испачкать одежду)
- Как же нам быть? Какие нужно знать правила при встрече с собакой без хозяина. (высказывания детей)
- Это правила такие:
1. Даже если ты боишься собак, никогда этого не показывай. Собака может это почувствовать и напасть на тебя.
2.Ни в коем случае не убегай от собаки. Она может принять тебя за дичь и поохотиться.
3.Если тебе хочется погладить собаку, спроси разрешения у ее хозяина. Гладь ее осторожно, не делая резких движений.
4. Не корми чужих собак и не трогай их во время еды или сна.
5. Не трогай щенков и не пытайся отобрать предмет, с которым собака играет.
Игра «Объясни действие»
- Я приготовила картинки с изображением разных ситуаций, предлагаю каждому выбрать себе карточку наугад и рассказать, можно ли делать так, как изображено на карточке и что может произойти, если так поступить.
(дети выдергивают карточку, показывают ее группе и формулируют правило)
- И эту опасность мы преодолели (выставляется метка смайлика)
- Устали? Давайте немного разомнемся
Физкультминутка:
Бегал по двору щенок, (бег на месте)
Видит пирога кусок. (наклоны вперёд, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)
- Отдохнули? Давайте продолжим путешествие. Кто следующий желает продолжить маршрут? (на доску вывешивается изображение человека с конфеткой)
- Как вы думаете, что это за опасность? (на пути чужой, незнакомый человек)
- Правильно.
Если дядя добрый очень,
А знакомых рядом нет,
Может быть, он просто хочет
Твой отнять велосипед?
Если он тебя не знает,
То зачем тебя зовёт?
Вдруг всего наобещает
И от мамы увезёт?
Если незнакомый человек идет мимо и не подходит к тебе и ничего не предлагает, это просто прохожий, его не нужно опасаться. Но бывает и по-другому.
Послушайте такую историю: «К мальчику Вадиму, подходит незнакомая женщина и говорит: «Здравствуй, мальчик. Можешь ли ты мне помочь? Понимаешь, за углом продают валенки. Я хочу купить внуку, но не знаю, подойдут ли они. У тебя нога такая же, как у него. Пойдём, примеришь? И уводит мальчика за угол».
- Как вы думаете, правильно ли поступил Вадим? Почему? Что должен был сказать Вадим незнакомой тёте? (Я пойду с вами примерять валенки только с мамой. Она сейчас подойдёт).
Другая история: «Незнакомый мужчина подходит к Насте на улице. «Здравствуй, Настя. Ты тут одна гуляешь? А я работаю с твоим папой. Садись, я тебя домой подвезу. Настя садится в машину, ведь дядя знает ее имя и говорит, что знаком с папой».
- Знал ли мужчина Настю? Откуда он мог узнать Настино имя? (Он мог спросить у Настиных друзей или случайно услышать, как её называют близкие люди).
- Как должна была поступить Настя?
(Настя должна была сказать: «Хорошо, что вы работаете с моим папой, но я вас не знаю и поэтому никуда с вами не поеду»; «Если вы не оставите меня, я закричу»; «Можно убежать от незнакомца»)
- И еще история. «Незнакомый человек говорит ребенку: «Здравствуй, малыш. Как дела? Угощайся конфетами. Нравятся конфеты? Пойдём ещё купим. Но малыш отвечал: «Спасибо, я с вами незнаком и конфеты брать не буду, сейчас выйдет мой папа из магазина».
- Правильно ли поступил этот малыш? Нужно ли брать от незнакомых людей даже то, что хочется получить? Почему нельзя? Как же тогда отказаться от заманчивых предложений? (Нужно сказать: «Большое спасибо, но мне не хочется конфет или игрушек»).
- В каких ситуациях всегда отвечать «НЕТ!»:
• Если тебе предлагают зайти в гости или подвезти до дома.
• Если в отсутствие родителей пришёл малознакомый человек, впускать его в квартиру или идти с ним куда-то.
• Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.
На все уговоры пойти куда-нибудь в уединённое место (строящееся здание, подвал или квартиру), чтобы посмотреть что-то или поиграть, надо ответить «Нет!», даже если очень интересно.
- Но как быть, если взрослый очень настойчив? Если он говорит тебе: «Я думал, что ты уже большой, а тебе, оказывается, мама не разрешает!»
(Ответ один - «НЕТ!» Придя, домой, надо обязательно рассказать взрослым об этом человеке).
- Давайте поиграем в игру «Знакомый, свой, чужой»
(детям предлагается с помощью чудесного мешочка установить последовательность между собой, выслушать предложенную воспитателем ситуацию, рассказать о своих действиях в данной ситуации, и объяснить их)
• Если тебе предлагает незнакомый человек, зайти в гости или подвезти до дома.
• Если за тобой в детский сад вместо мамы пришла бабушка.
• Если незнакомый человек просит тебя помочь ему.
• Если незнакомец угощает чем-нибудь, предлагает познакомиться и провести с тобой время.
- Запомните, что доверять следует только близким людям, а незнакомый человек может вам обмануть и причинить большой вред: разлучить с родными, испугать, обидеть, избить, обокрасть. Нельзя поддаваться на уговоры чужих людей.
(на карту выставляется очередная метка)
- Кто теперь продолжит путь? (на доску вывешивается изображение лестницы с наледью)
- Что это за опасность, всего-то лестница, что мы по лестнице не умеем ходить? (скользкая лестница)
- Ребята, когда лестница может стать скользкой? (зимой, когда выпадает снег, потом он подтаивает, снова замораживается и образуется наледь)
- Давайте подумаем, как пройти по скользкой лестнице и не упасть? (варианты детей)
- Есть правила передвижения по скользкой лестнице: надо смотреть себе под ноги, стараться обходить опасные места, ступать на каждую ступеньку и на полную ногу, так как ноги разъезжаются в стороны и можно потерять равновесие и упасть; для поддержания равновесия руки должны быть свободными, не держать их в карманах, а держаться за перила, если они есть; пропустить толпу людей, идущих по лестнице, или встречного человека.
- А если вы чувствуете, что уже падаете, то нужно, сгруппироваться, чтобы смягчить удар о землю и постараться не падать на спину, не удариться головой.
Игра «Схема-правило»
- Вот первое правило: «Смотреть под ноги». Давайте вместе придумаем, как можно схематично нарисовать его. Вы предлагайте, а я на доске буду изображать.
- Другое правило: «Обходить опасные места»
(На карту выставляется последняя метка)
- Посмотрите, вот и школа. А позади осталось столько разных опасностей, вместе мы их преодолели. А чтобы вы не забыли маршрут нашего путешествия, я каждому из вас подарю мини- карту нашего микрорайона. Дома вместе с родителями вы еще раз проследите маршрут, но уже не от детского сада, а от своего дома до школы и расскажите родителям, как избежать неприятностей во время пути.
- Вам понравилось наше путешествие? Какие из опасностей были самыми трудными?
- А после занятия я предлагаю тем, кто хочет, помочь мне придумать схемы для остальных правил ходьбы по скользкой лестнице.