Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект занятия на тему "Масленица" | Мусиенко Елена Александровна. Работа №312943

Дата публикации:
Автор:
Описание:

НОД по развитию речи по теме: «Масленица»

в подготовительной группе 

 

Цель: актуализировать знания о празднике Масленица. Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках. Упражнять в словообразовании, употреблении существительных в творительном падеже, образовании качественных прилагательных, Развивать слуховое внимание, логическое мышление. Активизировать словарь. Совершенствовать умение ориентироваться во времени. Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм речи, творческое воображение. Приобщать детей к русской истории. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.

 

Ход:

- Масленица - веселый народный праздник, который появился очень давно, но так полюбился людям , что его празднуют до сих пор. Люди, уставшие от снега и холода, радуются солнышку, которое начинает греть все больше и больше. Проводам зимы и посвящен этот праздник. Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели, а масло и другие молочные продукты еще можно было кушать. Пеклись вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все соскучились за время зимы.

- Про Масленицу говорили « широкая масленица», как вы думаете почему? /Этот праздник праздновали целую неделю./

- А сколько дней в неделе? Как они называются? (Ответы детей.)

Первый день праздника – понедельник - начинался с того, что молодежь делала самый главный символ праздника - большую куклу. Чучело масленицы из соломы, наряжали в женские одежды, подпоясывали кушаком и насаживали на шест. 

 

НОД по развитию речи по теме: «Масленица»

в подготовительной группе

 

Цель: актуализировать знания о празднике Масленица. Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках. Упражнять в словообразовании, употреблении существительных в творительном падеже, образовании качественных прилагательных, Развивать слуховое внимание, логическое мышление. Активизировать словарь. Совершенствовать умение ориентироваться во времени. Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм речи, творческое воображение. Приобщать детей к русской истории. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.

Ход:

- Масленица - веселый народный праздник, который появился очень давно, но так полюбился людям , что его празднуют до сих пор. Люди, уставшие от снега и холода, радуются солнышку, которое начинает греть все больше и больше. Проводам зимы и посвящен этот праздник. Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели, а масло и другие молочные продукты еще можно было кушать. Пеклись вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все соскучились за время зимы.

- Про Масленицу говорили « широкая масленица», как вы думаете почему? /Этот праздник праздновали целую неделю./

- А сколько дней в неделе? Как они называются? (Ответы детей.)

Первый день праздника – понедельник - начинался с того, что молодежь делала самый главный символ праздника - большую куклу. Чучело масленицы из соломы, наряжали в женские одежды, подпоясывали кушаком и насаживали на шест. 

Была еще традиция в каждом доме делать маленькую тряпичную куколку с косой, одевать её в девичий наряд и усаживать на почетное место. Это была - домашняя Масленица. Если кто–то обижал женщину, она завязывала узелок на кукле и рассказывала ей свою беду. К тому времени как праздник Масленицы приходил, кукла чаще всего вся была увешана ленточками. А потом этих кукол бросали в костер, все проблемы и заботы уходили с огнем, а для дома делалась новая Масленица. В каждом селе чучело куклы была своё. А какие они были разные, вы полюбуетесь, собрав из частей их изображение.

Д\у «Собери мозаику – куклу «Масленица»Цель – Развитие пространственного мышления. Каждая картинка изображающая куклу - Масленицу разрезана на 6-8 частей. Детям необходимо собрать целое изображение куклы из отдельных деталей.

- Сделав чучело - куклу, её с пением и шутками возили на санях по деревне. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки дети и ряженые. Затем чучело-Масленицу ставили на снежной горе. А ребятишки, скатившись с горы, бегали по деревни и выкрикивали: «Приехала масленица! Приехала масленица».

Собравшись группками, они обходили дворы, поздравляли хозяев с наступлением Масленицы и выпрашивали самое главное угощение на масленицу - блины:

«Тин-тинка, подай блинка, оладышка-прибавышка, масляный кусок!

Тетушка, не скупися, масляным кусочком поделися!». /Проговаривают хором./

- А почему именно блины – главное угощение на Масленицу? /ответы детей/

- Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол.

Как на масленой неделе из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи. Все румяны, горячи!
Масленица, угощай! Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте! Похвалить не забывайте.

- Я буду называть слова, а вы назовите эти предметы ласково. (блин – блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д)

Со второго дня – вторника - начинались разного рода развлечения и первые масленичные игры. Он так и назывался – «заигрыши».

Вот и нам пришла пора поиграть. Игра «Блинок». Цель: вызывать у детей интерес к хороводным играм русского народа. Все стоят в кругу и говорят слова:

Месим, месим, месим тесто (сужаем круг)

Разливайся блинок, разливайся большой (расширяем)

Оставайся такой, да не подгорай.

Пшшшш…. (присели на корточки)

Ой, подгорел. (разбегаются)

Танец-игра «ты, катись горячий блинчик». Цель: воспитывать любовь к народным играм. Дети передают по кругу блинчик (вырезан из картона) и говорят:

Ты катись, горячий блинчик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого горячий блинчик, тот

Сейчас станцует нам.

У кого блин с концом слов остался в руках, выходит в центр круга и под бубен танцует.

Среда называется «лакомка». В этот день приходят в гости на блины.Блин действительно похож на солнышко. Мы с вами тоже изготовим символ Масленицы –Солнце! Детям предлагается сделать «шумелку» в виде солнца, приклеивая к лицевой и обратной стороне круга - «солнца». Затем снизу к кругу крепиться палочка-шпажка, а по сторонам привязывается ленточка с бусиной.

Четверг - «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются,
песни поют. Сейчас поиграем в народную игру «Перезвон». В эту игру с давних-предавних времен играли именно на Масленицу. Динамическая пауза «Перезвон»Играющие встают в круг. Считалкой выбирается водящий.

Едет масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.

В середину круга выходят двое: один с колокольчиком, другому завязывают глаза.

Все кто в круге поют:
Дили-динь, дили-дон!
Ах, откуда этот звон?
Били-бим, били-бом!
Мы его сейчас найдем!

Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика найти и поймать участника с бубенцом. После того, как участник с колокольчиком пойман, он становится «жмуркой» и ему завязывают глаза, а предыдущий «жмурка» становится обычным участником и встает в круг.

Рассматривание репродукций и рассказы детей по картине.

-Б.Кустодиев «Масленица»

Взрослые по деревне катались на украшенных нарядных тройках с бубенцами, перезвоном колокольчиков. В больших деревянных балаганах (уличных театрах) давали представления и концерты бродячие артисты во главе с Петрушкой…

-Не менее интересным было испытание ледяным столбом. Посреди деревни ставили высокий облитый водой столб. На него подвешивали ценные подарки, и все желающие могли попробовать влезть на столб и достать подарок.

-В.И. Семенов «Скоморохи с медведем»

Народные гулянья не обходились без скоморохов, веселили людей. Они пели, играли на музыкальных инструментах, плясали, страивали медвежьи потехиШуты и скоморохи смешили людей до слез, рассказывая всякие небылицы.

На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.

Два жадных медвежонка
Сидели на суку.
Один держал кастрюлю,
Другой - месил муку.
-Раз куку, два куку-
Оба шлепнулись в муку

Оказались не в муке,
А у бабки в твороге.

По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах стоит ворона
И соломинкой гребет.

На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.

Устраивались также состязания:

-В.И. Суриков «Взятие снежного городка»

Строили снежные городки и ледяные крепости и брали их с боем. Играющие делились на две команды и одни пытались разрушить крепость, а другие оборонялись

Давайте тоже построим крепость из мягких модулей. Разделитесь на две команды. Каждая команда получает схему, по которой строит крепость(дети выполняют постройку).

-А теперь давайте устроим бой снежками!

Пятница - «вечерки». В этот день все идут к бабушке на блины. А вы любите блины? - А из чего и как их пекут знаете? Д/упражнение «Расположи картинки в правильной последовательности».

Все ребята знать должны, из чего пекут блины!

Ты не знаешь что ли? Молоко, мука, яйцо и щепотка… соли.

Добавь сахар, не жалей! В сковороду маслица подлей!

Д\и «С какой начинкой блины?». Цель: упражнять в употреблении существительных в творительном падеже, образовании качественных прилагательных. - Вот наши блины готовы. Ели блины с разными начинками. С чем блины у вас?

Д\и «Какие бывают блины». Цель: упражнять детей в словообразовании.

- Обыкновенный блин можно назвать разными словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:

На тарелке он один - называем просто … /блин/

Много испекли их мы – тогда назовём … /блины/

Испекли для дочек – назовём … /блиночек/

Будет кушать их сынок - назовём тогда … /блинок/

Огромный, как домище назовём - … /блинище/

Суббота - «посиделки». Все ходят друг к другу в гости, дарят подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

-Мы разводить костер не будем, это небезопасно. Но вот макет костра сделаем и с ним поиграем. Надо хорошо разбежаться и перепрыгнуть через «костер». И тогда все наши печали и горести «сгорят»!

Дети хором:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Чтобы все невзгоды,
Холод, непогоды,
Зимние морозы,
Неудачи, слезы –
Пусть в огне сгорают
К солнцу улетают!

- Последний день – воскресенье- Масленицы - «проводы». Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье». Ведь последний день недели - воскресенье. А прощеным его называют, потому что в этот день все друг у друга прощения просят за то что совершили, за ошибки, за все то, что могло обидеть человека: «Прости меня, если я тебя обидел». И обнимаясь, слышали в ответ: «Бог простит, и я тебя прощаю». Вот такая чудесная наша русская традиция.

- А теперь пора и настоящих масленичных блиночков попробовать. Тщательно вымойте руки и принимайтесь за угощения. А блины-то на Масленицу пекут вкусные, просто объедение. Недаром этот праздник ласково называли Масленица-объедуха.



 



 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×