конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Составление рассказа о зимующих птицах» | Химич Татьяна Викторовна. Работа №363499
цель занятия - создать условия для активизации и обогащения словарного запаса детей по теме "Птицы".
-развивать умение составлять описательный рассказ по теме с помощью графических схем;
- закреплять знания о жизни зимующих птиц;
-учить образованию существительных множественного числа от существительных единственного числа;
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Мурминский детский сад «Теремок» муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области
Открытое занятие
по развитию речи
в младшей группе
«Составление рассказа о зимующих птицах»
Подготовила и провела воспитатель высшей квалификационной категории
Химич.Т.В.
Февраль 2025г.
Цель: - организовать обучающий процесс для активации и обогащения словарного запаса детей.
Задачи:
закреплять знания о жизни зимующих птиц, учить классифицировать их (зимующие, перелетные, домашние);
развивать умение составлять описательный рассказ о птицах с помощью графических схем;
учить образованию
существительных множественного числа
от существительных единственного числа
;
упражнять в образовании слов с помощью уменьшительн
о-
ласкательных суффиксов;
упражнять в составлении предложений из 5- 6 слов и более;
создать условия для
нравственного
воспитания любви к окружающей природе, умению
проявлять любовь и заботу
о пти
цах.
.
Орг . момент:
Воспитатель просит вспомнить какое время года за окном?
Кому зимой приходится жить труднее всего?
(Наступило самое трудное время в жизни птиц)
Всех ли птиц мы можем встретить на улице зимой?
(Нет, некоторые птицы улетают в теплые края)
Как мы их называем? - (перелётные)
-Но не всем птицам страшна зима. А как называются птицы, которые остаются зимовать? – (зимующие)
-Почему они не улетают?(питаются кормом , который можно найти и зимой)
Дети слушают звукозапись. Воспитатель выясняет , как поют птицы (весело, звонко, радостно щебечут)
Воспитатель уточняет, что так весело поют птицы, когда тепло и много корма. А с наступлением холодов для птиц наступает самое трудное время: они не всегда могут найти корм. Кто им может помочь?
появляется макет-дерево ( ель) с кормушкой:
«В зимний день среди ветвей
стол накрыли для гостей»
(это кормушка, для кого?)
Основная часть:
А теперь ребятки отгадайте птичьи загадки.
1. Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?. (Воробей)
Отгадавший ребенок выставляет на кормушку воробья, и составляет рассказ об этой птице по мнемодорожке.:
(Это воробей. Он маленький ,шустрый . Перышки у него серые и коричневые., Любит хлебные крошки, умеет чирикать, прыгать)
2 Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
Далее следует описание (у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная, любит ягоды, коротко свистит :фить-фить)
3. Непоседа - невеличка, желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку. Кто узнал её? (Синичка)
( это маленькая птичка,на голове синенькая шапочка, брюшко желтое, крылья и хвост – серые, любит семечки и сало, тенькает)
4. Окраской – сероватая, повадкой - вороватая.
Каркунья хрипловатая. (Ворона)
(появляется картинка с изображением вороны)
Опишите ее (это большая птица, черные голова, крылья и хвост, остальное оперение серое, каркает, любит очистки, остатки еды)
Воспитатель хвалит детей за старание, и выясняет:
Чем все птицы похожи друг на друга , и чем отличаются.(2 крыла, 2 лапки, хвост, тело покрыто пухом и перьями) и (размером и цветом, едят разную еду, по-разному кричат)
Физминутка:
Предлагает превратиться в синиц
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (Присели)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах)
(А. Барто)
Д/упр. «Один – много»
Воспитатель показывает картинку с птице , а дети хором говорят форму множ. числа в названии этой птицы.(ворон, синиц, воробьёв, снегирей, сорок)
Д/упр: «Назови ласково»
(клюв, перо, лапа, хвост, воробей, синица, птица, голубь, снегирь, сова)
Воспитатель бросает мяч, а ребенок, называя ласково предложенное слово, бросает его обратно.
Д/И: «Угощение для птиц»
На доске размещены картинки с изображением зимующих птиц. На столе лежат карточки с изображением корма для этих птиц, среди которых корм , что нельзя давать птицам (цитрусовые, чёрный хлеб, соль) Педагог предлагает детям угостить птиц. Ребенок выбирает понравившуюся ему картинку с изображением корма и говорит: «Я угощу синицу салом», «Я накормлю снегиря ягодами рябины», «Я дам семечки воробью» и т.д.
Рефлексия:
Педагог хвалит детей, спрашивает какое доброе дело они сделали сегодня .Предлагает взять корм для птиц с собой на прогулку и покормить пернатых.
А я вам приготовила подарок, вот такие картинки – раскраски, на которых изображены птицы. Вы раскрасите их дома, вместе с мамами и расскажите им всё, что вы узнали сегодня о птицах.