Конспект занятия по развитию речи в старшей группе | Кох Анна Юрьевна. Работа №308622. Номер работы: №308622
Тема: Перелётные птицы
Цель: Дать представления о перелётных птицах.
Задачи:
1.Уточнение и расширение представлений о перелётных птицах.
2.Учить разгадывать кроссворд, ребусы.
3.Дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнёзд и их размещении.
4.Учить детей отвечать полным ответом, словообразованию, образовывать слова из разрозненных слогов и читать их.
Материалы и оборудование: презентация занятия.
Предварительная работа: чтение рассказов В. Бианки «Грачи весну открыли», «Лесные домишки», заучивание стихотворения В. Жуковского «Жаворонок», беседы о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением перелётных птиц.
Конспект занятия в подготовительной группе
Тема: Перелётные птицы
Цель: Дать представления о перелётных птицах.
Задачи:
Уточнение и расширение представлений о перелётных птицах.
Учить разгадывать кроссворд
, ребусы
.
Дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнёзд и их размещении.
Учить детей отвечать полным ответом
,
словообразованию
,
о
бразовывать слова из разрозненных слогов и читать их.
Материалы и оборудование: презентация занятия.
Предварительная работа: чтение рассказов В. Бианки «Грачи весну открыли», «Лесные домишки», заучивание стихотворения В. Жуковского «Жаворонок», беседы о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением перелётных птиц.
Ход занятия:
Организационный момент:
- Ребята, утром ко мне приходил почтальон и принес конверт. Давайте мы его сейчас откроем и посмотрим, что в нём. А в нём – загадка.
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня ... (Весна)
- О каком времени года говорится в письме? (В письме говорится о весне). Правильно, о весне. (Слайд №1)
- Я для вас приготовила кроссворд с загадками. Давайте попробуем его разгадать. (Слайд №2)
1. Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
2. На кормушку возле нашей форточки
Села удивительная птица:
В чёрной шапочке и желтой кофточке.
Птица называется... (Синица)
3. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тюкнет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
4. Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица … (Грач)
5. Кто два раза родится:
В первый раз гладкий,
Во второй раз мягкий? (Птица)
После разгадывания кроссворда, дети читают ключевое слово «ПТИЦА» и определяют тему занятия.
- Окружающий человека мир полон звуков и среди них особое место занимают звуковые сигналы птиц. (Звучит аудиозапись «Голоса птиц»).
- Назовите, чьи голоса вы узнали? (Соловей, грач, кукушка, ласточка) (Слайд №3)
- Какое настроение у вас вызывает пение птиц? (Радостное, весёлое)
- Скажите, пожалуйста, какая забота у птиц весной? (Строить гнёзда, искать корм)
Физкультминутка «Шустрая синица»:
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Игра «Определи, чьё гнездо?» (Слайд №4)
- А ещё я для вас приготовила ребус. Давайте мы с вами его разгадаем и узнаем, кто из птиц первым прилетает к нам весной. (Слайд №5)
- Правильно, ребята, это – грач. (Слайд №6) Посмотрите на изображение. Грач – большая птица. Она похожа на ворону. У него большой клюв. Грач первым прилетает к нам весной. Грач питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.
- Итак, на кого похож грач? (Грач похож на ворону)
- Чем питается грач весной? (Грач питается червяками, жуками, личинками)
- Где грач строит своё гнездо? (Грач строит своё гнездо на верхушке дерева)
- Если вернулись грачи – жди схода снегов. К дружной весне грачи не задерживаются в пути, спешат к своим гнёздам. Ну а если грачей не видать, то и весна не спешит теплом порадовать. Заранее извещают грачи и о дне грядущем. Об улучшении погоды, прибавке тепла и солнца можно узнать по их весёлому гомону, играм. К похолоданию, студёному ветру, дождю, снегу, белоклювые чёрные птицы начинают волноваться: поднимутся в воздух целой ватагой и давай кружиться с тревожным граем над гнёздами. Затем спикируют на деревья и снова ввысь…
- Игра «У кого кто?»
У грача – грачонок, грачата.
У соловья – соловьёнок, соловьята.
У аиста – аистёнок, аистята.
У скворца – скворчонок, скворчата.
У журавля – журавлёнок, журавлята.
У чижа – чижонок, чижата.
У лебедя – лебедёнок, лебедята.
У утки – утёнок, утята.
У дрозда – дроздёнок, дроздята.
- Игра «Кто на дереве живёт?» (Слайд №7)
- На этом дереве скрываются птицы, а какие вы узнаете, если прочитаете слоги и поменяете их местами.
- Итог занятия.