Конспект занятия по развитию речи. Пересказ сказки "Пузырь, соломинка, и лапоть" | Пронина Альбина Альбертовна. Работа №301448
Автор: Пронина Альбина Альбертовна
Конспект занятия может быть использован для открытого просмотра педагогами средних групп и логопедами. Структура занятия и содержание материала для каждого этапа занятия подобрано с учётом возростных ослбенностей детей средней группы. Цель: развитие связной речи детей в процессе пересказа русской народной сказки "Пузырь, соломинка и лапоть". На занятие педагог создаёт условия, способствующие развитию речевой активности и самостояиельности детей. Для устронение перегрузки на занятии служит физминутка.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе
Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
Задачи: Связная речь: учить детей описывать предмет не называя его; учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалоги персонажей.
Словарь и грамматика: активизировать в речи детей глаголы, прилагательные; упражнять детей в образовании существительных в уменьшительно – ласкательной форме.
ЗКР: упражнять детей в произношении звука ш изолировано и различать слова с этим звуком.
Материал: ширма, Петрушка, игрушки: кукла, машина, мяч, заяц, пирамидка, матрёшка;
коробка, мыльные пузыри, лапоть, соломинка; атрибуты для драматизации: платок, маски: пузырь, лапоть.
I. Вводная часть
Настрой на работу
Встаньте дети, встаньте в круг
Дети встают в круг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Он – с бубенчиком в руке
В ярко-красном колпаке.
Он веселая игрушка.
А зовут его – … Петрушка. (Появляется Петрушка)
Петрушка: Здравствуйте, детишки.
Девчонки да мальчишки,
Шалуны да шалунишки.
Я пришёл к вам в гости не с пустыми руками, принёс вам подарок – коробочку.
Воспитатель: Спасибо Петрушка, что в коробке мы заклянем (в-ль достаёт из коробки игрушки: кукла, машина, мяч, заяц, пирамидка, матрёшка)
II. Основная часть
Давайте их ласково назовем. Игра «Назови ласково»
Кукла – куколка
машина – машинка
мяч – мячик
заяц – зайчик, заинька
пирамидка – пирамидочка
матрешка – матрешечка
Воспитатель: Ребята, назовите одним словом, что же было в коробке? (игрушки)
Дети садятся на стульчики
Петрушка: - Ребята, я хочу поиграть с вами в игру «Петрушка, угадай мою игрушку».
Вы будете рассказывать все, что знаете об игрушке, но не будете называть ее. Я спрячусь за ширму и оттуда постараюсь угадать, о какой игрушке идет речь. А помогут вам в этой игре волшебные карточки.
(на доске вывешивается мнемотаблица) 4-5 детей описывают предмет не называя его.
Петрушка: - Молодцы, ребята. Мне ваши загадки про игрушки понравились, я ещё с вами хочу поиграть. А вы хотите?
Давайте повторим песенку шарика: ш – ш – ш. А теперь вы должны хлопать только тогда, когда услышите песенку шарика.
(Петрушка называет слова: собака, шуба, шапка, юла, лошадь, дом, рубашка, машинка, груша, мяч, кошка, кукла, утка, шкаф, кубики, помидор, мишка, платье).
Физкультминутка (дети в кругу).
Воспитатель: Сейчас мы с вами будем превращаться в игрушки.
Вокруг себя все покрутились и в мячик превратились.
(дети «превращаются» в матрешек, машинки)
• Друг веселый мячик мой
Всюду, всюду ты со мной
Раз, два, три, четыре, пять
Хорошо с тобой играть.
• Мы – матрешки
Вот какие крошки,
А у нас, а у нас
Новые сапожки.
• Вот бегут машины,
Шуршат своими шинами.
Желтые и красные –
Все такие разные.
Петрушка: Ребята, в моей коробочке есть ещё кое- что для вас (открывает). Посмотрите и назовите какие предметы я вам принёс?
Достаёт лапоть – Ребята, вы знаете, что такое лапоть? (Старинная обувь, плетенная из бересты березы. ).
Достаёт мыльные пузыри – Что такое пузырь? (Наполненный воздухом или газом шарик). – Какие бывают пузыри? (Мыльные).
Достаёт соломинку. Это соломинка, стебелек злакового растения: пшеницы, овса, ржи.
- Отгадайте, в какой сказке живут эти предметы? (сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»)
- А вы знакомы с этой сказкой? К сожалению, эту сказку я не знаю.
Воспитатель: Не огорчайся Петрушка, со сказкой мы тебя сегодня познакомим. Я сейчас расскажу сказку «Пузырь, соломинка и лапоть», а наши ребята потом перескажут сказку по картинкам. (1 ребёнок пересказывает по опорным картинкам).
«Жили–были пузырь, соломинка и лапоть.
Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.
Лапоть говорит пузырю:
– Пузырь, давай на тебе переплывем!
– Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем.
Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду.
А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.
Воспитатель: Петрушка, а сейчас наши дети покажут тебе настоящий спектакль (выходят 3 детей разыгрывают сказку по ролям).
Петрушка: - Ребята, мне очень понравилось с вами играть. Мне понравилась сказка «Пузырь, соломинка и лапоть», как вы её рассказали и показали, как настоящие артисты.
- Мне пора в дорогу. Я обязательно приду к вам ещё. До свидание.
III. Заключительная часть
Рефлексия:
- Кто сегодня к нам в гости приходил?
- В какие игры мы с ним играли?
– Какую сказку мы сегодня рассказали Петрушке?
– Что вам сегодня больше всего понравилось?