Конспект занятия по природе в старшей группе на тему: "Зимующие птицы". | Тишковская Инесса Владимировна. Работа №354869
Цель:-закрепить знания о зимующих птицах, выяснить причину, почему они неулетели в теплые края, как будут зимовать, чем будут питаться.Задачи:-Учить детей узнавать и называть птиц по внешнему виду.-Развивать интерес к наблюдению за птицами, не мешая им при этом.-Воспитывать бережно, доброжелательное отношение к птицам, формироватьжелание заботится о птицах в зимний период.
Конспект занятия по природе в старшей группе
«Зимующие птицы».
Цель:
-закрепить знания о зимующих птицах, выяснить причину, почему они не
улетели в теплые края, как будут зимовать, чем будут питаться.
Задачи:
-Учить детей узнавать и называть птиц по внешнему виду.
-Развивать интерес к наблюдению за птицами, не мешая им при этом.
-Воспитывать бережно, доброжелательное отношение к птицам, формировать
желание заботится о птицах в зимний период.
Предварительная работа:
Беседы, наблюдения во время прогулок, рассматривание иллюстраций,
изготовление кормушек, кормление птиц.
Материал: Иллюстрации зимующих птиц, корм для птиц.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети сидят на ковре в группе, звучит аудиозапись с голосами птиц.
Воспитатель: Ребята, слышите эти голоса? Это кто нас встречает такой
веселой песенкой?
Дети: Птицы.
Воспитатель: В какое время года мы можем услышать пение птиц?
Дети: Летом.
Воспитатель: А сейчас можно ли услышать такое веселое пение?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение Е. Благининой "Морозы”.
Морозы жестокие в этом году.
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку: в её конуре
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц.
Ведь очень голодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким
Поможем! Их надо кормить.
И тогда, им будет легко пережить холода.
Воспитатель: В стихотворении говорится о морозах, какое время года на
улице? (зима). О ком еще говорится в стихотворении? (о собаке, птицах). А
каких птиц вы еще знаете? (дети называют). Все ли птицы могут пережить
морозы? (нет) . Куда улетают птицы с наступлением холодов? (в теплые края).
Как называют этих птиц? (перелетные). Каких перелетных птиц вы знаете?
(гуси, утки, лебеди, грачи, ласточки). Какие птицы остаются зимовать?
(снегири, синицы, воробьи, сороки, вороны). Как можно назвать этих птиц?
(зимующие)
Дидактическая игра «Какой птички не стало?»
На экране несколько изображений птиц. Воспитатель включает новое
изображение и дети должны отгадать «Какой птички не стало?».
2. Основная часть.
Воспитатель: Сегодня, ребята, разговор пойдёт о птицах, которые не улетают
в тёплые края, а остаются рядом с нами? Которым мы должны помогать. А чем
мы можем помочь зимующим птицам? (подкармливать их)
Воспитатель: Правильно! Самое страшное для птиц - это не холод. Самое
страшное - это голод. Ведь с приходом зимы снегом засыпает все деревья,
землю и птицам приходится нелегко добывать себе корм. И если мы не будем
помогать им, они погибнут. Давайте вспомним, чем питаются птички? Чем мы
можем их покормить? (хлеб, зерно, семечки, сало, семена растений)
Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки.
Кто красуется на ветке в желтой праздничной жилетке
Это маленькая птичка, а зовут её….(синичка)
Воспитатель: Как она выглядит? (на голове черная шапочка, спинка желтозеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые. Чем питается синичка?
(салом, семенами)
Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит… (Дятел)
Воспитатель: Какой красивый дятел! Опишите его. (У дятла голова, шея,
спина, крылья- черные, а на голове красная шляпка)
- Чем питается дятел? (личинками, крепким клювом он стучит по дереву,
долбит кору и достает насекомых. А ещё семенами шишек, затыкает шишку в
отверстие в дереве и начинает клювом выковыривать семена)
Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)
Воспитатель: Посмотрите и скажите, какого цвета оперение воробья? (он
маленький коричневого и серого цвета). Чем покрыто тело воробья?
(перьями).
Чем питаются воробьи? (хлебными крошками, остатками пищи человека)
Ребята, а давайте мы с вами ненадолго превратимся в воробушек.
Физкультминутка. "Птички"
Птички прыгают, летают.
Птички прыгают, поют.
Чик-чирик, чик-чирик
Птички крошки собирают,
Птички зернышки клюют
Перышки почистили,
Клювики почистили, .
Дальше полетели
И на место сели.
Воспитатель: Молодцы, а вот следующая загадка.
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее. (сорока).
Воспитатель: Какая сорока? Опишите ее. (Сорока крупная птица с чернобелым оперением) Как называют сороку в сказках и стихах? (сорока -
белобока)
- Чем питается сорока? (семенами растений)
Воспитатель: Известная персона, а зовут её….(ворона)
Посмотрите у вороны (черные голова, горло, крылья и хвост, остальное
оперение серое) Чем питается ворона зимой? (пищевыми отходами)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять.. (Снегирь)
Воспитатель: Как вы думаете, почему эту птицу называют снегирь? (от слова
«снег»- он ныряет в снег и купается) (у снегиря на голове черная шапочка,
серая спинка, а грудка- красная) Чем питается снегирь? (ягодами рябины,
зернами и семенами)
Воспитатель: Ребята, я хочу вас познакомить с еще одной необычной птичкой
У этой птички клюв кривой, а гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт, кто это птичку назовёт? (Клёст)
Воспитатель: Такой клюв ей нужен чтобы доставать орешки из шишек. Он
живёт в лесах, где много хвойных деревьев. Клёст хорошо бегает по веткам,
может кувыркаться и ходить вверх ногами, висеть в любой позе – как акробат.
Питается он семенами хвойных деревьев. Клесты едят семена шишек и
бросают вниз. Из брошенных семян шишек вырастают новые деревца. Клёст –
единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Этой птичке не страшны
никакие холода.
3. Заключительная часть (рефлексия).
Воспитатель: Посмотрите, сколько зимующих птиц. Давайте еще раз их
назовем. (перечисляют)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите, что я сегодня приготовила, чем
сегодня мы будем угощать птичек? (на тарелочках лежат семечки, орехи, зерно,
хлебные крошки, сало.)
Воспитатель: Когда мы пойдем на прогулку, то мы обязательно покормим
птичек. А куда мы насыплем им угощение? (в кормушки). Правильно, а на
территории детского сада есть кормушки? (да). Кого угостим салом?
Семечками? Орехами?