Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Обучение пересказу» | Прокопий Алсу Валижановнв. Работа №328785

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Начиная со средней группы в дошкольном образовательном учреждении проводят занятия по перессказу литературного-художественного произведения. Занятия занимают значительное место в системе работы по формироввнию связной речи дошкольников. Когда ребенок не только слушает рассказы, но и сам воспроизводит их в собственной речи. Очень важно что бы дети глубоко, осмысленно и эмоционально воспринимали литературный материал. Именно тогда ребенок перессказывает выразительно, последовательно, проявляет творческую активность.

 

 

 

 

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в средней группе «Обучение пересказу» на основе рассказа Е. Чарушина «Курочка»

 

Составитель: Прокопий Алсу Валижановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дзержинск 2023

 

Цель занятия: обучение пересказу близко к тексу, сохраняя стилистику произведения, с помощью вопросов воспитателя.

Задачи занятия :

- познакомить с произведением Е. Чарушина «Курочка»;

- учить слушать и понимать содержание текста, отвечать на вопросы полными предложениями;

-учить пересказывать связно, последовательно, соблюдая стилистику;

- учить слушать и дополнять ответы других;

- организовать работу по обучению лексически и грамматически правильной речи, обогащению словаря (учить сравнивать курицу и цыпленка на картинках; подбирать антонимы: маленькие - большие; согласовывать существительные и прилагательные в роде и падеже; понимать значение слов слова наседка, несушка, хохлатка, золотистый, квохчет.

Тип занятия: комбинированное.

Форма занятия: традиционная.

Продолжительность занятия: 20 минут.

Участники: дети средней группы, воспитатель.

Возраст обучающихся: пятый год жизни.

Оборудование и материалы: иллюстрация к рассказу с изображением курицы и цыплят, мультимедий-ный проектор, компьютер, видео-ролик с детской песней.

Предварительная подготовка: беседа о необходимости слушаться взрослых, что может случиться в противном случае

Методы и приемы работы с детьми: имитационный метод (прменение языкового анализа, синтеза на основе информации текста, первичное обобщение, пересказ литературного произведения), проблемный метод (создание ситуации заинтересованности в принятии информации через сравнение, включение детей в деятельность, поиск ответов на проблемные вопросы), коммуникативный метод (создание речевой ситуации через игру, беседа)

Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Организация детей

-Организация детей к занятию (внешний вид, правильность посадки, собранность внимания)

- Создание интереса к занятию (загадка, рассматривание иллюстрации, сравнение внешности курицы и цыплёнка)

- Словарная работа

 

1 минута

 

 

2,5минуты

 

 

 

 

 

 

1,5 минуты

 

Основная часть занятия

- Определение того, о чём будет идти речь по названию, закрепления ранее приобретённых знаний (понятия : сказка и рассказ);

_ Чтение рассказа и ответы по содержанию текста

- Повторное чтение. Пересказ по частям

- Пересказ 2-3 детей. Оценка работы детей

 

-

 

1 минута

 

 

 

 

 

 

5минут

 

 

3 минуты

5 минуты

Окончание занятия

- Физкультминутка

-Подведение итогов

3 минуты

Ход занятия:

Организация детей

- Ребята, садитесь, пожалуйста, за столы. Я загадаю вам загадку:

Кто кудахчет целый день?
Ей в гнезде сидеть не лень.
Её жёлтые ребятки
Называются «цыплятки»

Ко – ко, ко-ко! Ко - ко, ко!
Мамой быть ей нелегко!
Надо деток посчитать,
Уложить под крылья спать.

 

- Про кого эта загадка? (про курочку). Посмотрите, какая курочка пришла к нам в гости! (иллюстрация с изображением курицы и цыплят) (Приложение 1). Какого цвета у нее перышки? (белые, серые, пестрые, разноцветные).

- Как курочка разговаривает? (квох – квох – квох или ко-ко-ко)

- А это кто? (цыпленок). Расскажите, какой цыпленок? (маленький, пушистый, похож на комочек). Какого он цвета? (желтый, золотистый). Чем похожи курочка и цыпленок? (есть голова, крылышки, клюв). А чем они не похожи? (курочка большая, а цыпленок маленький). Какой цыпленок? заботливая, внимательная). Вспомним, как в русских сказках курочку называют? (Курочка – ряба, квочка, пеструшка, хохлатка). А почему так называют? Как вы думаете, ребята? (ряба, потому что рябая, квочка, потому, что квохчет, пеструшка, потому что пёстрая, хохлатка, потому что есть хохолок).

Основная часть занятия

- Сейчас я вам прочитаю рассказ Евгения Чарушина «Курочка». Догадались о чем будет рассказ? (о курочке). А чем отличается рассказ от сказки? (тем, что это было на самом деле)

Чтение рассказа (Приложение 2).

Вопросы детям:

- Понравился вам рассказ писателя Евгения Чарушина?

- Про кого этот рассказ? (про курочку, цыплят и дождик)

- Где жила курочка с цыплятами? (на дворе)

- Что случилось? (пошел дождик)

- Что сделала курочка? (на землю присела, все перышки растопырила)

- Как курочка звала цыплят? (квох – квох – квох)

- Что сделали цыплята, когда начался дождик? (спрятались под крылышками курицы)

- Расскажите, как спрятались цыплята? (кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, у кого только глаз выглядывает)

- А все цыплята спрятались? (два цыпленка не спрятались).

- Как вы думаете, они были послушными?

- Что стало с этими цыплятами? (им на голову капали капли дождя)

- Как они себя вели? (стоят, пищат, удивляются, что это им на голову капает?)

- Как писатель относится к своим героям? (по- доброму, ласково, заботливо)

Повторное чтение рассказа

Сейчас я вам прочитаю рассказ еще раз (чтение рассказа) (Приложение 2).

Пересказ по частям

- А теперь мы расскажем, как курочка с цыплятами гуляла и как она их спрятала . _______ (имя ребёнка) попробует рассказать (при затруднении помочь ребенку с первой фразой).

- _____ (имя ребёнка) расскажет, как цыплята спрятались под крылом у курочки.

Пересказ 2-3 детей.

Ребята, а всё ли ____ нам рассказали, ничего не забыли? Что можно добавить?

Всем детям дается положительная оценка.

Окончание занятия

Физкультминутка (Приложение 3)

А сейчас давайте вспомним песенку про курочку «Вышла курочка гулять». Давайте выйдем и споём песенку. Будем танцевать, повторяя за мной.

Вышла курочка гулять (Махать прямыми руками, как крыльями, поднимать высоко колени) 
Свежей травки пощипать (Пальцы собрать в щепотку и «поклевать»)
А за ней ребятки — (Махать прямыми руками, как крыльями) 
Жёлтые цыплятки. 

Ко-ко, ко-ко, ко-ко-ко! 
Не ходите далеко (Погрозить пальцем)
Лапками гребите (Показать руками движение) 
Зёрнышки ищите. 



Съели толстого жука (Руки округлить)
Дождевого червяка, (Показать руками длинного червяка)
Выпили водицы  (Вытянуть шею и погладить её рукой)
Полное корытце. 


Подведение итогов

Ребята, про кого мы сегодня читали рассказ? (про курочку и цыплят). А фамилию автора запомнили? (Чарушин – он написал много рассказов о животных). Правильно! Молодцы! Как вы сегодня работали? Чей рассказ вам больше всего понравился?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.
-

(В этом разделе определяются основные этапы занятия, их последовательность, содержание каждого этапа, формы работы педагога и обучающихся. План проведения занятия должен быть таким, чтобы при знакомстве с ним, можно было получить полное представление о предстоящем занятии).

13. Литература.

Список литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора). В списке применяется общая нумерация литературных источников.

14. Приложения (Оформляются на отдельных листах. К методической разработке может быть приложена мультимедийная презентация).

Требования к оформлению разработки занятия.

Титульный лист должен содержать следующую информацию: название учреждения образования, тему занятия, ФИО составителя занятия, место и год разработки.

Требования к оформлению текста: шрифт – Times New Roman, размер 14 пт, интервал между строк – 1,15; параметры страниц: левое поле – 3, правое поле – 1,5, верхнее и нижнее поля – 2; текст печатается без сокращений кроме общепринятых аббревиатур. Ссылки на приложения оформляются в круглых скобках, например: (Приложение 1.). Страницы нумеруются внизу справа, первый лист не нумеруется. Первый лист титульный.

 

Критерии оценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

КУРОЧКА

(Е.Чарушин)

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождик. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала: "Квох-квох-квох-квох"! - это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в ее теплые перышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.

А два цыпленка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×