конспект занятия по развитию речи "Незнайка идет в школу" | Шляпкина Татьяна Анатольевна. Работа №223468
Автор: Шляпкина Татьяна Анатольевна
Занятие итоговое по развитию речи в подготовительной группе согласно ФГОС.
Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей № 101
г. Оренбурга
Конспект открытого занятия
по развитию речи
Тема: Незнайка идет в школу
Образовательная область Речевое развитие
Группа общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет.
Воспитатель: Шляпкина
Татьяна
Анатольевна
2019 год.
Организационная информация
Примечание (дополни-тельная информация к конспекту)
1.
Доминирующая образовательная область
Речевое развитие.
2.
Вид деятельности детей
- познавательно-исследовательская;
- игровая;
- коммуникативная;
Методическая информация
1.
Тема образовательной деятельности
Незнайка идет в школу.
2.
Методы и приемы реализации содержания занятия
- беседа с детьми, разъяснение;
- создание ситуации выбора;
- речевая деятельность;
- постановка проблемы;
- обсуждение;
- наблюдение;
- поощрение.
3.
Интеграция образовательных областей
- социально-коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- познавательное развитие.
4.
Возрастная группа
6-7 лет.
5.
Цель:
- совершенствовать умение детей связному и последовательному пересказу теста с опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
- систематизировать и углублять представление детей о звуках и буквах, составе слов из слогов, предложений из слов.
6.
Задачи:
6.1
Образовательные:
-совершенствовать умение детей в делении слов на слоги, нахождении места звуков в слове.
-учить детей целенаправленно воспринимать текст (с опорой на наглядность);
-закрепить навыки грамматически правильного оформления высказываний.
-активизировать подбор сравнений и определений, закрепить навыки подбора синонимов, антонимов, родственных слов.
6.2
Развивающие:
-развивать фонематический слух, словесно - логическое мышление, фантазию;
-развивать умение интонационно работать с речью;
- добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение.
6.3
Воспитательные: -воспитывать интерес к речевой деятельности;
-развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми, умение слушать ответ товарища;
-формировать навык самоконтроля и самооценки.
7.
Планируемые результаты:
-умеет определять место звука в слове;
-умеет делить слово на слоги;
- способен составить рассказ, используя сложноподчинённые предложения
- проявляет интерес к составлению графических схем для рассказывания,
- способен сопереживать, проявляет желание оказывать помощь,
- охотно участвует в коллективной деятельности,
- свободно общается со сверстниками и взрослыми.
8.
Организация среды для проведения образовательной деятельности
- видеозапись;
- технические средства компьютер;
- картинки со слогами;
- слоговые домики;
- картинки с изображением разных предметов;
- мольберт;
- картинки с изображением ответов на загадки;
- цветные карандаши;
- мнемосхемы к сказкам;
-сюжетные картинки с изображением действий детей.
9.
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты
Рассматривание иллюстраций к литературным произведениям.
Беседа Мои любимые сказки. Рассматривание альбома Писатели и поэты нашей Родины.
Конспект занятия
I.
Вводная часть
1.1
Создание проблемной ситуации
В: Ребята представляете, сегодня на электронный адрес нашего детского сада пришло письмо, а адресовано оно именно вам ребята!
В:Вам интересно от кого оно и что в нем написано?
Слайд№1 В: Тогда давайте скорее его прочитаем!!! Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Незнайка! Мне в этом году необходимо идти в школу, но я не знаю, что я должен уметь.
Я прошу вас ребята мне помочь!
Ваш друг Незнайка!
на экране появляется видеописьмо
1.2
Целевая установка(с по мощью педагога дети формируют цель своей дея -тельности или принимают цель педагога)
В:Так вот это от кого письмо! Что нам делать?
Д: Надо помочь Незнайке. Да! Конечно поможем!
1.3
Мотивирование к деятельности детей
В: Но как же нам помочь ребята?
Воспитатель выслушивает предположения детей.
В: Я предлагаю вам записать для Незнайки видеописьмо, в котором мы расскажем и покажем, что должен знать каждый ребёнок перед поступлением в первый класс. Согласны?
Д: Да! Согласны.
II.
Основная часть
2.1
Актуализация ранее приобретенных знаний
Добывание (сообщение и приятие) нового знания
В: Посмотрите! Незнайка прислал нам карточки и что-то написано на них!? А начнём мы с проговаривания чистоговорок.
Ра-ра-ра – начинается игра;
Са-са-са – под кустом сидит лиса;
Ар-ар-ар – кипит наш самовар;
Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь;
Ча-ча-ча – горит в комнате свеча.В:Правильно ребята! Вот мы с вам размялись.
В: Ой, посмотрите! Какая то стрелка! Куда она показывает?
Д: Она показывает на стол.В: Вот и первое задание
Задание №1 Определи место звука в слове.
На столах у вас лежат картинки со схемами слов, я предлагаю вам отгадать загадки выбрать подходящую картинку.
Загадка №1
У маленькой Катюшки
Уселся на макушке
Не мотылёк не птичка
А держит две косички (бант)
Загадка №2
Из под снега расцветает
Раньше всех
Весну встречает (подснежник)
Загадка №3
Ходит, бродит злой разбойник
Без дубинки и ножа.
Все в лесу его боятся
Кроме дядюшки ежа (волк)
Загадка №4
Он в лесу стоял
Никто его не брал
В красной шапке модной
В пищу непригодный (мухомор)
Загадка №5
Их не сеют, не сажают
Они сами вырастают (волосы)
Загадка №6
Пятерка братьев неразлучна
Им вместе никогда нескучно
Они работают пером
Пилою, ложкой, топором (пальцы)
Загадка №7
От солнца я защита
Для того и сшита (панама)
Загадка №8
Пушиста, а не зверь
Греет, а не печка (шуба)
В: Молодцы! Все загадки вы отгадали, а теперь задание. Под каждой отгадкой нарисована схема слова, в этой схеме не хватает одного звука, вам необходимо добавить звук в схему.
Перед вами в стаканчиках стоят карандаши, возьмите карандаш нужного цвета и добавьте нужный звук в схему.
В: Какой звук добавила Аня?
Аня: Я добавила согласный звук [Н].
В: Молодец, какой звук добавил Занир?
Занир: Я добавил гласный звук [А]
В: Правильно. Почему гласные звуки называются гласными?
Д: Потому что их можно петь.
В: Молодцы! Почему согласные звуки называются согласными?
Д: Потому, что их петь нельзя.
В: Правильно! Вы справились с первым заданием. А сейчас второе задание.
Задание №2 Какое слово спрятано
В: Скажите, пожалуйста на что деляться слова?
Д: Слова делятся на слоги.
В: Правильно. Для следующего задания нам необходимо разделиться на две команды. Обратите внимание на столы , на них расположены слоговые домики, на тарелочках лежат слоги слов. Давайте с вами попробуем с помощью этих слогов придумать слова.
В: Какие слова получились у команды мальчиков?
Мал: ЛИ-СА, ЗА-ЯЦ, БЕЛ-КА.
В: Правильно. А какие слова получились у девочек?
Дев: КО-ЗА, КОШ-КА, БА-РАН.
В: Молодцы! Кто ответит сколько слогов в ваших словах?
Д: В наших словах по два слова.
В: Что объединяет все эти слова?
Д: Это названия диких и домашних животных.
В: Молодцы! И я предлагаю вам превратиться в животных.
Логоритмическая гимнастика:
Жарким днём, лесной тропой
Звери шли на водопой
За мамой - лосихой топал лосёнок
За мамой - лисицей крался лисёнок
За мамой - ежихой катился ежонок
За мамой – медведицей шёл медвежонок
За мамой – белкой скакали бельчата
За мамой – зайчихой косые зайчата
Волчица вела за собою волчат
Все мамы и дети напиться хотят.
В: Молодцы! Мы немного отдохнули можно и дальше выполнять задания.
Задание №3 Расскажем сказку
В: Дети вы любите сказки?
Д: Да, очень!
В: Я их тоже люблю. Следующее задание которое мы должны выполнить это рассказать сказку, но не просто рассказать, а использовать схему сказки.
В: Посмотрите, на компьютере я буду вам показывать схемы, а вы попробуйте отгадать к какой сказке они подходят.
Слайд №1
Д: Сказка У страха глаза велики
Слайд №2
Д: Сказка Гуси - лебеди
Слайд №3
Д: Сказка Снегурушка
Слайд №4
Д: Сказка Лисичка со скалочкой
В: Молодцы ребята на какие сложные вопросы можете отвечать! А теперь выберите сказку, с помощью которой мы с вами покажем Незнайке, как правильно рассказывать сказки.
Д: Сказка Лисичка со скалочкой
В: Эту сказку вы хорошо знаете. Кто главный герой этой сказки?
Д: Главный герой сказки – лисичка.
В: Какой первый предмет нашла лисичка?
Д: Лисичка нашла скалочку
В: Правильно. На кого поменяла лисичка скалочку?
Д: Лисичка поменяла скалочку на гусочку.
В: Кого захотела взамен курочки лисичка?
Д: Вместо гусочки лисичка захотела овечку.
В: На кого хотела поменять овечку лисичка?
Д: Лисичка хотела поменять овечку на девочку.
В: Молодцы! Все правильно и последний вопрос .Получила лисичка девочку?
Д: Нет. Вместо девочки лисичка получила собаку.
В: Какая, по характеру, лиса в сказке?
Д: Лиса в сказке хитрая и жадная.
В: Правильно! Вот мы вспомнили сказку а теперь я попрошу вас, её рассказать, используя схему рассказа. Но давайте договоримся, сказку вы будете рассказывать по очереди, один ребёнок начинает, следующий продолжает и так далее, поэтому слушаем внимательно и следим за сюжетом сказки. Кто первый начнёт?
В: Вы молодцы! Замечательно рассказали сказки. И у нас осталось последнее задание.
Задание № 4 Составь предложение
В: Для выполнения этого задания нам необходимо разделиться на пары. На столах лежат конверты с сюжетными картинками и схемы предложений. Хорошо рассмотрите картинку и придумайте по одному предложению подходящих к схеме.
В: Какое предложение получилось у Аделины?
Д: Дети гуляли в лесу.
В: Хорошо! А какое предложение получилось у Евы?
Д: Маша поливает цветы.
В: Отлично! Теперь скажи своё предложение Занир.
Д: Дети повесили скворечник.
В: Замечательно. Очень хорошие предложения составили ребята. Вы молодцы сегодня замечательно потрудились и сняли отличный фильм для Незнайки.
На доске логоритмические
карточки
Воспитатель обращает внимание детей на стрелку, прикреплённую на стене.
Дети берут необходимый цвет и рисуют недостающий звук в схеме.
Воспитатель обращает внимание детей на столы, где расположены слоговые домики. Дети составляют слова и прикрепляют слоги в домики.
Музыкальное сопровождение
(звучит сказочная музыка)
Воспитатель обращает внимание на компьютер.
Дети выбирают сказку.
Воспитатель прикрепляет мнемосхему к доске.
Дети рассказывают сказку
Воспитатель обращает внимание детей на конверты с сюжетными картинками, лежащими на столах.
III.
Заключительная часть
3.1
Подведение итогов, самостоятельная деятельность детей по закреплению полученных знаний
Рефлексивно-оценочный этап В: А теперь посмотрите у нас в коробочке находятся фотографии Незнайки одни фотографии с грустным Незнайкой, другие с весёлым. Выберете себе одну из фотографий - если занятие было интересное и вам понравилось то возьмите изображение с весёлым Незнайкой, если вам было скучно и неинтересно, то с грустным.
-А что вам больше всего запомнилось на нашем занятии?
- Д: Нам запомнилось, как мы придумывали слова в слоговых домиках.
В: Хорошо, а какие задания у вас вызвали затруднения?
Д: Составление предложений по картинкам.
В: Молодцы вы показали очень хорошие знания и помогли нашему другу Незнайке. Теперь мы с вами готовы к школе. А сейчас я предлагаю вам попрощаться с нашими гостями и отправить наше видеописьмо Незнайке.
Звучит музыка, обобщение занятия.
IV.
Определение перспективы дальнейшей деятельности
4.1
Чтобы стать взрослыми необходимо учиться и стараться!
Научиться читать и писать
На уроке стараться и мух не считать
Выполнять все домашние задания
Приходить в школу без опоздания
Стать за год умней и взрослей
Стать гордостью родителей и учителей!