Конспект занятия по познавательному развитию "Лаборатория воды" | Шапоренко Вероника Валерьевна. Работа №351200
№ п/п
Организационно-методическая информация.
Содержание
1.
Тема образовательной деятельности
Лаборатория воды
2.
Доминирующая образовательная деятельность
Познавательное развитие
3.
Виды деятельности детей
Двигательная, игровая, познавательная, коммуникативная,
4.
Методы и приёмы реализации содержания занятия
словесные (поощрение, вопросы, уточнения, умозаключения, обобщения), наглядные (пособия и материалы детской экспериментальной лаборатории, раздаточный материал),
практические (дидактические упражнения, опытная деятельность),
игровые (игровые проблемные ситуации)
5.
Возрастная группа
Старшая группа (5-6 лет)
6.
Цель
Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой. Формирование желания познавать мир через исследовательскую деятельность.
7.
Задачи
Обучающие:
1. Познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность (отсутствие цвета и запаха; отсутствие вкуса; отсутствие собственной формы; прозрачность; вода может растворять вещества);
2. Учить детей анализировать, делать вывод;
3. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
4. Познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, различными явлениями (дождь, град, лед);
5. Показать значение воды в жизни живой природы.
Развивающие:
1. Развивать у детей старшего дошкольного возраста мышление, любознательность, наблюдательность и познавательную активность в процессе экспериментирования;
2. Развивать умение у детей обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей старшего возраста умение работать в группе, учитывая мнение партнёра;
2. Прививать бережное отношение к воде;
3. Воспитывать аккуратность в работе с водой при экспериментировании.
8.
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)
Материал (на каждого ребенка):
3пронумерованных стакана с водой.
чайные ложки, сахар, соль,
гуашь любого цвета, фартуки, шапочки,
формочки для воды.
Карточки со схемами, глобус, сок лимона, мольберт.
9.
Предварительная работа
Беседы с детьми о воде, как источнике жизни на земле, показ иллюстраций о значения воды для всего живого, беседы о роли воды для родного города. Просмотр мультипликационного фильма о пользе воды. Замораживание воды в формочках.
10.
Прогнозируемые результаты
Иметь представления о свойствах воды.
Уметь проводить элементарную опытную деятельность с водой, делать выводы.
Знать качества проверяемого вещества неживой природы – водная среда. Знать о пользе воды для всего живого.
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 2 «Огонёк» г. Новотроицка Оренбургской области»
Конспект занятия
по познавательному развитию в старшей группе
(экспериментально - исследовательская деятельность)
Тема: «Лаборатория воды»
№ п/п
Организационно-методическая информация.
Содержание
1.
Тема образовательной деятельности
Лаборатория воды
2.
Доминирующая образовательная деятельность
Познавательное развитие
3.
Виды деятельности детей
Двигательная, игровая, познавательная, коммуникативная,
4.
Методы и приёмы реализации содержания занятия
словесные (поощрение, вопросы, уточнения, умозаключения, обобщения), наглядные (пособия и материалы детской экспериментальной лаборатории, раздаточный материал),
практические (дидактические упражнения, опытная деятельность),
игровые (игровые проблемные ситуации)
5.
Возрастная группа
Старшая группа (5-6 лет)
6.
Цель
Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой. Формирование желания познавать мир через исследовательскую деятельность.
7.
Задачи
Обучающие:
1. Познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность (отсутствие цвета и запаха; отсутствие вкуса; отсутствие собственной формы; прозрачность; вода может растворять вещества);
2. Учить детей анализировать, делать вывод;
3. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
4. Познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, различными явлениями (дождь, град, лед);
5. Показать значение воды в жизни живой природы.
Развивающие:
1. Развивать у детей старшего дошкольного возраста мышление, любознательность, наблюдательность и познавательную активность в процессе экспериментирования;
2. Развивать умение у детей обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей старшего возраста умение работать в группе, учитывая мнение партнёра;
2. Прививать бережное отношение к воде;
3. Воспитывать аккуратность в работе с водой при экспериментировании.
8.
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)
Материал (на каждого ребенка):
3пронумерованных стакана с водой.
чайные ложки, сахар, соль,
гуашь любого цвета, фартуки, шапочки,
формочки для воды.
Карточки со схемами, глобус, сок лимона, мольберт.
9.
Предварительная работа
Беседы с детьми о воде, как источнике жизни на земле, показ иллюстраций о значения воды для всего живого, беседы о роли воды для родного города. Просмотр мультипликационного фильма о пользе воды. Замораживание воды в формочках.
10.
Прогнозируемые результаты
Иметь представления о свойствах воды.
Уметь проводить элементарную опытную деятельность с водой, делать выводы.
Знать качества проверяемого вещества неживой природы – водная среда. Знать о пользе воды для всего живого.
План совместной образовательной деятельности взрослого и детей
№ п/п
Этап
Содержание
1
Вводная часть
1.1.
Введение в тему
Педагог обращает внимание детей на то, что их группа превратилась в научную лабораторию.
1.2.
Проблемная ситуации или игровая мотивация
Предлагает им стать учёными и провести опыты. Педагог предлагает отгадать загадку, по отгадке дети определяют с чем будут проводиться опыты.
1.3.
Упражнения для мобилизации внимания детей
Педагог обращает внимание на глобус, дети рассматривают и рассказывают, что обозначает синий и голубой цвет. Педагог предлагает детям отгадать загадки про свойство воды.
2.
Основная часть.
2.1.
Проведение экспериментально-исследовательской деятельности
Проведение опытов:
1. Имеет ли вода вкус?
Вывод: у воды нет своего вкуса, но она приобретает вкус тех веществ, которые в ней растворили.
2. имеет ли вода цвет?
Вывод: вода не имеет цвета, но принимает цвет красящих веществ.
2.2.
Физкультминутка
«Анад морем — мы с тобою!» Дети выполняют движения по тексту.
2.3.
Проведение экспериментально-исследовательской деятельности
Проведение опытов:
3. Имеет ли вода определённую форму?
Вывод: вода не имеет формы, но принимает форму того сосуда, в который её перелили. Это хорошо можно увидеть, если заморозить воду в разных формочках, посмотрите (воспитатель показывает заранее приготовленные ледовые фигурки).
4. Имеет ли вода запах?
Вывод: вода не имеет запаха, но принимает запах вещества, которое в него добавили.
3.
Заключительная часть.
3.1.
Анализ, самоанализ деятельности детей (Рефлексия).
Дети с педагогом с помощью карточек-схем поводят итог проведённых опытов.
Ход образовательной деятельности.
Ребята посмотрите, наша группа превратилась в научную лабораторию.
Как вы думаете, кто работает в лаборатории и чем они занимаются?(учёные)
Воспитатель:Правильно, учёные. Они занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают себе вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать)
Раз мы с вами находимся в лаборатории, я предлагаю превратиться в учёных.
Воспитатель:Давайте наденем защитные фартуки и шапочки.А с что мы сегодня будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку:
Я и туча, и туман,
И река и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.(Вода)
Воспитатель:Правильно, вода. Вам, как учёным, предстоит сегодня выяснить свойства воды. Посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое? (Это глобус).
Воспитатель:Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего? (Синего, голубого).
Воспитатель:Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе? (Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе.)
Воспитатель: Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода? (Животным, растениям, человеку).
Воспитатель: Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды? (Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается).
Воспитатель: А сейчас давайте вспомним, какая же бывает вода.
1. Лежало одеяло, мягкое, белое.
Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег)
2. Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
3. Мост, как синее стекло
Скользко, весело, светло. (Лед)
4. Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)
5. Утром падаю всегда,
Не дождинка, не звезда.
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах. (Роса).
Воспитатель: Молодцы, ребята? Давайте вспомним, в каком состоянии может быть вода.
1. Жидкое состояние.Это-дождь, капелька, роса, ручеек.
2. Газообразное состояние.Это пар, облака, туман.
3. Твердое состояние. Это лёд, сосулька
Вывод: Вода замерзает и превращается в твердое состояние – лед.
Приглашаю вас, присесть за наши экспериментальные столы, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды.
Опыт 1.
Воспитатель:Перед вами стаканчики с водой № 1 и № 2. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?(нет)
Воспитатель:А теперь добавьте в стаканчик с водой № 1 соль. Размешайте. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?(солёная).
Воспитатель:в стаканчик с водой № 2 – сахар. Размешайте. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?(сладкая).
Какой мы с вами сделаем вывод?
Вывод: у воды нет своего вкуса, но она приобретает вкус тех веществ, которые в ней растворили.
Воспитатель: Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.
Опыт 2.
Воспитатель: Скажите вода, какая прозрачная или непрозрачная? (прозрачная)
Воспитатель:Возьмите картинки и посмотрите на них сквозь стаканчики с водой. Видно, что нарисовано на картинке? (да)
Воспитатель: Значит вода какая? (прозрачная).
Воспитатель: Возьмите любую краску, размешайте в стаканчике с водой
№ 2. Что произошло? (вода окрасилась)
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: вода не имеет цвета, но принимает цвет красящих веществ.
Воспитатель: Я вам предлагаю немного отдохнуть перед следующими исследованиями.
Физминутка «А над морем — мы с тобою!»
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Воспитатель:Скажите, пожалуйста, в каких случаях мы можем назвать воду нашим другом, а в каких – нашим врагом? (Вода – наш друг, потому что мы её пьём, умываемся, купаемся, готовим пищу и тд., вода – наш враг, потому что может быть наводнение, можно утонуть в реке, горячей водой можно обжечься и т.д.)
Воспитатель: Совершенно верно. Я вам предлагаю продолжить нашу исследовательскую деятельность.
Опыт 3.
Воспитатель: Возьмите стаканчики с чистой водой и понюхайте. Пахнет ли вода? (нет)
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Угадай по запаху»: я капну в каждый стаканчик какое-то вещество, а вы мне скажете, чем пахнет. (Воспитатель капает в каждый стаканчик сое лимона, дети определяют, что вода прибрела запах лимона)
Вывод: вода не имеет запаха, но принимает запах вещества, которое в него добавили.
Опыт 4.
Воспитатель: Имеет ли вода определённую форму? (нет)
Проверим?
Воспитатель: Давайте перельём воду из стакана в формочки. Что произошло? (вода приняла форму того сосуда, в который её перелили)
Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: вода не имеет формы, но принимает форму того сосуда, в который её перелили. Это хорошо можно увидеть, если заморозить воду в разных формочках, посмотрите (воспитатель показывает заранее приготовленные ледовые фигурки).
Воспитатель: Скажите, лёд это, какое состояние? (твёрдое). Правильно, я сейчас вам предлагаю с помощью рисунков отобразить состояния воды. Я вам сейчас раздам листы бумаги и краску. Затем я загадываю загадку, вы отгадываете и отгадку рисуете в заготовленных прямоугольниках на листе бумаги.
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
Правильно. Дождь это какое состояние воды? (жидкое)
Рисуем в первом прямоугольнике.
Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)
Правильно. Облако это какое состояние воды? (газообразное)
Совершенно верно. Рисуем во втором прямоугольнике.
Серебристая Морковка
Прицепилась к крыше ловко.
Уцепилась за карниз
И растёт зимою вниз… (Сосулька)
Правильно. Сосулька это какое состояние воды? (твёрдое).
Молодцы! Рисуем в третьем прямоугольнике.
Молодцы, посмотрите, какие карточки у нас получились.
А сейчас я вам предлагаю подойти к доске.
Рефлексия.
Скажите, вам понравилось быть сегодня учёными! (да).
Интересно? (да)
Скажите, что вам понравилось больше? (ответы детей).
А вы знаете, когда учёные проделали опыты, они делают заключительный вывод. И я вам сейчас предлагаю, закрепить наши полученные знания о свойствах воды в виде схем.
(Дети подходит к магнитной доске, выкладывают схемы).
Давайте вспомним:
М
ы у
знавали, что вода не имеет вкуса
(дети выкладывают таблички, кто
-
то один поясняет).
Мы
определяли, имеет ли вода цвет
(дети выкладывают таблички, кто
-
то один поясняет).
Мы
определяли, имеет ли вода форму
(дети выкладывают таблички, кто
-
то один поясняет).
Мы
определяли, имеет ли вода запах
(дети выкладывают таблички, кто
-
то один поясняет).
Молодцы. В следующем нашем научном занятии мы продолжим опыты с водой и узнаем, ещё много интересного. Ну а теперь я предлагаю покинуть нашу лабораторию. Все молодцы. Мы должны переодеться и пойти помыть руки.
СОЛЁНАЯ
СЛАДКАЯ