Конспект занятия "Моя малая Родина - Алтайский край" | Линникова Ольга Валентиновна . Работа №337699
В ходе занятия дети расширяют знания о родном крае и его достопримечательностях; знакомятся с самой крупной рекой Алтайского края - Обью; конкретизируют знания о животном и растительном мире Алтайского края. Проведение подобного рода занятий прививают стойкий интерес к истории родного края, энакомят с этимологией слова "Алтай" и "Барнаул"; дают представление о многонациональности народов, проживающих на территории края, а так же о разнообразии и уникальности растений и животных Алтайского края.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Моя малая Родина - Алтайский край"
Воспитатель: Линникова О.В., МБДОУ Б.-Ключевской д/с «Огонёк».
Задачи:
- расширить знания детей о родном крае, достопримечательностях;
- прививать интерес к истории родного края;
- познакомить с самой крупной рекой Алтайского края – Обь;
- конкретизировать знания детей о животном и растительном мире Алтайского края.
Предварительная работа: беседы о российской символике, экскурсия по городу, разучивание стихотворений о малой Родине.
Оборудование: глобус, флаг и герб Алтайского края; презентация "Мой Алтайский край".
Ход занятия:
Психологический настрой:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе: «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
ети торжественно входят в зал под музыку песни М. Евдокимова «Алтай». Воспитатель: Читает стихотворение Л. Дайнеко под музыку.
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете, есть Родина своя.
Для ивушки плакучей, нет реченьки милей.
Для беленькой берёзки, опушки нет родней.
Есть ветки у листочка, овражек у ручья.
У каждого на свете есть Родина своя.
Дети читают стихотворение «Мой любимый Алтай»:
Раскинулись степи Алтая
И вширь, и в длину далеко,
Посмотришь, как будто нет края
Лишь солнце палит высоко.
Гляжу я на наши просторы,
Любуюсь – какая земля!
Покрытые новым убором
В хлебах утопают поля.
И места нет более краше,
Любимый, цветущий мой край,
Ты – житница Родины нашей,
Ты – золото наше, Алтай.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о нашем крае. Более 79 лет тому назад образовался Алтайский край. Алтай и Алтын – эти два слова похожи между собой. Алтыном в старину называли золото. Алтай – золотой край.
Я расскажу вам легенду о том, почему наш край назвали Алтайским.
Было это давным-давно. Не было здесь ни городов, ни сел, ни фабрик, ни заводов, а только бескрайние степи, чистые реки и озера, вокруг которых паслись многочисленные стада лошадей. И жили здесь народы, которые все время между собой воевали. Каждый раз народ – победитель давал свое название этому краю.
И вот однажды главные ханы решили устранить эту неразбериху. Они примирились на один день и стали думать, как же назвать эти земли. Ведь нельзя чтобы такая богатая и красивая земля не имела единого названия.
"Алтай" – вдруг сказал один хан, что в переводе на наш язык означало – золотой. "Алтай" – подтвердили все ханы, золотая земля, оттого и воюем. Много лет прошло с тех пор.
Воспитатель: Ребята, вы хотите посмотреть и услышать фильм о создании Алтая? Тогда давайте внимательно посмотрим фильм.
Дети смотрят фильм «Алтайский край»
- Мы посмотрели, какой наш край богатый – всё это природные богатства. Но самое главное богатство – это люди, проживающие в этом крае. Наш край многонациональный.
•Почему мы так говорим?
В нём проживают украинцы, немцы, казахи, армяне, но основное население – это русские, со своей культурой, бытом, традициями.
С давних пор люди знали, что наш край очень богат.
- Чем же богат наш край? Об этом и пойдёт сегодня речь.
Дети читают стихи:
Наша Родина богата
И Алтай наш славится
Мёдом, хлебом, облепихой
Катунью – красавицей!
Наш Алтай очень красивый
Катунь – светлая вода
Кто приедет в края наши –
Не уедет никогда!
Песня «Наш край» (То берёзка, то рябина…)
Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, кто-то к нам стучится в дверь… Заходи, гость дорогой!
( входит Лесник).
Лесник: Здравствуйте, здравствуйте! А вы меня узнали? Да, я – Лесник. Живу в лесу, в своём волшебном царстве. А сегодня решил прийти к вам в гости, т.к. мне птицы – царицы донесли, что вы сегодня беседуете о моём золотом крае – Алтае. А как же вы без меня? Ведь в моём царстве столько зверей, птиц. Вы ведь, наверное, и не знаете, какие животные обитают в алтайских лесах и полях?
Воспитатель: Вот ты Лесник и ошибаешься, детки хорошо знают животных своего края, правда, ребята? Давайте с вами их назовём .
(волк, лиса, бобр, лось, заяц, косуля, марал, соболь, олень…)
Ну, что убедился?
Лесник: Молодцы, детишки! А давайте я с вами поиграю в игру «Кто лишний». Вы должны прослушав названия животных, определить, какое животное не живёт у нас на Алтае. Ну что, готовы? Тогда слушайте внимательно.
Волк, белка, обезьяна, барсук
Заяц, соболь, кенгуру, медведь
Олень, ёж, лиса, верблюд
Косуля, марал, лошадь, лось.
Молодцы, ребятки! А вы знаете, некоторые люди порой бывают так жестоки по отношению к животным. Очень часто они уничтожают их для своих целей: из шкур шьют шубы, шапки, из рогов делают украшения. Постепенно животных остаётся всё меньше и меньше. Люди стали задумываться: как остановить это безобразие.
- Как вы думаете, что они придумали? (Правильно они создали Красную книгу).
- Почему именно красную? (это цвет тревоги, надвигающейся опасности. Внимание, остановись, не губи природу!)
- А каких животных заносят в Красную книгу? (редких, исчезающих).
В нашем алтайском крае тоже есть своя Красная книга. (показ иллюстраций: соболь, марал, лось, выдра, северный олень, дрофа, лебедь).
Лесник дарит детям «Красную книгу Алтайского края».
Ребята, а вы знаете, сколько у меня красивых деревьев в лесу растёт.
Воспитатель: А давай, лесник, у ребят спросим, может они знают, какие деревья растут на Алтае?
(берёза, дуб, клён, тополь, кедр, осина, сосна, ель, ива…)
Лесник: Мой дом не только красив, он ещё и кормит, и лечит. А что в лесу можно собирать? (грибы, ягоды, лекарственные травы).
А вот я сейчас и проверю, знаете ли вы лекарственные растения. В своём кузовке я припас для вас загадочки. Слушайте внимательно.
1.Золотой и молодой
За неделю стал седой
А денёчка через два
Облысела голова.
Спрячу я в карманчик
Бывший… (одуванчик)
•А что вы знаете об одуванчике?
« в медицине на Руси его считали «жизненным эликсиром». Соком молодого одуванчика лечили и выводили тёмные пятна на коже и веснушки»
2.На лесной опушке
Стоят подружки
Платьица белены
Шапки зелены. ( берёзка)
•А кто сможет рассказать о пользе берёзки?
«Давным–давно берёза приносит пользу человеку. Это знаменитый берёзовый веник в бане и берёзовый дёготь, который лечит раны, язвы, ожоги и разные кожные заболевания».
3. Путника друг –
Скромный, невзрачный листок
Ты на пораненный палец
Влажной заплаткою лёг.
Многим у нас невдомё,к
Что отыскалось лекарство
Тут же на тропке у ног. (подорожник).
« Если на ранку положить листик подорожника, то ранка быстро заживёт».
4.Если случится тебе простудиться
Привяжется кашель, поднимется жар
Придвинь себе кружку, в которой дымится
Душистый отвар. (ромашка)
Ребята мы немного отдохнем
Физминутка «Цветы»
Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)
Лесник: Ну, что ж молодцы, порадовали меня своими знаниями.
Ребята, на земле так мало остаётся мест, где растут такие удивительные растения. Давайте будем беречь, и охранять их!
1. Дерево, трава, цветок и птица.
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
2.Природу не уродуй
Природу не обидь.
Родился человеком
Так надо им и быть!
Хороши леса в Алтайском крае! Да только много в нем и городов, сел и деревень. Какие из них вы знаете? (Ответы детей).
- Почему этот город на карте обозначен крупнее других? (это главный город края, столица)
- Как называется столица Алтайского края? (Барнаул)
- Знаете, почему он так называется?
- А называется он так потому, что когда-то в этой местности находилось озеро и называлось оно Бороно-ур – "Волчье озеро".
- А может кто-то догадался, почему это озеро так называется? (в этих местах водилось много волков).
Воспитатель: Наша карта разного цвета. Как вы думаете, что означает каждый цвет? (коричневый – горы, зеленый – леса, желтый – степи, голубой – реки)
- Что означают синие извилистые линии? (реки)
- Обратите внимание на реки Бия и Катунь. Они берут свое начало в горах, и сливаются в одну могучую реку Обь.
– А как называется река которая протекает возле нашего города? (Обь)
- Кто знает, какая рыба водится в реках Алтая? А еще в них водится ценная рыба: семга, таймень, хариус, стерлядь.
- Что означает желтый цвет на карте? (степи)
- В Алтайском крае много степей. Это Кулундинские степи.
- Их название произошло от слова кулун – жеребенок, потому, что когда-то здесь в Кулундинских степях паслись стада лошадей.
- Что означает коричневый цвет на карте? (горы)
- На Алтае есть горы – это Горный Алтай.
- Да, ребята, у нас на Алтае находятся прекраснейшие горы, богатые полезными ископаемыми, золотом, медью, рудой.
- Здесь расположены рудники, известные во всем мире, где добывают золото и серебро; здесь расположены месторождения серого, белого, фиолетового, золотистого мрамора.
- Из него изготавливают красивые вазы, шкатулки для украшений. Их изготавливают специальные мастера – камнерезы.
- В горах растут деревья с длинной хвоей – это кедры. В каждой кедровой шишке пригоршня орешков, не простые они, а золотые.
- Кедровые орехи очень вкусные и полезные. (Рассматривание кедровых орехов)
- Что означает зеленый цвет на карте? (леса)
Наш Алтайский край богат лесами. В лесу живет много зверей: белки, соболя. Соболи - "пушистое золото Алтая", они обладают очень ценным мехом.
– А каких вы зверей знаете? (Лисы, зайцы, волки, ежи, медведи, лоси, рыси)
- Молодцы! Посмотрите на этих животных. Как вы думаете, кто это? (олени)
- Это не простые олени, их называют маралы. Их специально, разводят в Горном Алтае, потому, что их рога обладают лечебными свойствами.
- Когда рога отрастают, их спиливают и перерабатывают на лекарства. А у оленя отрастают новые рога.
Лесник: Ну что, ребятки, у вас мне очень интересно, но мне пора домой возвращаться. Меня уже совсем заждались жители моего лесного царства. А вам большое спасибо за ваши знания. Я обязательно пришлю вам подарочек из леса, вы будете ждать?
Ну, тогда до свидания.( Лесник уходит).
Воспитатель: Ребята, мы сегодня много беседовали о нашей Родине, читали стихи, рассматривали иллюстрации.
- Что же такое для вас Родина? (Россия, Алтайский край, г. Барнаул, наш дом, наша улица, наш детский сад)
- Вспомните, почему наш край назвали Алтайским?
Назовите столицу нашего края?
-Ребята, кто запомнил, какие реки текут в нашем крае?
- Чем богат наш край?
- Какие животные живут в лесах?
Что вам понравилось больше всего?
- Вот и закончилось наше путешествие. Но не закончилось изучение нашей Родины. Вы будете расти, и узнавать что-то новое. Потому что Родина не только то, что вокруг тебя, но и ты сам.
Славен наш Алтай лесами,
Славен удалью речной,
Песней славится, стихами
И частушкой озорной.
Дети поют алтайские частушки
На Алтае мы живём
Вкусны шанежки печём
И частушек много знаем
Все сейчас для вас споём.
Яровое, Яровое,
Ой, солёная вода.
Кто купался в Яровое
Не забудет никогда.
По Оби – реке широкой
Лодка с парусом плывёт
У мальчишки нос курносый
Аж до неба достаёт.
На Алтае город есть Барнаул зовётся
Тому жить у нас легко
Кто всегда смеётся.
Мы алтайские частушки
Вам пропели от души
Хороши наши частушки?
Чем же мы не хороши!
- Дорогие ребята! Любите свой край, свою малую Родину.
- Старайтесь больше узнать о его истории, берегите природу, храните обычаи и традиции, живите и трудитесь ради ее блага.