Конспект занятия "КВИЗ-игра "Палитра знаний" | Кузнецова Анастасия Эдуардовна, Макарова Наталья Александровна. Работа №353712
Цель: развитие социальной и познавательной активности старших дошкольников через участие в интеллектуальной игре.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, презентация; песочные часы; листы бумаги + маркеры; «волшебный мешочек» + фишки 2-ух цветов по количеству детей; геометрические фигуры с буквами; поле «Кроссворд» + штампы цифр; примеры звуковых схем слов; предметные фигурки + рабочее поле; рабочее поле «Что где находится?».
КВИЗ-ИГРА «Палитра знаний»
Цель: развитие социальной и познавательной активности старших дошкольников через участие в интеллектуальной игре.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Закреплять знания, полученные на логопедических занятиях по всем компонентам речи;
2. Повышать познавательно-речевую активность;
3. Упражнять детей в отгадывании ребусов и чтении простых слов;
4. Закреплять знания детей о математических представлениях (счет, цифры).
5. Упражнять детей в составлении слов из звуков.
Коррекционно-развивающие:
1. Продолжать развивать у детей любознательность, коммуникативные качества и мыслительные способности;
2. Способствовать развитию логического мышления, внимания, речи и способности к творческому самовыражению;
3. Совершенствовать грамматический строй речи;
4. Развивать процессы фонематического анализа и синтеза;
5. Развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
1. Продолжать работу по формированию у детей личностных качеств: любознательность, инициативность, чувство товарищества, ответственность, взаимовыручка, умение работать в коллективе;
2. Способствовать формированию интереса у детей к интеллектуальным играм, творческим заданиям;
3. Формировать умение детей работать в группе и соблюдать правила игры;
4. Воспитывать культуру речевого общения;
5. Способствовать вовлечению родителей дошкольников в воспитательный и коррекционный процесс.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, презентация; песочные часы; листы бумаги + маркеры; «волшебный мешочек» + фишки 2-ух цветов по количеству детей; геометрические фигуры с буквами; поле «Кроссворд» + штампы цифр; примеры звуковых схем слов; предметные фигурки + рабочее поле; рабочее поле «Что где находится?».
Ход игры
Организационный момент
Слайд 1
Приветствие.
Учитель-логопед: Здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня мы с вами встретились для того, чтобы сыграть в интересную и новую для нас игру. Она называется квиз-игра «Палитра знаний». В начале игры я предлагаю вам поделиться на 2 команды. Для этого каждый ребенок выберет фишку из мешочка, (фишки 2-ух цветов по количеству детей) и тогда вы определитесь с выбором команды.
Дети вытаскивают фишки и делятся на 2 команды.
Учитель-логопед: А теперь давайте поприветствуем наше жюри. В состав жюри входят: ________________________ (представить членов жюри).
Учитель-логопед: Ребята, а вы знаете о правилах квиз-игры? Сейчас я вас с ними познакомлю.
1. У каждой команды должно быть название.
2. Отвечать нужно – кто быстрее.
3. Ответы команд оценивает жюри.
4. Участники команд должны внимательно выслушать ответ соперников.
5. За нарушение правил, команда получает штрафной балл.
Учитель-логопед: И так, в квизе у нас 7 раундов. Каждый раунд оценивается баллами и по итогу набранных баллов будет определяться победитель. Чем больше баллов вы наберете, тем ближе вы к победе.
Учитель-логопед: Ну что, вы готовы? Тогда давайте начинать.
Основная часть
Слайд 2
Учитель-логопед: Перед вами расположена палитра. Но почему-то на ней все краски серого цвета. Чтобы палитра снова стала цветной, надо выполнить задания. Вы готовы?
Ответы детей.
Учитель-логопед: Тогда начинаем.
Слайд 3
ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ: ТВОРЧЕСКИЙ
Учитель-логопед: В первом задании необходимо придумать название своей команды. Тут вы и сможете заработать первые баллы. Время ограничено – 1 минута.
Инструкция: за 1 минуту каждая команда должна придумать свое название и написать на листке. За это задание каждая команда может получить по 1 баллу.
Слайд 4
Учитель-логопед: Названия команд придуманы, первые баллы заработаны, поэтому можно продолжать нашу игру! Ребята, так как вы справились с заданием, в палитре появился первый цвет. Какой?
Ответы детей: Фиолетовый.
Учитель-логопед: Верно. Продолжаем дальше.
Слайд 5 – 6
ГОЛУБОЙ ЦВЕТ: РЕБУСЫ
Учитель-логопед: Команды, обратите внимание, на ваших столах появились звоночки и фигуры с буквами. Сейчас на слайде будет появляться зашифрованное слово. Вам надо подобрать геометрические фигуры в соответствии с формулой со слайда, если вы правильно подберете геометрические фигуры, вы сможете прочитать слово. Кто первый выполнит задание – нажимает на звоночек. На каждый ребус будет дана 1 минута и можно заработать по 1 баллу.
Инструкция: на слайде появляется зашифрованное слово. Командам надо подобрать фигуры в соответствии с заданием и прочитать слово. На каждое слово будет дана 1 минута. Кто быстрее справится с заданием – нажимает на звоночек, если ответ верный, команда зарабатывает 1 балл, если нет, право ответа переходит соседней команде. Если дети называют правильное слово, на слайде появляется ответ.
Слайд 7
Учитель-логопед: Давайте посмотрим наши баллы (жюри выставляет и озвучивает баллы). Какой появился цвет в палитре?
Ответы детей: Голубой
Учитель-логопед: Молодцы, двигаемся дальше!
Слайд 8
ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ: МИР ВОКРУГ
Учитель-логопед: Мы с вами уже изучили достаточно тем, поэтому сейчас будет викторина. Вопросы командам задаются по очереди. После того как вы услышали вопрос, у вас есть время на размышление и после звукового сигнала нужно дать ответ. За каждый правильный ответ вам начисляется по 1 баллу.
Инструкция: каждой команде по очереди задаются вопросы – дается время по 30 секунд на ответ. Если команда отвечает правильно, она зарабатывает 1 балл, если нет, вопрос переходит другой команде.
Вопросы:
- Как называется лист тополя? (тополиный)
- Как называется сок из помидоров? (томатный)
- Назовите самый сладкий фрукт? (банан)
- Перечислите 3 названия обуви (кроссовки, туфли, сапоги, сандалии, тапки)
- Назовите ласково жаворонка (жавороночек)
- Назовите гриб, в названии которого 5 слогов (подберезовик, подосиновик)
- Назовите детеныша овцы (ягненок)
- Кто из животных впадает в спячку? (медведь, еж, лягушка, барсук)
- Как называется поверхность стола? (столешница)
Слайд 9
Учитель-логопед: Давайте посмотрим наши баллы (жюри выставляет и озвучивает баллы). Какой появился цвет в палитре?
Ответы детей: Желтый
Учитель-логопед: Отлично.
Слайд 10
ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ: МАТЕМАТИКА
Учитель-логопед: Для следующего задания вам предложены плакаты. Можете их перевернуть. На другой стороне плаката кроссворд из цифр, но некоторые цифры потерялись. Вам надо расставить правильно цифры, чтобы получился правильный кроссворд. Время будет ограничено – 3 минуты. Та команда, которая первая решит кроссворд – нажимает на звоночек. Наше жюри его проверит, если решение верное, то команда может заработать 3 балла.
Инструкция: каждой команде выдается кроссворд с недостающими цифрами. Детям необходимо расставить правильно цифры, с помощью штампов, чтобы найти ответ. Если команда правильно решит кроссворд, она может заработать 3 балла.
Слайд 11
Учитель-логопед: Кроссворды решены, но пока наше жюри их проверяет, перейдем к следующему этапу. Какой появился цвет в палитре?
Ответы детей: Зеленый.
Учитель-логопед: Отлично. Сейчас предлагаю немного отдохнуть и подвигаться.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «РАДУГА»
В небе гром, гроза. (Хлопки)
Закрывай глаза! (Закрыть глаза)
Дождь прошел.
Трава блестит, (Сжимать, разжимать пальцы рук)
В небе радуга стоит. (Нарисовать в воздухе дугу)
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей, (Зовущие движения)
По траве босиком, (Бег на месте)
Прямо в небо прыжком. (Прыжки)
Ладушки, ладушки!
По радуге, по радужке, (Хлопки)
По цветной дуге
На одной ноге. (Прыжки на одной ноге)
Вниз по радуге верхом,
И на землю кувырком! (Присесть)
Слайд 12
КРАСНЫЙ ЦВЕТ: ЗВУКОВАЯ СХЕМА СЛОВА
Учитель-логопед: Чтобы на палитре появился еще один цвет, вам надо подобрать к каждому слову звуковую схему. Перед вами лежат несколько вариантов, когда вы определитесь с верным ответом, нажмите на звоночек. За каждое слово, можно заработать по 1 баллу.
Инструкция: каждой команде выдаются несколько вариантов звуковых схем к словам. На слайде появляются картинки – дети должны определить звуки в слове и подобрать схему, как только они определились с нужной схемой, нажимают в звоночек. За каждое слово команда может заработать 1 балл.
Слайд 13
Учитель-логопед: В начале жюри огласит результаты за предыдущий этап.
Жюри озвучивает баллы за кроссворд.
Учитель-логопед: А теперь результаты за данный этап. (жюри выставляет и озвучивает баллы). Какой появился цвет в палитре?
Ответы детей: Красный
Учитель-логопед: Все верно. Нам осталось совсем немного заданий, чтобы открылись все цвета.
Слайд 14
ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТ: ПЕРВЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ ЗВУК
Учитель-логопед: Для того, чтобы открыть предпоследний цвет, вам надо создать цепочку слов. Для этого вам необходимо определить в фигурках первый и последний звук. Расставлять надо в последовательности: последний звук в слове соответствует первому звуку следующего слова, всего надо подобрать 5 фигурок. У вас есть начальные слова, расставьте фигурки в свои окошки. Если вы правильно справитесь с этим заданием, заработаете 2 или 3 балла, 3 балла заработает та команда, которая быстрее выполнит задание и нажмет на звоночек.
Инструкция: каждой команде выдаются предметные фигурки. Необходимо расставить их в последовательности: последний звук в названии слова соответствует первому звуку следующего за ним слова. Как только команда справляется с заданием, она нажимает на звоночек. Если все фигурки расставлены, верно, команда может заработать 3 балла. Если вторая команда также справилась правильно, она может заработать 2 балла. Правильные ответы можно проверить по слайду.
Слайд 15
Учитель-логопед: Это было очень сложное задание, давайте узнаем баллы (жюри выставляет и озвучивает баллы)
Учитель-логопед: Какой появился цвет в палитре?
Ответы детей: Оранжевый.
Учитель-логопед: Правильно. Ну и последнее задание.
Слайд 16
СИНИЙ ЦВЕТ: ЧТО ГДЕ НАХОДИТСЯ?
Учитель-логопед: Для того чтобы открыть последний цвет и вернуть палитре все цвета, нам надо определить местонахождение картинок. Каждой команде выдано рабочее поле, такое же, как и на слайде. Я буду давать «адрес» картинки, а вы должны будете на скорость определить, какую же картинку я загадала. Та команда, которая первая найдет эту загаданную картинку, должна будет нажать на звоночек и озвучить «адресата», если это правильный ответ, команда зарабатывает 1 балл.
Инструкция: каждой команде выдаются рабочие поля. После этого ведущий начинает загадывать «адрес» картинки. Как только дети найдут нужную картинку, то они звонят в звоночек и называют ее. Если это правильный ответ, то команда зарабатывает 1 балл, если нет, то ответить может другая команда. Правильный ответ показан на слайде (картинка выделена цветом)
«Адреса»: А4, В3, Г2, Д5, Б4, Д1, А2, Г4.
Слайд 17
Учитель-логопед: Наша игра подходит к концу, поэтому дадим жюри время на подведение итогов.
Учитель-логопед: Какой последний цвет появился в нашей палитре?
Ответы детей: Синий.
Учитель-логопед: Ура!!! Наша палитра как настоящая радуга!
Слайд 18
Заключительная часть
Подведение итогов (рефлексия)
Учитель-логопед: Ребята вы молодцы, вы показали, как много вы знаете, какие вы активные.
Учитель-логопед: А какое задание для вас было самым трудным?
Учитель-логопед: А где можно применить эти знания?
Беседа с детьми
Учитель-логопед: Пока мы с вами беседовали, наше жюри подсчитало баллы.
Подведение итогов и награждение команд.