Конспект занятия к уроку физики "Траектория. Путь. Перемещение." | Онучина Римма Владимировна. Работа №254939
Автор: Онучина Римма Владимировна
В данной статье рассматривается конспект урока физики в 9 классе по теме : "Траектория. Путь .Перемещение."
Урок №2 9 класс
Тема: Траектория, путь и перемещение
Цели урока:
Обучающая: Ввести понятия «перемещение», «путь», «траектория». Научить определять координаты движущегося тела.
Развивающая: Формировать систему основных знаний о тепловых явлениях, развивать логическое и пространственное мышление, развитие коммуникативности, навыков самоконтроля, внимания, памяти, умения анализировать, обобщать.
Воспитательная: Воспитывать взаимное уважение друг к другу, дисциплинированность, положительную мотивацию к обучению через информационную среду Интернет пространства, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Ход урока
1. Орг. Момент
2. Повторение. Проверка домашнего задания.
Карточка 1
а) Какую систему координат (одноменную, двухмерную или трехмерную) следует выбрать для определения положения тел:
трактор в поле (
двухмерная
);
вертолет
(
трехмерная
)’,
поезд
(
одномерная
);
шахматная фигура
(двухмерная).
б) Дано выражение
Карточка 2
а) Какую систему координат (одномерную, двухмерную или трехмерную)
следует выбрать для определения положения таких тел:
Люстра в комнате
(
i
двухмерная);
Лифт
(
одномерная
);
Подводная лодка
(трехмерная);
Самолет на взлетной полосе (одномерная).
б) Дано выражение
3. Изучение нового материала
Перемещение тела. Траектория
С изменениями координат связана первая из величин, вводимых для описа-
ния движения, - перемещение. Перемещением тела (материальной точки)-называется вектор, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением.
Перемещение принято обозначать буквой S . В СИ перемещение измеряет-
ся в метрах (м).
Перемещение-величина векторная, т.е. кроме число-
вого значения имеет еще и направление. Векторную вели-
чину изображают в виде отрезка, который начинается в не-
которой точке и заканчивается острием, указывающим на-
правление. Такой отрезок - стрелка - называется векто-
ром. Например, перемещение S - вектор, проведенный из
точки М в точку М.
Знать вектор перемещения - значит, знать его направление и модуль. Мо-
дуль вектора это скаляр, т.е. численное значение. Зная начальное положение и
вектор перемещения тела, можно однозначно определить, где находится тело. Следует всегда различать понятия пути и перемещения. Путь – величина скалярная. Перемещение- векторная. Для того чтобы ввести определения пути, необходимо еще одно понятие – траектория. Непрерывную линию, которую описывает движущееся тело (рассматриваемое как материальная точка) по отношению к выбранной системе отсчета, называют траекторией .
Траектория может быть известна еще до начала движения. Так, полотно железной дороги определяет траекторию поездов. Заранее рассчитывается траектория движения искусственных спутников Земли. В зависимости от траектории движения могут быть прямолинейными (падение тел в опыте Галилея) и криволинейными (движение брошенного под углом к горизонту мяча). Траектория одного и того же движения различна в разных системах отсчета.
Например, для пассажира равномерно двигающегося поезда падающий в вагоне мячик двигается вертикально вниз, а для человека, стоящего на перроне, тот же мячик двигается по параболической траектории.
Длина траектории - путь. Модуль перемещения и путь могут совпадать по значению, только в том случае, если тело движется вдоль прямой в одном направлении.
Проекция вектора на ось:
Проекцию считают положительной (ах > 0), если от проекции начала вектора к проекции его конца нужно идти по направлению оси.
В противном случае проекция вектора отрицательна (ах< 0).
Если вектор перпендикулярен оси, то при любом направлении вектора его проекция на ось равна нулю (ах= 0).
5. Закрепление.
Путь или перемещение мы оплачиваем при поездке в такси?
(Путь.)
Мяч упал с высоты 3 м, отскочил от пола и был пойман на высоте 1 м. Найти путь и перемещение мяча.
(Путь 4 м, перемещение 2 м.)
- Велосипедист движется по окружности с радиусом 30 м. Чему равны путь и перемещение велосипедиста за половину оборота? За полный оборот?
6. Домашнее задание : §2,3. Упр.2; Упр.3(1)
7. Итоги урока.