Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект занятия по познавательному развитию "Лаборатория воды" | Шапоренко Вероника Валерьевна. Работа №351200

Дата публикации:
Автор:
Описание:

№ п/п

Организационно-методическая информация.

 

Содержание 

1.

Тема образовательной деятельности

Лаборатория воды

2.

Доминирующая образовательная деятельность

Познавательное развитие

3.

Виды деятельности детей

Двигательная, игровая, познавательная, коммуникативная,

4.

Методы и приёмы реализации содержания занятия

словесные (поощрение, вопросы, уточнения, умозаключения, обобщения), наглядные (пособия и материалы детской экспериментальной лаборатории, раздаточный материал),

практические (дидактические упражнения, опытная деятельность),

игровые (игровые проблемные ситуации)

5.

Возрастная группа

Старшая группа (5-6 лет)

6.

Цель

Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой. Формирование  желания  познавать мир через исследовательскую деятельность.

7.

Задачи

Обучающие:

1. Познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность (отсутствие цвета и запаха; отсутствие вкуса; отсутствие собственной формы; прозрачность; вода может растворять вещества);

2. Учить  детей анализировать, делать вывод;

3. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

4. Познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, различными явлениями  (дождь, град, лед);

5. Показать значение воды в жизни живой природы.

Развивающие:

1. Развивать у детей старшего дошкольного возраста мышление, любознательность, наблюдательность и познавательную активность в процессе экспериментирования;

2. Развивать умение у детей обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей старшего возраста умение работать в группе, учитывая мнение партнёра;

2. Прививать бережное отношение к воде;

3. Воспитывать аккуратность в работе с водой при экспериментировании.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Материал  (на каждого ребенка):

3пронумерованных стакана с водой.

чайные ложки, сахар, соль,

гуашь  любого цвета, фартуки, шапочки,

формочки для воды.

Карточки со схемами, глобус, сок лимона, мольберт.

9.

Предварительная работа

Беседы с детьми о воде, как источнике жизни на земле, показ иллюстраций о значения воды для всего живого, беседы о роли воды для родного города. Просмотр мультипликационного фильма о пользе воды. Замораживание воды в формочках.

10.

Прогнозируемые результаты

 

Иметь представления о свойствах воды.

Уметь проводить элементарную опытную деятельность с водой, делать выводы.

Знать качества проверяемого вещества неживой природы – водная среда. Знать о пользе воды для всего живого.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 2 «Огонёк» г. Новотроицка Оренбургской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия

по познавательному развитию в старшей группе

(экспериментально - исследовательская деятельность)

 

Тема: «Лаборатория воды»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п/п

Организационно-методическая информация.

 

Содержание

1.

Тема образовательной деятельности

Лаборатория воды

2.

Доминирующая образовательная деятельность

Познавательное развитие

3.

Виды деятельности детей

Двигательная, игровая, познавательная, коммуникативная,

4.

Методы и приёмы реализации содержания занятия

словесные (поощрение, вопросы, уточнения, умозаключения, обобщения), наглядные (пособия и материалы детской экспериментальной лаборатории, раздаточный материал),

практические (дидактические упражнения, опытная деятельность),

игровые (игровые проблемные ситуации)

5.

Возрастная группа

Старшая группа (5-6 лет)

6.

Цель

Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой. Формирование желания познавать мир через исследовательскую деятельность.

7.

Задачи

Обучающие:

1. Познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность (отсутствие цвета и запаха; отсутствие вкуса; отсутствие собственной формы; прозрачность; вода может растворять вещества);

2. Учить детей анализировать, делать вывод;

3. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

4. Познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, различными явлениями  (дождь, град, лед);

5. Показать значение воды в жизни живой природы.

Развивающие:

1. Развивать у детей старшего дошкольного возраста мышление, любознательность, наблюдательность и познавательную активность в процессе экспериментирования;

2. Развивать умение у детей обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей старшего возраста умение работать в группе, учитывая мнение партнёра;

2. Прививать бережное отношение к воде;

3. Воспитывать аккуратность в работе с водой при экспериментировании.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Материал  (на каждого ребенка):

3пронумерованных стакана с водой.

чайные ложки, сахар, соль,

гуашь любого цвета, фартуки, шапочки,

формочки для воды.

Карточки со схемами, глобус, сок лимона, мольберт.

9.

Предварительная работа

Беседы с детьми о воде, как источнике жизни на земле, показ иллюстраций о значения воды для всего живого, беседы о роли воды для родного города. Просмотр мультипликационного фильма о пользе воды. Замораживание воды в формочках.

10.

Прогнозируемые результаты

 

Иметь представления о свойствах воды.

Уметь проводить элементарную опытную деятельность с водой, делать выводы.

Знать качества проверяемого вещества неживой природы – водная среда. Знать о пользе воды для всего живого.

 

 

 

 

 

 

 

План совместной образовательной деятельности взрослого и детей

п/п

Этап

 

Содержание

1

Вводная часть

1.1.

Введение в тему

Педагог обращает внимание детей на то, что их группа превратилась в научную лабораторию.

1.2.

Проблемная ситуации или игровая мотивация

Предлагает им стать учёными и провести опыты. Педагог предлагает отгадать загадку, по отгадке дети определяют с чем будут проводиться опыты.

1.3.

Упражнения для мобилизации внимания детей

Педагог обращает внимание на глобус, дети рассматривают и рассказывают, что обозначает синий и голубой цвет. Педагог предлагает детям отгадать загадки про свойство воды.

2.

Основная часть.

2.1.

Проведение экспериментально-исследовательской деятельности

Проведение опытов:

1. Имеет ли вода вкус?

Вывод: у воды нет своего вкуса, но она приобретает вкус тех веществ, которые в ней растворили.

2. имеет ли вода цвет?

Вывод: вода не имеет цвета, но принимает цвет красящих веществ.

 

2.2.

Физкультминутка

«Анад морем — мы с тобою!» Дети выполняют движения по тексту.

2.3.

Проведение экспериментально-исследовательской деятельности

Проведение опытов:

3. Имеет ли вода определённую форму?

Вывод: вода не имеет формы, но принимает форму того сосуда, в который её перелили. Это хорошо можно увидеть, если заморозить воду в разных формочках, посмотрите (воспитатель показывает заранее приготовленные ледовые фигурки).

4. Имеет ли вода запах?

Вывод: вода не имеет запаха, но принимает запах вещества, которое в него добавили.

3.

Заключительная часть.

3.1.

Анализ, самоанализ деятельности детей (Рефлексия).

Дети с педагогом с помощью карточек-схем поводят итог проведённых опытов.

 

Ход образовательной деятельности.

Ребята посмотрите, наша группа превратилась в научную лабораторию.

Как вы думаете, кто работает в лаборатории и чем они занимаются?(учёные)

Воспитатель:Правильно, учёные. Они занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают себе вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать)

Раз мы с вами находимся в лаборатории, я предлагаю превратиться в учёных.

Воспитатель:Давайте наденем защитные фартуки и шапочки.А с что мы сегодня будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку:

Я и туча, и туман,

И река и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.(Вода)

Воспитатель:Правильно, вода. Вам, как учёным, предстоит сегодня выяснить свойства воды. Посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое? (Это глобус).

Воспитатель:Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего? (Синего, голубого).

Воспитатель:Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе? (Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе.)

Воспитатель: Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода? (Животным, растениям, человеку).

Воспитатель: Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды? (Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается).

Воспитатель: А сейчас давайте вспомним, какая же бывает вода.

1. Лежало одеяло, мягкое, белое.

Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег)

2. Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)

3. Мост, как синее стекло

Скользко, весело, светло. (Лед)

4. Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)

5. Утром падаю всегда,

Не дождинка, не звезда.

И сверкаю в лопухах

На опушках и лугах. (Роса).

Воспитатель: Молодцы, ребята? Давайте вспомним, в каком состоянии может быть вода.

1. Жидкое состояние.Это-дождь, капелька, роса, ручеек.

2. Газообразное состояние.Это пар, облака, туман.

3. Твердое состояние. Это лёд, сосулька

Вывод: Вода замерзает и превращается в твердое состояние – лед.

Приглашаю вас, присесть за наши экспериментальные столы, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды.

Опыт 1.

Воспитатель:Перед вами стаканчики с водой № 1 и № 2. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?(нет)

Воспитатель:А теперь добавьте в стаканчик с водой № 1 соль. Размешайте. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?(солёная).

Воспитатель:в стаканчик с водой № 2 – сахар. Размешайте. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?(сладкая).

Какой мы с вами сделаем вывод?

Вывод: у воды нет своего вкуса, но она приобретает вкус тех веществ, которые в ней растворили.

Воспитатель: Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.

Опыт 2.

Воспитатель: Скажите вода, какая прозрачная или непрозрачная? (прозрачная)

Воспитатель:Возьмите картинки и посмотрите на них сквозь стаканчики с водой. Видно, что нарисовано на картинке? (да)

Воспитатель: Значит вода какая? (прозрачная).

Воспитатель: Возьмите любую краску, размешайте в стаканчике с водой

№ 2. Что произошло? (вода окрасилась)

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: вода не имеет цвета, но принимает цвет красящих веществ.

 

Воспитатель: Я вам предлагаю немного отдохнуть перед следующими исследованиями.

Физминутка «А над морем — мы с тобою!»

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Воспитатель:Скажите, пожалуйста, в каких случаях мы можем назвать воду нашим другом, а в каких – нашим врагом? (Вода – наш друг, потому что мы её пьём, умываемся, купаемся, готовим пищу и тд., вода – наш враг, потому что может быть наводнение, можно утонуть в реке, горячей водой можно обжечься и т.д.)

Воспитатель: Совершенно верно. Я вам предлагаю продолжить нашу исследовательскую деятельность.

Опыт 3.

Воспитатель: Возьмите стаканчики с чистой водой и понюхайте. Пахнет ли вода? (нет)

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Угадай по запаху»: я капну в каждый стаканчик какое-то вещество, а вы мне скажете, чем пахнет. (Воспитатель капает в каждый стаканчик сое лимона, дети определяют, что вода прибрела запах лимона)

Вывод: вода не имеет запаха, но принимает запах вещества, которое в него добавили.

Опыт 4.

Воспитатель: Имеет ли вода определённую форму? (нет)

Проверим?

Воспитатель: Давайте перельём воду из стакана в формочки. Что произошло? (вода приняла форму того сосуда, в который её перелили)

Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: вода не имеет формы, но принимает форму того сосуда, в который её перелили. Это хорошо можно увидеть, если заморозить воду в разных формочках, посмотрите (воспитатель показывает заранее приготовленные ледовые фигурки).

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Скажите, лёд это, какое состояние? (твёрдое). Правильно, я сейчас вам предлагаю с помощью рисунков отобразить состояния воды. Я вам сейчас раздам листы бумаги и краску. Затем я загадываю загадку, вы отгадываете и отгадку рисуете в заготовленных прямоугольниках на листе бумаги.

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)

Правильно. Дождь это какое состояние воды? (жидкое)

Рисуем в первом прямоугольнике.

 

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)

 

Правильно. Облако это какое состояние воды? (газообразное)

Совершенно верно. Рисуем во втором прямоугольнике.

 

Серебристая Морковка

Прицепилась к крыше ловко.

Уцепилась за карниз

И растёт зимою вниз… (Сосулька)

Правильно. Сосулька это какое состояние воды? (твёрдое).

Молодцы! Рисуем в третьем прямоугольнике.

Молодцы, посмотрите, какие карточки у нас получились.

А сейчас я вам предлагаю подойти к доске.

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

Скажите, вам понравилось быть сегодня учёными! (да).

Интересно? (да)

Скажите, что вам понравилось больше? (ответы детей).

А вы знаете, когда учёные проделали опыты, они делают заключительный вывод. И я вам сейчас предлагаю, закрепить наши полученные знания о свойствах воды в виде схем.

(Дети подходит к магнитной доске, выкладывают схемы).

Давайте вспомним:

М

ы у

знавали, что вода не имеет вкуса

(дети выкладывают таблички, кто

-

то один поясняет).

Мы

определяли, имеет ли вода цвет

(дети выкладывают таблички, кто

-

то один поясняет).

Мы

определяли, имеет ли вода форму

(дети выкладывают таблички, кто

-

то один поясняет).

Мы

определяли, имеет ли вода запах

(дети выкладывают таблички, кто

-

то один поясняет).

 

Молодцы. В следующем нашем научном занятии мы продолжим опыты с водой и узнаем, ещё много интересного. Ну а теперь я предлагаю покинуть нашу лабораторию. Все молодцы. Мы должны переодеться и пойти помыть руки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОЛЁНАЯ

СЛАДКАЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×