Конспект занятия «Эмблемы Ямала» | Мелехина Наталья Сергеевна. Работа №287311
Автор: Мелехина Наталья Сергеевна
На занятии реализуются задачи познавательно-исследовательской деятельности. Во время беседы обучающиеся узнают о символике городов ЯНАО на примере гербов. Занятие направлено на развитие навыков наблюдательности, познавательной активности, основ исследовательской работы при изучении материала. Возраст детей 12—13лет.
Цель: формирование представлений обучающихся символике городов ЯНАО на примере гербов.
Задачи:
- сформировать представление о гербе как отличительном знаке города;
- развивать навыки наблюдательности, познавательной активности;
- воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории и традициям своей Родины.
Конспект занятия «Эмблемы Ямала»
Аннотация: На занятии реализуются задачи познавательно-исследовательской деятельности. Во время беседы обучающиеся узнают о символике городов ЯНАО на примере гербов. Занятие направлено на развитие навыков наблюдательности, познавательной активности, основ исследовательской работы при изучении материала. Возраст детей 12—13лет.
Цель: формирование представлений обучающихся символике городов ЯНАО на примере гербов.
Задачи:
- сформировать представление о гербе как отличительном знаке города;
- развивать навыки наблюдательности, познавательной активности;
- воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории и традициям своей Родины.
Оборудование, дидактический материал: карта ЯНАО; дидактические материалы: карты, атласы, тексты о городах, гербы городов; карандаши, фломастеры; мультимедиа проектор, компьютерная презентация.
Ход занятия
I. Организационный этап.
Приветствие всех участников занятия, доброе пожелание, на строй на предстоящую работу.
II. Подготовительный этап (подготовка к новому содержанию)
(Педагог читает стихотворение)
Свой дом народы обрели
Среди сибирского простора…
Ямал -любимый край Земли,
России гордость и опора!
Педагог: Изобретение и использование разного рода символов и знаков свойственно человеку. Обычай избрания для себя и для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире. На сегодняшнем занятии мы вспомним названия городов Ямало-Ненецкого автономного округа и познакомимся с их отличительными знаками - гербами. Случилась проблема - со стенда пропали информационные листы, а мне надо проводить занятия. Посмотрите внимательно на карту, как вы думаете, что пропало? (Города)
Правильно, города! Вы мне поможете отыскать их? А работать сегодня мы будем в командах. Говорить о городах нашего округа.
(Педагог показывает карту ЯНАО).
Формирование команд пожеланию. Каждая версия обсуждается, принимается общее решение. Представитель от каждой команды защищает решение перед всеми.
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Погружение в проблему.
Педагог: В этом году Ямало-Ненецкому автономному округу исполняется 90 лет. Он образовался 10 декабря 1930 года. На Ямале сосредоточено около 20% российских запасов природного газа. Это повлияло на возникновение городов. Средняя плотность населения округа менее 1человекана1км2.
У вас на столах лежат файлы, в которых находится задание. Посмотрите его. Что такое герб? Герб - немецкое слово. В переводе на русский оно означает «наследство».
Герб — это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, утверждённое верховной властью.
В композиции герба всё имеет значение и несёт информацию о его владельце. Герб города имеет традиционную форму для гербов городов России - форму щита. Он указывает на самое значимое (например, герб какого-либо рода). Есть в нашей музейной комнате на стендах и гербы организаций.
Я прочитаю вам о гербе города, а вы должны будете по описанию узнать этот город. Герб этого города — это лиса-чернобурка. «В серебре чёрная идущая лисица с червлёными глазами и языком» — символика Княжества Обдорского в составе России.
(Город Салехард). Да это Салехард, столица нашего округа. Город был заложен сибирскими казаками более 400лет назад. Город расположен на правом берегу реки Оби. С 1595 по 1933 год его название было Обдорск. На языке коми означает «около Оби». Но ненцы этот город называли — «поселение на мысу» — Сале-Харн. Так Обдорск стал Салехардом. Статус города ему присвоен в1938году.
Следующий город. В гербе города изображены: семь лиственниц, давшие городу имя; голова жертвенного оленя; Уральские горы, река Обь; снежинка — символ долгих холодов. (Город Лабытнанги). Лабытнанги - словосочетание хантыйское. Название города обозначает — «семь лиственниц». Давайте посчитаем их. Статус города ему присвоен в1975 году.
А на гербе этого города символические два круга жизни — небесный и земной. Небесный — это справедливость, добро, память предков. Земной — символизирует человеческую сущность. Факел о трех языках пламени отображает богатство недр — газ, как бы согревающий изнутри жилище ненцев — чум, увенчанный оленьими рогами. (Город Надым). В переводе с ненецкого Надым означает край, богатый ягелем; или сухое, возвышенное место, на котором растёт луговая трава. Статус города ему присвоен в1972году.
На гербе этого города – Полярная сова -символ животного мира Приполярья, отражает расположение города недалеко от Полярного круга. Золотые языки пламени, вырывающиеся из трубок — символ месторождения, давшего начало жизни городу. (Город Новый Уренгой). В переводе с хантыйского языка слово «Уре» означает «старица» — старое русло реки, в ненецком языке есть слово «Нго» — остров, т. е. «остров среди старого русла реки». Другое толкование «лысый холм», «холм, на котором растут лиственницы, пригодные для шестов чума», «холм, покрытый желтой травой». Почему Новый? Да уже был Уренгой, сейчас его название Старый Уренгой, а новый город назвали Новый Уренгой. Статус города ему присвоенв1980году.
На гербе следующего города представлены белые и красные поля, разделенные голубой волнистой диагональю. В красном поле ненецкий национальный орнамент. (Город Губкинский). Город назван в честь академика Академии наук СССР, заслуженного деятеля науки и техники, геолога Ивана Михайловича Губкина. Статус города ему присвоен в 1986году.
Следующий город. На гербе изображены горностаевые хвосты, которые служат указанием на северное положение территории. Они усеивают поле, олицетворяя собой буровые вышки. Вилообразный крест символизирует слияние двух рек. Ели и белка служат знаками природной чистоты и богатства недр. (Город Тарко — Сале). В переводе с ненецкого «Талка саля» означает «поселение между рек».
Расположен этот город между рек Пякупур и Айваседапур, на правом берегу реки Пякупур. Статус города ему присвоен в 2004году. Это самый молодой город в нашем округе. А на гербе этого города — ключи, сплетённые ушками и расположенные в стропило, напоминают форму ненецкого чума, показывая место расположения города в Ямале. (Город Муравленко).
Этот город назван в честь Виктора Ивановича Муравленко — первого начальника «Главтюменьнефтегаза». Статус города ему присвоен в 1990году.
На гербе следующего города - буровая вышка, разбуривающая северную часть земного шара. (Город Ноябрьск). Ноябрьск самый крупный город на Ямале. Назван он в честь месяца, в котором высадились первые нефтяники. Статус города ему присвоен в 1982году.
Обучающиеся работают с картами за столами, находят города. Представитель от команды выходит и приклеивает герб города на карту. Приложение 1
IV. Первичная проверка понимания изученного материала.
Педагог: Перед вами на столах лежат листочки с названиями городов и населённых пунктов нашего округа. Вам необходимо найти и выделить фломастером только города и назвать их.
Педагог предлагает обучающимся найти на карточках города ЯНАО.
Аксарка, Антипаюта, Восяхово, Газсале. Горки, Губкинский, Гыда, Коротчаево, Красноселькуп, Лабытнанги, Лимбяяха, Мужи, Муравленко, Мыс Каменный, Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, Пангоды, Полярный, Пуровск, Пурпе, Салемал, Салехард, Самбург, Тазовский, Тамбей, Тарко-Сале, Толька, Уренгой, Яр-Сале.
V. Динамическая пауза.
Педагог: Ребята, а теперь я предлагаю вам немного отвлечься и написать в воздухе обеими руками выражение Василия Шукшина «Мира не узнаешь, не зная края света».
Ребята становятся около своих мест и повторяют за педагогом, прописывая в воздухе выражение
VI. Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия деятельности.
Педагог: продолжаем работать в командах. Разгадайте кроссворд «Города Ямала».
Педагог предлагает разгадать кроссворд. Приложение 2
VII. Оценивание работы групп.
Педагог проверяет правильность выполнения кроссворда.
По горизонтали: 3. Лабытнанги 4. Новый Уренгой 5. Муравленко 7. Губкинский
По вертикали: 1. Салехард 2. Ноябрьск 6. Надым
VIII. Подведение итога занятия.
Педагог: О чем мы сегодня говорили на занятии? (О городах ЯНАО).
Что нового сегодня узнали, и какими знаниями хотели бы поделиться? (Ответы детей).
С каким настроением вы выполняли практическую работу?
Всё ли у вас получилось?
Что было самым интересным на занятии?
На этом наше занятие закончено.
Большое спасибо всем!