Конспект занятия по нравственно- этическому воспитанию в подготовительной группе. «Секреты дружбы». | Айзятуллова Ольга Сергеевна. Работа №345980
Задачи данного занятия:
· Обобщить и расширить знания детей о понятиях «друг», «дружба», «доброта», «вежливость», «щедрость», «честность», «мир», .
· Развивать социальные чувства и нравственные качества личности: внимательность, доброжелательность, отзывчивость.
· Закрепить знание пословиц о дружбе, умение отгадывать загадки.
· Развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, умения договариваться и приходить на помощь, позитивное социальное поведение.
· Обогащать новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения.
· Формировать благоприятный психологический климат группы.
· Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, справедливое отношение друг к другу и нравственные формы поведения.
· Закреплять правильное произношение детей, следить за полными ответами,.
Конспект занятия по нравственно- этическому воспитанию в подготовительной группе.
«Секреты дружбы».
Цель: Способствовать формированию у детей дружеских взаимоотношений и положительного отношения к себе и к окружающим, развитие коммуникативных навыков у детей.
Задачи:
Обобщить и расширить знания детей о понятиях «друг», «дружба», «доброта»,
«вежливость», «щедрость», «честность»,
«мир»,
.
Развивать социальные
чувства и нравственные качества
личности
: внимательность, доброжелательность
, отзывчивость.
Закрепить
знание пословиц о дружбе, умение отгадывать загадки.
Развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, умения договариваться и приходить на помощь, позитивное социальное поведение.
Обогащать новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения.
Формировать благоприятный психологический климат группы.
Воспитывать культуру общения,
дружеские взаимоотношения,
справедливое отношение друг к другу и нравственные формы
поведения.
Закреплять правильное произношение детей, следить за полными ответами
,.
Материалы и атрибуты:
Коробка с апельсинами и чебурашкой, мяч, карточки с иллюстрациями ситуаций, разрезные картинки, кубики разных размеров, рулетка, иллюстрация «Сломанная кукла»
презентация «Эмоции», «Поругались-помирились», «Чебурашка с друзьями»
Запись песни «Улыбка», музыка для игр
, спокойная музыка для релаксации.
Ход занятия:
Дети заходят в группу.
В-Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости.
Давайте возьмемся за руки и посмотрим друг на друга с улыбкой.
Приветствие «Друг»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Раздается стук в дверь, воспитатель ее открывает, на пороге стоит коробка.
приветствие
В- Ребята, посмотрите! Нам прислали посылку с почты. Интересно, что в ней?
Вместе с детьми воспитатель открывает ее, в коробке апельсины и Чебурашка.
Ч- Здравствуйте!
Д- Здравствуйте!
Ч- Ребята, я залез в коробку с апельсинами и уснул в ней. Меня куда-то увезли, и теперь я не знаю, где я.
Д- Ты в детском саду!
В-Ребята, кто это, вы его узнали?
Д- Это Чебурашка.
В- Чебурашка, а где твои друзья, у тебя их наверное, много?
Ч-Да, у меня много друзей. Все они в стране Мультфильмов: крокодил Гена, девочка Галя, собачка Тобик и лев Чандр. Мы даже открыли дом Дружбы! Но мои друзья остались дома. Я здесь никого не знаю, здесь у меня нет друзей.
В- Не расстраивайся, Чебурашка, мы сейчас все познакомимся и подружимся.
Ч – Хорошо. А вы умеете дружить?
В-Ребята, а вы умеете дружить?Что такое дружба?(Когда дети играют вместе, делятся, не обижают друг друга. Другу можно доверить тайну, можно поделится секретом, на него можно положится в трудную минуту.)
В- Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой. Народная мудрость недаром гласит «Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты».
Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
Д/и «Эмоции»
В — Много опасностей подстерегают дружеские отношения: обидные слова, грубость, драки, злость, слезы по пустякам, капризы. Посмотрите картинки и назовите , какие чувства могут вызывать наши поступки ( педагог демонстрирует картинки с эмоциональным состоянием людей . Слайд 1-6
Д(хором): Радость, огорчение, удивление, злость, гнев, страх
В Ребята, что у вас может вызвать огорчение
Д: Когда поругали, поссорился с другом, подрался
В: А что у вас вызывает радость
Д: Когда меня похвалили, получил подарок, встретился с другом, сыграл в интересную игру и выиграл.
В: А как вы думаете, с чего начинается дружба? (ответы детей)
- Дружба начинается с улыбки. Это первое правило дружбы (ставится запись песни «Улыбка»)
Послушайте песню, а кто знает, подпевайте.
- О чём эта песня?: Как называется песня? (ответы детей).
В- А у нас дети в группе умеют дружить?(Умеют.)
Скажите, пожалуйста, если мы хотим с кем-то подружиться, но еще не знакомы с человеком, что нужно сделать? (Познакомится)
Игра «Знакомство».
Ребята, встанем в круг. Я буду передавать мяч каждому по-очереди . Тому, у кого мяч, нужно будет представиться- назвать свое имя, что он любит, в какие игры любит играть.
Например: Меня зовут Ольга Сергеевна, я люблю читать и путешествовать.
А ты?
Дети передают друг другу мяч, рассказывая о себе.
Ч- а я – Чебурашка, я люблю апельсины и хорошую погоду!
В- Чебурашка, вот мы и познакомились.Очень хорошо!
А теперь нам нужно разделиться на две команды. Подойдите к столам.
На столах лежат карточки с иллюстрациями ситуаций ,каждой подгруппе нужно выбрать карточки с настоящими друзьям. Каждой команде дается по 5 карточек, дети объясняют изображенную ситуацию.
В: Молодцы, ребята. Садитесь на места.
В- Ребята, а вы знаете вежливые слова?
Д-Здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста
В- Молодцы, ребята! А для чего нам нужны вежливые слова?
Д-Для общения друг с другом .
В-Мы сейчас все были приветливы друг с другом! Это тоже секрет дружбы- вежливость.
А теперь отгадайте загадки.
Загадки:
Говорят, что мы похожи.
Отвечаем: «Ну и что же?».
Говорят, что неразлучны.
Друг без друга вправду скучно.
Говорят, что мы болтушки...
Ну и что! Ведь мы(подружки)
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный(друг)
Мы теперь уж не друзья,
Ты ушел, в обиде я.
Не на шутку разругались,
Друг на друга обозвались,
Ну а я теперь грущу.
Приходи, тебя прощу.
Согласись, ведь из-за вздора
Выросла вот эта... (ссора)
Что, подружка, предлагаю
Нашу ссору позабыть.
Шаг навстречу совершаю,
Я хочу с тобой дружить.
Перестань, подружка, злиться,
Предлагаю... (помириться)
Друг без друга мы скучаем,
Вместе с радостью играем.
И нам ссориться не нужно.
Ведь всего сильнее …
(Дружба)
В-Молодцы, ребята. Поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика. «Дружба»
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. (Соединять пальцы в "замок").
С вами мы подружим Маленькие пальчики. (Касание кончиков пальцев обеих рук.)
Раз, два, три, четыре, пять - Начинай считать опять. (Парное касание пальцев от мизинцев.)
Раз, два, три, четыре, пять - Мы закончили считать. (Руки вниз, встряхнуть кистями)
В- А сейчас представьте ситуацию: У вас дома был пакет с конфетами. Друзья позвали вас играть во двор. Вы пошли гулять, взяв с собой конфеты. Что вы будете делать?
Ответы детей.
В- Ну что же, молодцы!
А теперь представьте такую ситуацию: вы качаетесь на качелях, а вокруг стоят ребята, которые ждут своей очереди. Что вы будете делать?
Ответы детей.
В- Правильно! Немного покачаетесь и уступите другим ребятам.
В-Ребенок пришел в детский сад с новой, любимой игрушкой. Всем ее показал, но играть никому не дал.Что же будет дальше?
В- Что можно сказать об этом ребенке?
Ответы детей.
В-Конечно, все скажут, что этот ребенок жадный. А ведь не зря люди приметили:
Кто жаден, тот в дружбе не ладен,
А кто щедрый, тот в дружбе верный.
Следующий секрет дружбы-щедрость.
Физминутка “Старушка Маланья”.
У Маланьи, у старушки (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Вот с такими глазами,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
С такой головой,
С такой бородой...
Ничего не пили, не ели, (указательным пальцем из стороны в сторону)
Делали вот так... (выполняют упражнение, предложенное ведущим)
В-Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и друзьях много пословиц и поговорок.
А знаете ли вы пословицы о дружбе? Я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи пословицу».
1.Один за всех и все за одного.
2.Нет друга - ищи, а нашел – береги.
3.Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Дружба дороже любых денег и материальных благ.Деньги как приходят, так и уходят, а друзья всегда рядом)
4.Новых друзей наживаю, а старых не забываю.
5.Старый друг лучше новых двух. (Это значит, что дружба проверенная временем имеет большую ценность.Так как друг за многие года делил с вами и горести и радости)
6. Друг познается в беде ( Это значит, что друг это не тот, кто делит с нами радость и веселье. Друг прежде всего тот, кто с нами в трудную для нас минуту)
Слайд 7
В-Посмотрите на выражения лиц этих детей! (картинка ссора). – Как вы думаете, что случилось? (Дети поссорились)
-Подумайте и скажите: из-за чего поссорились ребята? (из-за игрушки).
- А вы, когда-нибудь ссорились со своими друзьями?
- Что чувствуют те, кто ссорится? (Обиду)
- А можно ли обойтись без ссор?
- Как бы вы поступили на месте ребят? Можнобыло бы договорится играть по- очереди, использовать считалку. Какие вы знаете считалки? (Ответы детей) А как помирится? Вы знаете мирилки?(Ответы детей)
В-Подойдите к столам.
Посмотрите, у меня есть две разрезные картинки. Сейчас я разделю вас на 2 команды и посмотрим, как дружно вы сможете собрать каждая команда свою картинку.
Картинки «Кошка» и «Собака». .
В- Молодцы. Вы дружно потрудились. Кто изображен на ваших картинках?
Ребята, а вы слышали выражение: «Живут как кошка с собакой»?
Как вы понимаете эти слова? Значит постоянно ссорятся, ругаются. - Ребята, а бывает такое, что друзья ссорятся?(Бывает)
- Кому нравится ссориться с друзьями?(Никому)
Скажите, а ссора, ругань – эти слова подходят к слову – дружба? А как по-вашему должны жить друзья? Действительно, друзья должны жить дружно, а по-другому можно сказать мирно!
Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали. Как назовем этот секрет? Мир
В-С друзьями нужно уметь ладить друг с другом, помогать друг другу.
Поиграем в игру «Небоскреб».
(Берется рулетка и по два-три деревянных кубика на каждого ребёнка. Для усложнения задачи берутся кубики разного размера ).
В: Сядьте в круг на пол. Сейчас вам всем вместе нужно будет построить один небоскрёб. Мне очень интересно узнать, на какую высоту вы сможете его возвести так, чтобы он не развалился.
Один из вас может начать строительство, положив кубик в центр на пол. Потом следующий кладёт свой кубик рядом или сверху. Каждый должен будет брать кубик по очереди. При этом вы можете говорит друг с другом и вместе думать, как вы поступите дальше.
Время от времени я буду измерять на какую высоту поднялась ваша башня».
Дети под музыку строят башню.
В- Я вижу, что вы давали друг другу добрые советы, помогали друг другу и у вас получился замечательный небоскреб.
Мы раскрыли ещё один секрет дружбы: помощь. Помогай всем, кто нуждается в помощи и у тебя будет много друзей
Садитесь на свои места.
В- А теперь, Чебурашка и ребята, послушайте вот такую историю.
В одном детском садике дружили две девочки. Даша и Маша. Очень они дружили и всегда говорили только правду друг другу. Но вот однажды Маша сломала нечаянно Дашину куклу. На Дашин вопрос «кто сломал куклу?» Маша ответила, что ее сломал Дима. Даша подошла к Диме с вопросом. Но Дима ответил, что сам видел, как Маша сломала куклу. «Не может быть!» - воскликнула Даша. Маша - моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга. Подошла Даша к Маше и спросила «Зачем ты обманула меня, Маша?» «Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что я сломала твою куклу». «Не делай так больше, Маша, друзья должны быть честными друг с другом!»
Вот такая история. Скажите теперь, о каком важном секрете вы узнали из этой истории? Как вы думаете, Маша и Даша останутся друзьями? Конечно, Даша простит Машу. Но помните, ребята, что за одним обманом может последовать другой и третий. А вы захотели бы дружить с человеком, который вас постоянно обманывает? Конечно, вранье может разрушить дружбу. Поэтому, какими должны быть друзья? /честными/ Молодцы!
Вы разгадали еще один секрет дружбы. Как мы его назовем? Честность
В- Уверена, вы встречали разных людей. Одни из них вам нравились, другие нет. Скажите, пожалуйста, с человеком, у которого какое выражение лица вы хотели бы дружить? Почему?
В- Конечно, ребята, всегда хочется играть и общаться с теми, кто радостный, веселый. Но ведь и у друга бывает плохое настроение.
Так что же такое доброта? Ребята, а как вы думаете, можно ли доброту увидеть? А где?Доброта- это когда ваши дела и слова делают других людей довольными, счастливыми.
– А сейчас сядьте все удобно и положите правую руку на левую сторону груди. Вы чувствуете толчки? Это бьётся ваше доброе сердце. Я знаю, в ваших сердцах живёт доброта, и я верю, что про вас будут говорить «У него доброе сердце».
Релаксация. Слушают биение сердца. (Музыка спокойная)
Как назовете этот секрет? Это доброта.
В-Ребята, вот мы и раскрыли все секреты дружбы: Улыбка, Вежливость, Щедрость, Мир,Помощь,Чесность, Доброта.
В-Чебурашка, мы все твои друзья. Мы поможем тебе вернутся домой Ребята, Чебурашка, закройте глаза, все вместе скажем волшебные слова «Крибли, крабли, бум!» Слайд 8
В- ребята, открывайте глаза. Посмотрите, Чебурашка вернулся к себе домой в страну Мультфильмов и очень счастлив!
В-Я рада, что все у нас получилось. А вы?- О чем мы с вами сегодня говорили? (О дружбе).
- Что такое дружба? (Ответы детей).Какие секреты дружбы мы сегодня с вспомнили?
Помните, что дружбой надо дорожить.
Ребята, подойдите ко мне и сделайте маленький круг: давайте мы с вами построим свою пирамиду дружбы. Начну строить первой я, потом дети. Я вытягиваю перед собой руку, а вы сверху кладете свои ладошки по очереди. Раз, два, три, четыре, пять, снова встретимся опять!