Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе для детей с ЗПР Пересказ рассказа Я. Тайц «По ягоды». | Гришуткина Нина Михайловна. Работа №239317
Автор: Гришуткина Нина Михайловна
Материал занятия поможет педагогам сформировать у детей умение пересказывать рассказ с наглядной опорой на каартинки.
Занятие 5.
Тема: Пересказ рассказа Я. Тайц «По ягоды».
Цель: формировать умение пересказывать рассказ с опорой на картинки.
Задачи:
- учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки;
- формировать умение оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним;
- развивать внимание, память, мышление, связную речь;
- закреплять умение согласовывать слова в предложениях;
-воспитывать у детей взаимоуважение и заботу о близких людях.
Оборудование:
Демонстрационный материал: портрет Я. Тайца, предметные картинки по содержанию рассказа: земляника, бабушка, девочка, дедушка, кружечки.
Раздаточный материал: цветные картинки с изображением ягод, карточка с практическим заданием «Обведи и раскрась», карандаши.
Словарь:
Ягоды, земляника, кружечка, полная, пустая.
Предварительная работа:
1. Рассматривание кустиков земляники.
2. Аппликация «Блюдо с ягодами»
3. Рисование «Украшаем фартук ягодами»
4. Рассматривание иллюстраций «Ягоды».
5. Д/ и «Собираем ягоды»
Ход занятия:
I.Организационный момент и введение в тему занятия
Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в лес.
- А зачем люди ходят в лес? (за грибами, за ягодами, за орехами, просто отдохнуть, подышать свежим воздухом и др.).
1. Речевое упражнение «Собираем ягоды»
Посмотрите, на полянке, которая встретилась на нашем пути, что-то лежит (карточки с изображением ягод перевёрнуты вниз). Возьмите по одной карточке и скажите, что вы нашли. (Я нашла малину. Я нашёл рябину и т.п.)
Как назвать одним словом всё то, что вы нашли? (ягоды)
II. Работа по теме занятия
Сегодня мы с вами узнаем, как собирали ягоды бабушка и её внучка из рассказа Якова Тайца «По ягоды» (педагог показывает его портрет на доске). Яков Моисеевич – писатель, который написал много интересных рассказов для детей.
1. Чтение рассказа.
2. Беседа по вопросам:
- Про кого этот рассказ? (Про бабушку, внучку и деда)
- Как звали внучку? (Надя)
- Куда пошли бабушка и внучка Надя? (в лес, за земляникой)
- Что они взяли с собой? (кружечки)
- С какой кружкой вернулась из леса бабушка? (с полной)
- А с какой кружкой вернулась Надя? (с пустой)
- Почему Надина кружка была пустая? (собирала ягоды в рот)
- Почему Наде было стыдно? (дедушку угостить было нечем)
- Как она поступила на следующий день? (ни одной ягодки не съела –всё в кружечку)
- Кого Надя угостила ягодами? (деда)
- А что сделал дедушка? (пригласил Надю есть ягоды вместе)
- А кого бы вы угостили ягодами? (ответы детей)
- Как бы вы поступили на месте Нади? (ответы детей)
III. Физкультминутка «Ягоды»
Мы шли, шли, шли (ходьба по кругу)
Землянику нашли (присели)
Раз, два, три, четыре, пять (собирают ягоды)
Мы идём искать опять (ходьба)
(при последующих повторах менять названия ягод: чернику, малину, бруснику)
IY. Продолжение работы по теме занятия.
1.Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание.
2.Игровое задание «Выложим картинки по-порядку».
Инструкция детям:
Возьмите маленькие картинки и разложите их по – порядку. Они помогут вам правильно пересказать рассказ. (один ребёнок выкладывает на доске)
3. Пересказ рассказа детьми по опорным картинкам.
Y. Итог занятия.
-Что вы слушали сегодня на занятии? (рассказ)
- Кто его написал? (Я. Тайц))
- Как называется рассказ? («По ягоды»)
- Что вы можете сказать про поступок Нади? (ответы детей)
- Чему научил вас поступок Нади? (надо понимать свои ошибки и исправлять их).