Конспект занятия по развитию речи в подготовительной на тему:« Зимующие птицы» | Трофимова Татьяна Сергеевна. Работа №229285
Автор: Трофимова Татьяна Сергеевна
Программное содержание: Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском и женском родах, глаголов от звукоподражаний. С помощью чистоговорки закрепить звуки «С» и «Сь». Совершенствовать фонематическое восприятие. Продолжать учить выразительно драматизировать небольшие литературные тексты. Развивать мышление - умение сравнивать, выделять, обобщать. Развивать мелкую моторику рук, навыки складывания птиц из бумаги по типу оригами. Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, любовь к птицам, желание им помогать. Создать благоприятную доброжелательную атмосферу на занятии.
Конспект
занятия
по развитию речи
в подготовительной
на тему: « Зимующие птицы»
Программное содержание: Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском и женском родах, глаголов от звукоподражаний. С помощью чистоговорки закрепить звуки «С» и «Сь». Совершенствовать фонематическое восприятие. Продолжать учить выразительно драматизировать небольшие литературные тексты. Развивать мышление - умение сравнивать, выделять, обобщать. Развивать мелкую моторику рук, навыки складывания птиц из бумаги по типу оригами. Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, любовь к птицам, желание им помогать. Создать благоприятную доброжелательную атмосферу на занятии.
Словарная работа: существительные - снегирь, синица, свиристель, корм, семена, зерно; прилагательные - арбузные, тыквенные, подсолнечные, желтогрудая, красногрудый, белобокая, чернокрылая, сизокрылая, длиннохвостая, крупный, мелкий; глаголы - каркает, свистит, трещит, стрекочет, чирикает, воркует.
Предшествующая работа: рассматривание картин, книг, открыток, иллюстраций с изображением птиц, чтение рассказов о птицах, загадывание загадок, составление описательных рассказов по картинкам, изготовление кормушек для птиц, кормление птиц, наблюдения за птицами.
Оборудование: картины с изображением зимующих птиц, кормушка, шесть одинаковых мешочков из тонкой ткани, наполненные семенами и зернами разных растений, поднос, емкости с семенами арбуза, тыквы, подсолнуха, дыни, зерна риса и пшена, шапочки - маски птиц, мяч, цветная бумага, ножницы.
Литература:
1. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. «Программа воспитания и обучения детей в детском саду». Москва, «Мозаика-Синтез», 2005г.
2. Л.Г. Селихова «Интегрированные занятия. Ознакомление с природой и развитие речи». Издательство «Мозаика-Синтез», 2005г.
3. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». «ВАКО» Москва, 2005г.
Ход занятия
В - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о птицах.
Я загадаю вам загадки, а вы найдите картинки - отгадки.
В серой шубке перьевой
И в морозы он герой
Назови его скорее
Кто там скачет? (воробей)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика, (синица)
Грудка ярче, чем заря
У кого? (У снегиря.)
4. Кто присел на толстый сук
И стучит: «тук-тук-тук-тук» (дятел)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах.
А зовут ее... (ворона)
6. Всех я за день навещу
Все, что знаю растрещу (сорока)
На доску выставляются картинки - отгадки.
В. - Ребята, кто это?
Птицы.
В. - Почему это птицы?
Потому что у них тело покрыто перьями, у них 2 крыла, они умеют летать, у них есть клюв, 2 лапы, хвост.
В. - Какую пользу птицы приносят людям?
Спасают от вредителей поля, огороды, радуют нас песнями, украшают природу.
В. - Это, какие птицы?
Зимующие.
В. - Почему их называют зимующими?
Они не улетают на юг, остаются зимовать в наших краях.
В. - Почему они не улетают?
Потому что могут добывать себе корм, они питаются не только насекомыми, но и семенами, зернышками, семечками, ягодами, пищевыми отходами.
В. - Теперь изобразите птичью стайку, взмахните крыльями и летите в свои гнезда.
Егор, ты какую птицу изображал? - дятла.
Даша, ты какую птицу изображала? - синицу.
Алена, ты какую птицу изображала? - снегиря.
В. - Как живется птицам зимой?
Трудно, голодно и холодно.
В. - Почему?
Снег укрыл землю, зернышек не найти.
В. - Поэтому птицы прилетают поближе к нашим жилищам и просят у нас помощи.
В. - Как и чем мы можем помочь птицам зимой?
Подкормить их.
В. - А как вы помогаете птицам зимой?
Повесили кормушку, насыпали в нее хлебные крошки и зерно.
В. - Сейчас я покажу вам разные виды корма для птиц, семена и зерна разных растений.
На подносе в прозрачных контейнерах насыпаны семечки подсолнуха, тыквы, арбуза, дыни, пшена и риса.
В. - Подойдите, посмотрите семена, каких растений здесь насыпаны?
Арбуза, дыни, подсолнуха, тыквы, пшена, рис.
В. - рассмотрите семена, потрогайте, обследуйте их.
В. - Опишите семена подсолнуха и тыквы.
У подсолнуха семена мелкие и черные, а у тыквы крупные и белые.
В. - Опишите семена арбуза и дыни.
У арбуза семена коричневые и крупные, а у дыни мелкие и белые.
В. - Опишите зерна тлена и риса.
Пшено мелкое и желтое, а рис крупный и белый.
В. - А сейчас мы поиграем в игру «Угадай на ощупь».
В. - Возьмите каждый по мешочку, в этих мешочках насыпан корм для птиц. Определите на ощупь, какой корм у вас в мешочках?
Даша, скажи, что у тебя в мешочке? Опрашиваю еще 2-3-х детей.
В. -Развяжите мешочки и посмотрите, правильно ли вы определили. Дети развязывают мешочки и называют, что в них.
В. -Все мешочки положите на поднос. Поиграем с пальчиками. Покормим птиц. Соберите пальцы рук в щепоть и подушечкой большого пальца массируйте подушечки остальных пальцев. Произносим чистоговорку:
Семь суток сорока старалась, спешила,
Себе сапоги сыромятные сшила,
Сказала со смехом соседка - синица:
-Стать самой скрипучей сорока стремится.
В - Какой звук в этой чистоговорке вы слышите чаще других звуков? Звук «С» и «Сь».
В. - В названии, каких зимующих птиц встречается звук «С» и «Сь»?
Снегирь, синица, сорока, сова, свиристель. В. - На каком месте находятся звуки «С» и «Сь» в этих словах?
В начале слова.
В. - Поиграем с мячом.
В. - Если у сороки белый бок, то она какая?
Белобокая.
В. - Если у синицы желтая грудка, то она какая?
Желтогрудая.
В. - Если у снегиря красная грудь, он какой?
Красногрудый.
В. - Если у сороки длинный хвост, то она какая?
Длиннохвостая.
В. - Если у вороны черное крыло, то она какая?
Чернокрылая.
В. - Если у голубя сизое крыло, то он какой?
Сизокрылый.
В. - Как подает голос ворона?
Кар - кар.
В. - Значит, она что делает?
Каркает.
В. - Как подает голос синица?
Синь - синь - синь.
В. - Что она делает?
Свистит.
В. - Как подает голос сорока?
Тр - тр -тр.
В. - Что она делает?
Трещит, стрекочет.
В. - Как подает голос воробей?
Чик-чирик.
В. - Что он делает?
Чирикает.
В. - Как подают голос голуби?
Гур- гур - гур.
В. - Что они делают?
Воркуют.
В. - Ребята, птица голубь символизирует собой мир, дружбу и любовь. В народе говорят: «Голубь мира - птица счастья». Еще говорят: « Воркуют голуби». Протяните друг другу ладони, погладьте их, подарите любовь, теплоту своего сердца друзьям. - Произнесите гур - гур -гур.
В. - Ребята, а сейчас давайте послушаем, о чем разговаривали однажды птицы в лесу.
Дети надевают шапочки - маски.
Здравствуй, птичка - невеличка,
Желтогрудая синичка.
Были в жарких странах мы,
Не бывает там зимы.
Здравствуй, дятел, наш дружок,
Добрый день, сорока.
Много дней летали мы,
Далека дорога.
Расскажите, птицы, где вы побывали?
Что вы повидали,
Как вы зимовали?
Хорошо ли жили вы вдалеке от дома?
С кем вы подружились в странах незнакомых?
Мы подружились со слоном,
Играли с обезьянами,
Угощали нас они
Вкусными бананами.
В. - Это был разговор, каких птиц?
Перелетных и зимующих.
В. - Каких перелетных птиц вы знаете?
Ласточка, скворец, грач, стрижи, чайки.
В. -Что вы узнали из этого разговора о перелетных птицах?
Что они долго летели в жаркие страны.
Летели много дней. Там не бывает зимы, там живут слоны, обезьяны и растут бананы.
В. - Когда птицы вернутся к нам?
Весной.
В. - Посмотрите, на нашей кормушке нет ни одной птички. Давайте изготовим из бумаги птиц по типу оригами.
Показываю и объясняю детям способ складывания поделки.
Наша бумажная заготовка представляет собой два квадрата. Чтобы сложить птицу - квадраты соединяют, цветной стороной вверх и делят пополам по диагонали к себе. Затем, немного отступив от диагонального сгиба, нижний угол верхнего слоя загибают вверх и проглаживают сгиб. Заготовку переворачивают согнутой стороной вниз так, чтобы сгиб находился в вертикальном положении, и делим фигуру пополам сверху вниз. Потом отворачиваем крылья вверх с одной и с другой стороны поделки, выделяем клюв, намечаем линию живота, форму хвоста и отрезаем детали по намеченным линиям.
Предлагаю детям занять свои места, обращаю внимание на осанку.
Напоминаю о правилах пользования ножницами.
Звучит музыка с голосами птиц.
Во время работы детей помогаю тем, кто затрудняется.
В. - Давайте пригласим птиц на нашу кормушку.
Дети размещают на кормушке птиц.
В. - Послушайте, как они щебечут.
Как вы думаете, о чем они щебечут?
Они благодарят нас за помощь, заботу, за то, что мы их пригласили кормушку.
В. - Чем мы сегодня с вами занимались? Понравилось вам занятие? Что вам понравилось больше всего?