Конспект занятия "Литературная викторина по русским народым сказкам" | Малкова Татьяна Юрьевна. Работа №336161
Обобщить знание детей о русском фольклоре на примере сказок. Прививать детям любовь к устному народному творчеству, вызвать интерес, любознательность.
Развивать зрительное и слуховое внимание, память и речь детей.
Воспитывать умение детей работать в коллективе дружно, договариваться между собой, сопереживать своим товарищам.
Материал:
Презентация к сказкам, фишки «молодец», избушка.
Ход:Звучит негромкая музыка.
Воспитатель. Здравствуйте, дети. Меня зовут Сказа Рассказовна. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы читать сказки?
Дети. Да. Любим. Очень любим.
Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Воспитатель. Все что создано умом
Все к чему душа стремится
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Вспомните пословицы о книге.
Дети. Дом без книги – день без солнца.
Кто много читает, тот много знает.
Книга учит жить, книгой надо дорожить.
Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.
Будешь книги читать – будешь много знать.
Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
Книга мала да ума придала.
Книга поможет в труде и выручит в беде.
Воспитатель. Испокон века книга растит человека.
Хорошая книга – ярче звездочки светит.
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Воспитатель. Почему они называются народными?
Дети: Потому что их сочинил русский народ.
Воспитатель. Верно. Приглашаю вас в путешествие по русским народным сказкам.
Отправляемся друзья
В чудо сказку – вы и я
В театр кукол и зверей,
Для девчат и для ребят!
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!
В:Недалек мой путь не близкий,
Шла да шла.
Поклон вам низкий.
Ни в лесу, не на опушке
Не видала я избушку,
Сказки в ней давно живут,
А избушка тут как тут.
(Подходит к избушке)
Слайд №1 «Избушка из русских народных сказок»
Сказки просятся сюда.
Приоткрыть им дверцу?
Д: Да
В: Дети, мы сегодня поговорим о русских народных сказках. А вы любите сказки? – Люди сочиняют сказки, чтобы рассказать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Часто, вечерами при свете свечи, дети слушали бабушкины сказки. Они всем хорошо понятны, ведь в них говорится о стремлении человека к счастью, доброте, дружбе, осуждают жадность, зависть, трусость.
Сейчас мы с вами вспомним русские народные сказки. Нам нужно разделиться на 2 команды. Первая команда – «Колобок», вторая «Репка». И каждая команда выбирает капитанов.
Послушайте наши правила. По очереди я буду задавать задания каждой команде. Одна команда отвечает, другая внимательно слушает и может дополнять. При ответе на вопросы вы должны поднимать руку. За каждый правильный ответ вы получаете фишку. В конце игры мы сосчитаем фишки. Выигрывает команда, у которой больше фишек.
Итак, в путь, в наше путешествие в страну сказок.
1конкурс:
В сказках очень часто добавляется еще одно слово, его характеризующее. Например: лисичка-сестричка, хитрая лиса, лиса плутовка.
Слайд№2 Герои русских народных сказок
Я буду называть имя персонажа, а вы подбирать к нему характеризующее , сказочное слово.
Петушок…(золотой гребешок), Зайчишка…(трусишка), Мишка…(косолапый), Зайка…(побегай-ка), Волчок…(серый бочок), Лягушка …(квакушка).
2 конкурс:
Отгадайте загадку о сказке.
1.Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка).
Слайд№3 Сказка «Снегурочка»
2.Внебесах и на земле, скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая?
Слайд№4 Сказка «
3.У Алёнушки- сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди).
Слайд №5 Сказка «Гуси – лебеди»
4.Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна лягушка).
Слайд№6 Сказка «Царевна лягушка»
5.Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули,
Очень крупная была. (Репка).
Слайд№7 Сказка «Репка»
6.По топе шага бодро,
Сами тащат ведра. (По щучьему велению).
Слайд№8 Сказка «По щучьему велению»
Физкультурная минутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)
Воспитатель. Все загадки отгадали и героев всех назвали.
Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал
Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!
(Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее.)
Сказки: Гуси-лебеди, Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Волк и семеро козлят, По щучьему веленью. Воспитатель в это время читает стих:
Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить.
Дружно, смело и умело
С вами мы взялись за дело!)
Воспитатель. Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!
А сейчас вы разделитесь
В две команды становитесь.
Будем сказки вспоминать,
Будем в сказки мы играть.
3конкурс:
1.Какую песенку пел Колобок в сказке «Колобок»?
( Я колобок, колобок
По амбару метен,
По сусеку скребен,
На сметане мешен,
На окошке стужен.
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел.)
Слайд№9 Сказка «Репка»
2.Какую песенку пел Петушок в сказке «Лиса и заяц»?
(Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи,
Слезай с печи,
Поди лиса вон.)
Слайд№10 Сказка «Лиса и заяц»
Сказку «Репка» посмотрите
И героям помогите.
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?
Это сказка «Теремок»
Он не низок, не высок.
И жильцов своих всех ждет,
Кто за кем сюда придет?
(Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка»)
4 конкурс:
1.Что говорила курочка деду с бабой , когда мышка разбила яичко в сказке «Курочка ряба»? ( Не плачь дед, не плачь баба. Я снесу вам другое яичко, не золотое а простое.)
Слайд№11 Сказка «Курочка ряба»
2.Что говорила Маша медведю, когда он понес пирожки бабушке с дедушкой в сказке «Маша и медведь»? (Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке неси дедушке.)
Слайд№12 Сказка «Маша и медведь»
5конкурс:
1.У кого просила помощи девочка в сказке «Гуси- лебеди» и кого она встретила, когда искала братца? (печка, яблоня, молочная река.)
Слайд №13 Сказка «Гуси – лебеди»
2.Из каких копытцев хотел напиться братец Иванушка в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» ? (коровье, лошадиное, козье.)
Слайд №14 Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
6конкур капитанов:
Найди ошибку
1.Речка, бабушка,
Спрячь меня. (матушка)
Были у хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазкой, средняя Двуглазкой, а меньшая - Безглазка. (Триглазка).Воспитатель. За руки умелые,
Коллаж с изображениями русских народных сказок
За ум и смекалку
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Подарок свой всем сейчас покажу.
(Дети смотрят сказку «Как Колобок друзей искал» на мультимедийной доске)
Верить в сказку – это счастье.
И тому, кто верит
Сказка обязательно
Отворит все двери.
Тема: «Викторина по русским народным сказкам»
Программные задачи:-
Обобщить знание детей о русском фольклоре на примере сказок. Прививать детям любовь к устному народному творчеству, вызвать интерес, любознательность.
-
Развивать зрительное и слуховое внимание, память и речь детей.
-
Воспитывать умение детей работать в коллективе дружно, договариваться между собой, сопереживать своим товарищам.
Презентация к сказкам, фишки «молодец», избушка.
Ход:Звучит негромкая музыка.Воспитатель. Здравствуйте, дети. Меня зовут Сказа Рассказовна. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы читать сказки?
Дети. Да. Любим. Очень любим.
Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Воспитатель. Все что создано умом
Все к чему душа стремится
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Вспомните пословицы о книге.
Дети. Дом без книги – день без солнца.
Кто много читает, тот много знает.
Книга учит жить, книгой надо дорожить.
Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.
Будешь книги читать – будешь много знать.
Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
Книга мала да ума придала.
Книга поможет в труде и выручит в беде.
Воспитатель. Испокон века книга растит человека.
Хорошая книга – ярче звездочки светит.
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Воспитатель. Почему они называются народными?
Дети: Потому что их сочинил русский народ.
Воспитатель. Верно. Приглашаю вас в путешествие по русским народным сказкам.
Отправляемся друзья
В чудо сказку – вы и я
В театр кукол и зверей,
Для девчат и для ребят!
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!
В:Недалек мой путь не близкий,
Шла да шла.
Поклон вам низкий.
Ни в лесу, не на опушке
Не видала я избушку,
Сказки в ней давно живут,
А избушка тут как тут.
(Подходит к избушке)
Слайд №1 «Избушка из русских народных сказок»Сказки просятся сюда.
Приоткрыть им дверцу?
Д: Да
В: Дети, мы сегодня поговорим о русских народных сказках. А вы любите сказки? – Люди сочиняют сказки, чтобы рассказать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Часто, вечерами при свете свечи, дети слушали бабушкины сказки. Они всем хорошо понятны, ведь в них говорится о стремлении человека к счастью, доброте, дружбе, осуждают жадность, зависть, трусость.
Сейчас мы с вами вспомним русские народные сказки. Нам нужно разделиться на 2 команды. Первая команда – «Колобок», вторая «Репка». И каждая команда выбирает капитанов.
Послушайте наши правила. По очереди я буду задавать задания каждой команде. Одна команда отвечает, другая внимательно слушает и может дополнять. При ответе на вопросы вы должны поднимать руку. За каждый правильный ответ вы получаете фишку. В конце игры мы сосчитаем фишки. Выигрывает команда, у которой больше фишек.
Итак, в путь, в наше путешествие в страну сказок.
1конкурс:В сказках очень часто добавляется еще одно слово, его характеризующее. Например: лисичка-сестричка, хитрая лиса, лиса плутовка.
Слайд№2 Герои русских народных сказокЯ буду называть имя персонажа, а вы подбирать к нему характеризующее , сказочное слово.
Петушок…(золотой гребешок), Зайчишка…(трусишка), Мишка…(косолапый), Зайка…(побегай-ка), Волчок…(серый бочок), Лягушка …(квакушка).
2 конкурс:Отгадайте загадку о сказке.
1.Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка).
Слайд№3 Сказка «Снегурочка»2.Внебесах и на земле, скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая?
Слайд№4 Сказка «3.У Алёнушки- сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди).
Слайд №5 Сказка «Гуси – лебеди»4.Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна лягушка).
Слайд№6 Сказка «Царевна лягушка»5.Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули,
Очень крупная была. (Репка).
Слайд№7 Сказка «Репка»6.По топе шага бодро,
Сами тащат ведра. (По щучьему велению).
Слайд№8 Сказка «По щучьему велению»Физкультурная минутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)
Воспитатель. Все загадки отгадали и героев всех назвали.Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал
Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!
(Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее.)Сказки: Гуси-лебеди, Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Волк и семеро козлят, По щучьему веленью. Воспитатель в это время читает стих:
Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить.
Дружно, смело и умело
С вами мы взялись за дело!)
Воспитатель. Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!
А сейчас вы разделитесь
В две команды становитесь.
Будем сказки вспоминать,
Будем в сказки мы играть.
3конкурс:1.Какую песенку пел Колобок в сказке «Колобок»?
( Я колобок, колобок
По амбару метен,
По сусеку скребен,
На сметане мешен,
На окошке стужен.
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел.)
Слайд№9 Сказка «Репка»2.Какую песенку пел Петушок в сказке «Лиса и заяц»?
(Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи,
Слезай с печи,
Поди лиса вон.)
Слайд№10 Сказка «Лиса и заяц»Сказку «Репка» посмотрите
И героям помогите.
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?
Это сказка «Теремок»
Он не низок, не высок.
И жильцов своих всех ждет,
Кто за кем сюда придет?
(Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка»)4 конкурс:1.Что говорила курочка деду с бабой , когда мышка разбила яичко в сказке «Курочка ряба»? ( Не плачь дед, не плачь баба. Я снесу вам другое яичко, не золотое а простое.)
Слайд№11 Сказка «Курочка ряба»2.Что говорила Маша медведю, когда он понес пирожки бабушке с дедушкой в сказке «Маша и медведь»? (Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке неси дедушке.)
Слайд№12 Сказка «Маша и медведь»5конкурс:1.У кого просила помощи девочка в сказке «Гуси- лебеди» и кого она встретила, когда искала братца? (печка, яблоня, молочная река.)
Слайд №13 Сказка «Гуси – лебеди»
2.Из каких копытцев хотел напиться братец Иванушка в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» ? (коровье, лошадиное, козье.)
Слайд №14 Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»6конкур капитанов:Найди ошибку
1.Речка, бабушка,
Спрячь меня. (матушка)
-
Были у хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазкой, средняя Двуглазкой, а меньшая - Безглазка. (Триглазка).Воспитатель. За руки умелые,
-
Коллаж с изображениями русских народных сказок
За ум и смекалку
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Подарок свой всем сейчас покажу.
(Дети смотрят сказку «Как Колобок друзей искал» на мультимедийной доске)Верить в сказку – это счастье.
И тому, кто верит
Сказка обязательно
Отворит все двери. (