Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]» в старшей группе | Мой кабинет. Работа №349952. Номер работы: №349952
Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]» в старшей группе
Цель: упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.
Задачи:
Образовательные:
- учить слышать звук в слове,
- учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук.
- упражнять детей в различении звуков [л] — [ р] в слогах, словах;
- уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р], изолированных, в словах и фразах;
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте
Цель. Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Формировать умение делить слова на части.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель:
-Сегодня у нас на занятии гости. Поздоровайтесь с гостями. Вспомним наше правило:
1, 2, 3, 4, 5 –
Будем мы сейчас опять:
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Воспитатель:
-Ребята, прежде , чтобы сесть за парту, вам надо взять карточки и сложить свое имя.
( На столе разложены карточки с буквами, ребенок должен взять столько карточек, чтобы сложить свое имя)
Дыхательная гимнастика:
«Покатай шарик». Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить шарик соседу ( можно шарик из ваты или фольги, колпачок от фломастера, катушку от ниток и т.п.).
Воспитатель:
-На одном из занятий мы выяснили, что звуки в словах звучат по-разному – мягко и твердо, – начинает беседу воспитатель.
– Звук з тоже может быть мягким и твердым:
за-за-за, зя-зя-зя.
- В чем разница, ребята?
(2–3 индивидуальных ответа.)
Воспитатель:
-Поиграем? Услышав в слове мягкий звук зь, хлопните в ладоши и сразу же положите руки на стол:
зайка – зяблик – зонт – зебра – зима – земля – зернышко – зубки – зычный.
- А что обозначает слово зычный ?
(голос)
(Педагог берет на заметку детей, которые часто ошибаются или не выдерживают заданный темп работы. Позже с ними следует поработать индивидуально).
Воспитатель:
-Сейчас, ребята, я вас попрошу нарисовать на листах бумаги решетки, состоящие из четырех ячеек, и определить позицию звука с в словах:
снег – обсыпал – кисти – распустились.
(Определив место звука в слове, дети снимают фишки с решетки.)
-Ребята, эти слова из очень красивого стихотворения С. Есенина «Береза». (Читает его полностью или в сокращении)
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Воспитатель:
-Вам сейчас, ребята, предстоит выполнить очень трудное задание – догадаться, что случилось со словом:
соль – моль, кот – рот, сел – мел, рок – скок.
(Поменялся первый звук в слове )
Физкультминутка
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдемся по дорожке.
Но дорожка не простая-
Нас от парт не отпускает.
(Ходьба на месте.)
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперед,
Другой- вперед,
А потом наоборот.
(Руки к плечам, вращение вперед и назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
(Дети садятся за столы.)
Воспитатель:
Педагог произносит слог ра и выясняет у детей, что это такое.
(Часть слова.)
-Я вам предлагаю вспомнить слова, начинающиеся на ра-.
(Рама, ракета, ракушка…)
- Я вам сейчас зачитаю следующие слова:
радио – работа – радуга – раджа – развизжался – раздор.
-Скажите, все ли слова знакомы вам?
- Кто такой раджа?
- Что такое раздор?
- Какими словами можно заменить слово развизжался?
(Раскричался, расшумелся.)
-Определите позицию звука з в слове развизжался и место звука ж в слове жужжит.
-Вы уже умеете делить слова на части и знаете, как играть в игру „Я – вам, вы – мне“
– Сейчас я буду произносить слова, а вы посчитайте, сколько слогов в слове: луна – река – машина – шары – Валюша.
Затем дети предлагают педагогу слова, а он делит их на части.
Рефлексия.
Воспитатель:
- Какие вы все молодцы!
- Ребята, что мы сегодня делали на занятии? (Ответы детей).
- Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).