Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности"Лаборатория воздуха" | Мой кабинет. Работа №347023
конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности "Лаборатория воздуха" для детей старшей группы . Где представлены опыты и эксперименты по теме занятия. Цель: обогащегие и систематизация знаний детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности. Приложение "Как раньше человек использовал силу воздуха", "Как сейчас человек применяет силу воздуха".
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Лаборатория воздуха». Воспитатель: Ермолаева Т.В.
Тема: «Лаборатория воздуха.
Цель: Обогащение и систематизация знаний детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности.
Программные задачи:
Обучающие:
– познакомить с понятием «воздух», его свойствами.
– способствовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности; способствовать развитию сообразительности, внимания, любознательности; активизировать речь и обогатить словарь детей.
Воспитательные:
- формировать бережное отношение к окружающей среде.
- воспитывать навыки взаимопомощи и сотрудничества.
Планируемый результат: дети познакомились понятием воздух, его свойствами, устанавливают причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования, делают выводы. Активизируют речь и обогащают словарь.
Предметно-практическая среда:
Ноутбук, экран, проектор, воздушный шарик, халаты на каждого ребёнка, полиэтиленовые пакеты для каждого ребёнка, миски с водой на каждого ребёнка, стаканчики с водой по 1 на каждого, трубочки для коктейля для каждого ребёнка; баночки с «запахом» и без запаха, музыкальные духовые инструменты; по 1карточке 2 цветов зелёная и красная,
Ход занятия:
Мотивационный этап:
Воспитатель: Ребята, какое у вас настроение?
Все расселись по местам,
Никому не тесно,
По секрету скажу вам:
«Будет интересно».
Сегодня утром я пришла в нашу группу и увидела воздушный шарик, а к его ниточке привязано письмо. Давайте посмотрим, что там написано.
- Окружает нас всегда, мы им дышим без труда. Он без запаха, без цвета. Угадайте, что же это?
Ответы детей.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что вокруг нас находится, что нас окружает?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, воздух. Скажите, а вы видите воздух вокруг нас?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, воздух невидимый. Это его свойство.
- Как вы думаете, какая будет тема нашего занятия?
Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно, тема нашего занятия - воздух. Ребята, сегодня мы с вами будем настоящими исследователями и отправимся в лабораторию. И мы туда отправимся по воздуху. На чём можно полететь по воздуху?
Ответы детей.
Воспитатель: Предложение отправиться на воздушном шаре, очень интересное, давайте отправимся на воздушном шаре, но сначала, нам его нужно надуть.
Дети: (встают в круг, «надувают шар»).
Воспитатель: Отправляемся в полёт, обратный отсчёт и полетели.
Ну, вот мы прибыли в нашу лабораторию.
Основной этап:
Воспитатель: - В лаборатории совершаются настоящие чудеса. И эти чудеса, это волшебство, вы будете совершать сами! Проходите за столы по два человека.
Опыт №1.
-Дети, что в стакане?
Ответы детей.
Воспитатель: -Говорите, нет ничего. Тогда смотрите фокус.
Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой. Стакан не наполняется водой.
- Что же не пускает воду в стакан? (воздух). Опыт предлагается повторить детям.
Дети выполняют эксперимент.
-А теперь, наклоните стакан. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха).
- Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Они легче воды.
Делаем вывод: Воздух легче воды
Опыт №2
Ребята посмотрите вокруг, что нас окружает?
Дети: Воздух.
Воспитатель: А чтобы увидеть воздух его надо поймать, возьмите пакетик. Что в нём?
Дети: Ничего
Воспитатель: А теперь набираем воздух и скручиваем пакетик. Давайте посмотрим, кто больше всех поймал воздух? На что стал похож пакет? Теперь выпустим воздух, каким стал пакет? Почему? Чтобы увидеть воздух, что надо сделать?
Дети: Его надо поместить в «оболочку»
Делаем вывод: чтобы обнаружить воздух, нужно поймать его в оболочку.
Опыт№3
Воспитатель: А теперь следующий опыт (детям предлагается стакан воды и соломинка).
-Подуйте в соломинку. Что появляется на поверхности воды? Почему появляются пузыри? (воздух выходит из воды). А откуда берётся воздух? Из нас.
Дети выполняют эксперимент, делают вывод.
Вывод: Воздух находится внутри нас.
Воспитатель: А сейчас мы с вами посмотрим, как использовали воздух в давние времена и используют в настоящее время. (Экран, проектор).
Рассматривание и беседа по картинкам.
Воспитатель: -Давайте пройдём в наш «кинозал», на стульчики.
Дети садятся на стулья напротив экрана.
-Ребята, рассмотрите картинки и расскажите, как использовали люди воздух в давние времена.
Ответы детей.
- Как используют воздух в современном мире.
Ответы детей.
Воспитатель: Итак, сделаем вывод о пользе воздуха.
Выводы детей.
Опыт №4
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, человек может прожить без воздуха? Давайте с вами проведём эксперимент, задержим на некоторое время дыхание. Возможна ли жизнь без воздуха?
Дети выполняют эксперимент.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Кому ещё необходим воздух?
Дети: Людям, животным, растениям.
Дети делают вывод: Всему живому нужен воздух.
Ребята мы поработали, и все устали. Давайте отдохнём, выходите на ковёр, сделаем физкультминутку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Воздух-невидимка (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! (зовут)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (хлопки в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу (бег на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду (потирают ладошки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду (руки прижать к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду (тянут руки вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду (фонарики руками)
Воспитатель: Ну вот, отдохнули, продолжаем дальше изучать свойства воздуха.
Опыт №5
Ребята, посмотрите вокруг, вы видите воздух, какого он цвета? (бесцветный)
-Вдохните ртом воздух и попробуйте, какого он вкуса? (безвкусный).
-Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (без запаха).
Ответы детей:
Вывод: Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
А сейчас ребята, я хочу вам показать, что воздух может иметь запах.
Я приготовила для вас сюрпризы с различными запахами, попробуйте отгадать, чем будет пахнуть воздух, если оставить этот предмет в помещении. На столе стоят пустые баночки, мы откроем их и понюхаем. Дети отгадывают запахи, работая парами.
В этой банке ни чем не пахнет, во второй апельсином, а в третьей чесноком.
Воспитатель: А теперь давайте сделаем вывод, мы сказали прежде, что чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запахи других предметов.
Опыт №6
Воспитатель: Ребята, а вы знали о том, что воздух можно услышать?
Ответы детей.
Воспитатель: Музыканты, которые играют на духовых инструментах, его слышат. Как вы думаете почему?
Ответы детей.
(Музыкант дует в отверстие инструмента, воздух дрожит, получаются звуки). Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать - звуки не передаются.
Воспитатель: Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы услышали? (звук). Почему возник звук (когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).
Ответы детей.
Делаем вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
Опыт №7(На столе 2 таза с водой и два шарика один сдутый другой надутый.)
Воспитатель: Как вы думаете, какой шарик утонет быстрее красный или зелёный. Давайте проверим. Как проверить?
Дети: Опустить в воду. Один тонет, другой нет.
Воспитатель: Почему сдутый шарик утонул, а надутый нет.
Дети: В надутом шарике воздух, а воздух легче, чем вода.
Делаем вывод: Еще один секрет воздуха - воздух легче воды.
Опыт №8
Воспитатель: Присядьте, пожалуйста, на стульчики и продолжим наше волшебство. Попробуем взвесить воздух. Возьмём палку. На её середине закрепим верёвочку, к обоим концам которой привяжем два одинаковых воздушных шарика. Какой шарик легче зеленый или желтый?
Дети: Шарики одинаковые по весу.
Педагог: Что произойдёт, если мы проткнём один из шаров острым предметом.
Дети: высказывают свои версии.
(педагог протыкает иголкой один шарик, он лопается и конец палки к которой он был привязан опускается вниз)
Воспитатель: Почему зеленый шарик стал тяжелее?
Дети: Из шарика вышел воздух, и он стал тяжелее, и конец палки, к которому он привязан, опустился вниз.
Делаем вывод: Предметы, наполненные воздухом легче, чем предметы без воздуха.
Рефлексивный этап.
Воспитатель: Давайте ещё раз закрепим, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю взять 2 карточки - одна красная, другая зелёная. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать цветные карточки. Если вы со мной согласны, поднимите карточку зелёного цвета, если не согласны, то красного цвета, но будьте внимательны!
-Воздух окружает нас со всех сторон.
-Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
-Воздух тяжелее воды.
- Воздух издаёт звуки.
-Человек не может жить без воздуха.
-Ветер это движение воздуха.
-Способ обнаружения воздуха «поймать» его в оболочку.
-Чистый воздух имеет запах.
Воспитатель: -Молодцы, хорошо поработали . И вам я приготовила сюрприз, каждому в подарок воздушный шарик!
Воспитатель: Ребята вы так много узнали о воздухе. Сегодня мы были настоящими исследователями. Вам понравились быть исследователями? Ну что ж давайте возвращаться в группу. Обратный счёт и полетели!
Приложение: