Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Ежи" | Гайнутдинова Гульнара Флоритовна . Работа №330057
Основные образовательные задачи в занятии "Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней"- это продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем. Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе. Развивающие задачи следующие:развивать воображение, словарный запас. Воспитательные задачи: воспитывать интерес к жизни животных.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей
№63 «Жемчужинка»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»
Подготовила воспитатель
Гайнутдинова Гульнара Флоритовна
Набережные Челны
2023 г.
Разработан в соответствии с тематической неделей «Животные земли»
Тема: «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»
Интеграция образовательных областей:
Социально - коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Физическое развитие.
Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину.
Задачи:
1. Образовательные.Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.
2. Развивающие. Развивать воображение, словарный запас.
3. Воспитательные. Воспитывать интерес к жизни животных.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная
Методы:
- игровой, словесный, наглядный, проблемная ситуация,
Формы:
-Работа в группах
-Индивидуальная работа
Предварительная работа:
Предварительная работа: чтение рассказов И. Акимушкин «Жил-был ежик», С. Маршак «Тихая сказка», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные».
Оборудование к ООД:
Демонстрационный материал: учебно-наглядное пособие «Ежи»С. Н. Николаева; художник М. Ю. Алексеев.
Ход ООД:
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг, и я – твой друг.
Дружно за руки возьмёмся,
И гостям мы улыбнёмся!
Артикуляционная гимнастика: упражнение «Улыбка».
Тянем губы прямо к ушкам,
Улыбаемся друг дружке.
(Упражнение выполняется 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)
Упражнение «Трубочка»
Подражаю я слону –
Губки хоботом тяну.
(Упражнение выполняется 5-6 раз, с сомкнутыми зубами)
Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.
2. Основная часть. Рассматривание картины и беседа по ней.
Воспитатель созывает детей в круг.
- Ребята, какое сейчас время года? (зима)
- Как называется зимний месяц? (февраль)
- Помните, как хорошо было, когда мы могли купаться, загорать, ходить в лес за ягодами, собирать цветы, травы. О каком времени я говорю? (лето). Ребята, однажды летом я гуляла в лесу и услышала шорох под ногами, я посмотрела вниз повнимательнее, и увидела….А кого (что) я увидела отгадайте загадку:
СЕРДИТЫЙ НЕДОТРОГА ЖИВЕТ В ГЛУШИ ЛЕСНОЙ
ИГОЛОК ОЧЕНЬ МНОГО, А НИТКИ НЕ ОДНОЙ. (ЁЖ)
- Как вы догадались, что это еж? (дети обосновывают ответ).
- Есть еще загадка про ежа. Вы мне поможете ее загадать (ребята договаривают последнее слово в предложении):
ЛЕСОМ КАТИТСЯ КЛУБОК,
У НЕГО КОЛЮЧИЙ БОК,
ОН ОХОТИТСЯ НОЧАМИ
ЗА ЖУКАМИ И МЫШАМИ.
- Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или ежик), мама -… (ежиха), дети. (ежата), можно назвать их ласково… (ежатки), а если один малыш – то… (ежонок).А сейчас нам надо сделать зарядку для глаз, чтобы они лучше видели.
Воспитатель выставляет перед ребятами картину «Ежи»
- Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по этой картине. Вы сами придумаете для нее название.Как можно назвать эту картину? (Ежата на прогулке, Семья ежей, Ежи). Давайте составим рассказ по этой картине.
Воспитатель предлагает свое начало рассказа: «В теплый летний день ежиха вывела ежат на прогулку к пню». Это лето? Не ошиблась ли я? А вдруг это осень? А в лес ли вывела ежиха ежат? (дети объясняют).
Педагог повторяет первую фразу рассказа и добавляет фразу-связку, дающую детям ориентир, что рассматривать и о чем рассказывать: «Ежата разбежались по лесу и каждый нашел себе занятие, не так ли? Вот и расскажите об этом».
Д: Один ежонок, увидел бабочку и захотел с ней поиграть.
В: Да, правильно, и хоть ежонок маленький, он не испугался бабочки. Потому что ежонок какой? (смелый, храбрый)
Д: Другой ежонок нашел улитку и, думает, что с ней делать.
В: Какой характер у такого ежонка? (ловкий, шустрый, любопытный)
Д: Третий ежонок нюхает травку, наверное, он ищет воды, чтобы попить.
После того как воспитатель выслушает всех желающих, он предлагает кому-нибудь из детей составить рассказ о ежатах (1–2 ответа).
ОБОБЩЕНИЕ: Каждый ежонок нашел для себя занятие. Один ежик нюхает травку, потому что ищет воду. Другой ежик смелый и любопытный (смотрит на улитку) и думает можно ее съесть или нет. Третий ежик храбрый увидел бабочку, и хочет с ней поиграть.
Педагог обращает внимание детей на ежиху и ежа и просит рассказать о них.
Д: Папа еж спит рядом.
Д: Ежиха смотрит на ежат.
В: Почему она наблюдает за ежатами. (волнуется, заботится)
В: можно сказать, что ежиха заботливая, внимательная мама.
В.Почему спит папа еж (он пришел с охоты, устал)
ОБОБЩЕНИЕ: Ежиха внимательная, заботливая мама. Она наблюдает за ежатами. Чтобы с ними не случилась беда. Папа еж отдыхает он пришел с охоты
- Теперь нам осталось закончить наш рассказ.
Закончить рассказ можно словами о том, как себя чувствуют ежи в лесу.
«Хорошо ежам гулять в лесу. Здесь их дом».
Физкультминутка «На водопой»
- Ребята, ежи – это какие животные? (дикие). А ведь в лесу кроме ежей живет много других диких животных со своими детенышами. Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «На водопой»
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосенок
За мамой-лисицей крался лисенок,
За мамой-ежихой катился ежонок,
За мамой-медведицей шел медвежонок,
За мамою-белкой скакали бельчата,
За мамой-зайчихой косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат.
Все мамы и дети напиться хотят
– У нас уже получилось составить рассказ о ежатах, мы рассказали и о ежихе и еже, как чувствуют себя ежи в лесу. А теперь давайте расскажем обо всех вместе.
1. Вначале вы расскажите с кем, в какое время года и где происходит действие.
2. Чем занимается каждый ежонок (какие у ежат характеры).
3. Потом расскажите про ежиху и ежа (ее занятие, ее характер).
4. В конце, расскажите о том, как чувствуют себя ежи (почему).
-Не забывайте в своем рассказе включать такие слова, как колючий, любопытный, заботливая, внимательная., охотиться…
Заслушивается ответ 2-3детей.Воспитатель помогает начать: «В теплый летний день…»
- У вас получился замечательный рассказ. А теперь послушайте, какое стихотворение о семье ежей написал С. Маршак:
Эту сказку ты прочтёшь
Тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый ёж
И его ежиха.
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них —
Очень тихий ёжик.
Всей семьей идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Ёж-отец, ежиха-мать
И ребёнок-ёжик.
Вдоль глухих осенних троп
Ходят тихо: топ-топ-топ…
Спит давно народ лесной.
Спит и зверь, и птица.
Но во тьме, в тиши ночной
Двум волкам не спится.
Вот идут на грабёжи
Тихим шагом волки…
Услыхали их ежи,
Подняли иголки.
Стали круглыми, как мяч,-
Ни голов, ни ножек.
Говорят:
— Головку спрячь,
Съёжься, милый ёжик!
Ёжик съёжился, торчком
Поднял сотню игол…
Завертелся волк волчком,
Заскулил, запрыгал.
Лапой — толк, зубами — щёлк.
А куснуть боится.
Отошёл, хромая, волк,
Подошла волчица.
Вертит ёжика она:
У него кругом спина.
Где же шея, брюхо,
Нос и оба уха?..
Принялась она катать
Шарик по дороге.
А ежи — отец и мать —
Колют волчьи ноги.
У ежихи и ежа
Иглы, как у ёлки.
Огрызаясь и дрожа,
Отступают волки.
Шепчут ёжику ежи:
— Ты не двигайся, лежи.
Мы волкам не верим,
Да и ты не верь им!
Так бы скоро не ушли
Восвояси волки,
Да послышался вдали
Выстрел из двустволки.
Пёс залаял и умолк…
Говорит волчице волк:
— Что-то мне неможется.
Мне бы тоже съёжиться…
Спрячу я, старуха,
Нос и хвост под брюхо!
А она ему в ответ:
— Брось пустые толки!
У меня с тобою нет
Ни одной иголки.
Нас лесник возьмёт живьём.
Лучше вовремя уйдем!
И ушли, поджав хвосты,
Волк с волчицею в кусты.
В дом лесной вернутся ёж,
Ёжик и ежиха.
Если сказку ты прочтешь
Тихо.
Тихо,
Тихо…
3. Заключительная часть. Рефлексия.
- Ребята, посмотрите еще раз на колючую семью, видите, как им хорошо всем вместе. Помните, что нельзя разлучать животных, ведь у каждого животного есть своя семья. Скажите, чем на занятии вам больше всего понравилось заниматься?О чем было трудно для вас рассказывать? О чем (о ком) легко? (ответы детей). Спасибо за работу, до свидания.