конспект занятия на тему фрукты | Татьяна Павловна Садкова. Работа №345154
фрукт
(левую ладошку держат «ковшиком», а пальцем правой руки помешивают. Загибают пальчики по одному, начиная с большого) Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим-варим мы компот. Угостим честной народ.
Дыхательная гимнастика (каждый день)
«Сбор урожая»
Ребёнок стоит прямо, поднимает руки вверх, чтобы достать яблоки с высокой ветки – вдох. Пауза в 3 секунды (ведь яблоки надо достать и сорвать). Опустить руки, наклониться вперёд и вниз – выдох (яблоки надо положить в корзину).
Щёчки-яблочки
1.Вдох ртом, задержать дыхание на 2-3 с., надуть обе щеки.
2.Спокойно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.
Спрячем абрикос за щёчку
1.Вдох носом, задержать дыхание, надувать попеременно то правую, то левую щёку
2.Спокойно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.
Вкусная груша
1. Вдох
2. На выдохе произносить: «Мммм!»
Артикуляционная гимнастика (каждый день).
Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
Спрячем сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.
Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
Чашечка. Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину — яблочный, в Димину — сливовый.
Закрепить и расширить представления об фруктах, о месте произрастания, об этапах роста ( посадка, полив, прополка, созревание, сбор урожая), о способах уборки урожая, способах употребления фруктов в пищу, о необходимости употребления фруктов в пищу.
«Чего не хватает в вазе?»
На столе — ваза с фруктами. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает два фрукта. Открыв глаза, дети угадывают, чего не хватает в вазе: «В вазе не хватает лимона и груши». И т. д.
Игра «Угадай»
Цель: узнать овощ по его части. Второй вариант: сказать, у какого фрукта это есть?
Долька (чего?) мандарина, апельсина... Косточка (чего?) вишни, сливы, яблока, груши... Гроздь (чего?) винограда Кожура (чего?) яблока, груши, апельсина..
Выполнение многоступенчатых инструкций:
Яблоко положи в корзину, а сливу —в вазу.
Яблоко положи в корзину, сливу —на стол, а мандарин возьми в руку.
Положи яблоко возле лимона, а сливу спрячь в ладонях.
— Расскажи, что ты делал.
Понимание предлогов. На доске — 6—7 картинок. Логопед спрашивает: «Что рядом с яблоком (лимоном, грушей, яблоком, сливой, персиком, бананом, апельсином)? Дети отвечают: «Рядом с яблоком груша и слива». И т. д.
Разделить на слоги хлопками названия фруктов:
Яб-ло-ко, Гру-ша, ба-нан и т.д.
Сказать, сколько слогов в слове.
Учить сравнивать фрукты по цвету, форме, величине, вкусу, на ощупь, по запаху
Игра «Красивые слова»
Цель: упражнять в подборе прилагательных.
Яблоко (к а к о е?) (вкусное, сладкое, душистое, нежное, сочное, наливное, Румяное, красное, желтое, золотистое, полосатое, спелое, мягкое, твердое, (не) большое, маленькое...)
Яблоки (к а к и е?) (крупные, сушеные, печеные, летние, осенние, зимние, поздние, южные, антоновские...)
Груша (к а к а я?). (сладкая, вкусная, ароматная, душистая, сочная, мягкая, твердая, желтая, зеленая, зелено-коричневая...)
«Назови сок, варенье». Образование прилагательных.
Используются картинки с изображениями.
Сок из яблока — яблочный, варенье из яблок — яблочное. (Груша, апельсин, виноград, персик, абрикос.
Игра «Что изменилось?»
Цель: образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
Для игры можно использовать иллюстрации овощей и фруктов, муляжи и т. д.
Показать картинку, например, с изображением яблока.
— Хорошо запомните картинку. Закройте глаза. Вместо картинки с яблоком кладется картинка с изображением вишни.
— Откройте глаза. Что пропало? (Яблоко.) Что появилось?
(Вишня.) Нет (чего?) — яблок, груш, бананов, апельсинов, лимонов, вишен, слив, черешен...
Накопление и активизация глагольного словаря. Беседа с детьми. «Что можно делать с фруктами? Кто назовёт больше слов?» (Собирать, срывать, мыть, есть, резать, варить, продавать, покупать...)
Сосчитай «1-5». Согласование числительных с существительными. Яблоко, вишня, слива, банан, груша и т.д.Поиск антонимов «Скажи наоборот»
Персик большой, а абрикос... (маленький);
У яблока семечек много, а у сливы … (одно — косточка);
Апельсин круглый, а банан…( длинный);
Лимон кислый, а персик … (сладкий);
Апельсин большой, а мандарин… (маленький).
Груша гладкая, а киви… (шершавый).
Яблоко твёрдое, а клубника… (мягкая).
Груша растёт высоко, а малина… (низко).
Занятие в подготовительной логопедической группе по теме "Фрукты"
02.10.2023
Лексическая тема: "Фрукты"
Цель: создание условий для расширения и активизации словаря по теме.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Упражнять образовывать множественное число существительных.
Упражнять образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксам.
Упражнять согласовывать существительные с прилагательными.
Упражнять образовывать относительные прилагательные.
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к фруктам как к продуктам питания.
Оборудование :картинки с фруктам, муляжи фруктов, корзина с фруктами, муляжи фруктов. Оборудование для дыхательной гимнастики вырезанные из бумаги силуэты фруктов, нанизанные на нитку. В стороне -красиво сервированный стол с вазой с фруктами разных размеров.
Точно солнышки горят! (соединить руки в круг – «солнышко»)Физминутка
Яблочко
На носочки я встаю, (Подняться на носки)
Яблочко я достаю, (Руки вверх)
С яблочком бегу домой, (Бег на месте)
Мамочке подарок мой! (Хлопки в ладоши)
Как румян осенний сад! (легкие хлопки по щекам)
Всюду яблоки висят. (руки поднять вверх)
Краснобоки, краснощеки, (руки на поясе)
На ветвях своих высоких (руки поднять вверх)
Пальчиковая гимнастика
Компот
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много, вот:
(левую ладошку держат «ковшиком», а пальцем правой руки помешивают. Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим-варим мы компот.
Угостим честной народ.
Дыхательная гимнастика (каждый день)
«Сбор урожая»
Ребёнок стоит прямо, поднимает руки вверх, чтобы достать яблоки с высокой ветки – вдох. Пауза в 3 секунды (ведь яблоки надо достать и сорвать). Опустить руки, наклониться вперёд и вниз – выдох (яблоки надо положить в корзину).
Щёчки-яблочки
1.Вдох ртом, задержать дыхание на 2-3 с., надуть обе щеки.
2.Спокойно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.
Спрячем абрикос за щёчку
1.Вдох носом, задержать дыхание, надувать попеременно то правую, то левую щёку
2.Спокойно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.
Вкусная груша
1. Вдох
2. На выдохе произносить: «Мммм!»
Артикуляционная гимнастика (каждый день).
Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
Спрячем сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.
Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
Чашечка. Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину — яблочный, в Димину — сливовый.
Закрепить и расширить представления об фруктах, о месте произрастания, об этапах роста ( посадка, полив, прополка, созревание, сбор урожая), о способах уборки урожая, способах употребления фруктов в пищу, о необходимости употребления фруктов в пищу.
«Чего не хватает в вазе?»
На столе — ваза с фруктами. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает два фрукта. Открыв глаза, дети угадывают, чего не хватает в вазе: «В вазе не хватает лимона и груши». И т. д.
Игра «Угадай»
Цель: узнать овощ по его части. Второй вариант: сказать, у какого фрукта это есть?
Долька (чего?) мандарина, апельсина... Косточка (чего?) вишни, сливы, яблока, груши... Гроздь (чего?) винограда Кожура (чего?) яблока, груши, апельсина..
Выполнение многоступенчатых инструкций:
Яблоко положи в корзину, а сливу —в вазу.
Яблоко положи в корзину, сливу —на стол, а мандарин возьми в руку.
Положи яблоко возле лимона, а сливу спрячь в ладонях.
— Расскажи, что ты делал.
Понимание предлогов. На доске — 6—7 картинок. Логопед спрашивает: «Что рядом с яблоком (лимоном, грушей, яблоком, сливой, персиком, бананом, апельсином)? Дети отвечают: «Рядом с яблоком груша и слива». И т. д.
Разделить на слоги хлопками названия фруктов:
Яб-ло-ко, Гру-ша, ба-нан и т.д.
Сказать, сколько слогов в слове.
Учить сравнивать фрукты по цвету, форме, величине, вкусу, на ощупь, по запаху
Игра «Красивые слова»
Цель: упражнять в подборе прилагательных.
Яблоко (к а к о е?) (вкусное, сладкое, душистое, нежное, сочное, наливное, Румяное, красное, желтое, золотистое, полосатое, спелое, мягкое, твердое, (не) большое, маленькое...)
Яблоки (к а к и е?) (крупные, сушеные, печеные, летние, осенние, зимние, поздние, южные, антоновские...)
Груша (к а к а я?). (сладкая, вкусная, ароматная, душистая, сочная, мягкая, твердая, желтая, зеленая, зелено-коричневая...)
«Назови сок, варенье». Образование прилагательных.
Используются картинки с изображениями.
Сок из яблока — яблочный, варенье из яблок — яблочное. (Груша, апельсин, виноград, персик, абрикос.
Игра «Что изменилось?»
Цель: образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
Для игры можно использовать иллюстрации овощей и фруктов, муляжи и т. д.
Показать картинку, например, с изображением яблока.
— Хорошо запомните картинку. Закройте глаза.
Вместо картинки с яблоком кладется картинка с изображением вишни.
— Откройте глаза. Что пропало? (Яблоко.) Что появилось?
(Вишня.) Нет (чего?) — яблок, груш, бананов, апельсинов, лимонов, вишен, слив, черешен...
Накопление и активизация глагольного словаря. Беседа с детьми. «Что можно делать с фруктами? Кто назовёт больше слов?» (Собирать, срывать, мыть, есть, резать, варить, продавать, покупать...)
Сосчитай «1-5». Согласование числительных с существительными. Яблоко, вишня, слива, банан, груша и т.д.Поиск антонимов «Скажи наоборот»
Персик большой, а абрикос... (маленький);
У яблока семечек много, а у сливы … (одно — косточка);
Апельсин круглый, а банан…( длинный);
Лимон кислый, а персик … (сладкий);
Апельсин большой, а мандарин… (маленький).
Груша гладкая, а киви… (шершавый).
Яблоко твёрдое, а клубника… (мягкая).
Груша растёт высоко, а малина… (низко).
«Составь предложение». На доске — три картинки с изображением фруктов. Вопрос: «Что ты съешь сам, что отдашь другу, а что положишь в вазу?» Дети по очереди отвечают: «Яблоко съем сам, грушу отдам другу, а банан положу в вазу». И т. д.
Произнести чистоговорки про фрукты
ТА-ТА-ТА – яблочко моя мечта.
АТО-АТО-АТО – витаминами богато
ТИ-ТИ-ТИ – где же яблоко найти?
АТЬ-АТЬ-АТЬ– надо яблоню искать.
ДУ – ДУ – ДУ - мы работаем в саду
ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады
УКТЫ – УКТЫ – УКТЫ - поспевают фрукты
АД – АД – АД - вот фруктовый сад
ОВНИК – ОВНИК – ОВНИК – там работает садовник
ТИ – ТИ – ТИ - будет яблонька расти
УШИ – УШИ – УШИ - поспевают груши
УШ – УШ – УШ – мы собрали много груш
ИШНЯ – ИШНЯ – ИШНЯ – поспевает вишня
УСТ – УСТ – УСТ - облепихи куст
АДА – АДА – АДА – гроздья винограда
ИВУ – ИВУ – ИВУ - собираем сливу
ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – поспели абрикосы
ОК – ОК – ОК – из фруктов выжмут сок
РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – фруктовое варенье
ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – во фруктах витамины
Игра «Отгадай фрукт по описанию»
1. Желтый, кислый, овальный, спелый, душистый, растет на дереве. (Лимон.)
2.Круглое, сочное, сладкое, красное, спелое, твердое, вкусное, румяное. (Яблоко.)
Работа продолжается по подбору эпитетов с другими фруктами.
Итог занятия: Ребята ,скажите,что вам понравилось на сегодняшнем занятии? Вы сегодня ,молодцы,хорошо играли,на вопросы отвечали! Приглашаю всех к столу,будем лакомится вкусными фруктами!