Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]» в старшей группе | Мой кабинет. Работа №349952. Номер работы: №349952

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]» в старшей группе

Цель: упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

Задачи:

Образовательные:

- учить слышать звук в слове,

- учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук.

- упражнять детей в различении звуков [л] — [ р] в слогах, словах;

 

- уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р], изолированных, в словах и фразах;

 

Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

Цель. Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Формировать умение делить слова на части.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель:

-Сегодня у нас на занятии гости. Поздоровайтесь с гостями. Вспомним наше правило:

1, 2, 3, 4, 5 –

Будем мы сейчас опять:

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить.

 

Воспитатель:

 

-Ребята, прежде , чтобы сесть за парту, вам надо взять карточки и сложить свое имя.

( На столе разложены карточки с буквами, ребенок должен взять столько карточек, чтобы сложить свое имя)

 

Дыхательная гимнастика:

 

«Покатай шарик». Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить шарик соседу ( можно шарик из ваты или фольги, колпачок от фломастера, катушку от ниток и т.п.).

 

Воспитатель:

 

-На одном из занятий мы выяснили, что звуки в словах звучат по-разному – мягко и твердо, – начинает беседу воспитатель.

 – Звук з тоже может быть мягким и твердым:

 за-за-за, зя-зя-зя.

- В чем разница, ребята?

(2–3 индивидуальных ответа.)

 

Воспитатель:

-Поиграем? Услышав в слове мягкий звук зьхлопните в ладоши и сразу же положите руки на стол: 

зайка – зяблик – зонт – зебра – зима – земля – зернышко – зубки – зычный.

 

- А что обозначает слово зычный ?

(голос)

 

(Педагог берет на заметку детей, которые часто ошибаются или не выдерживают заданный темп работы. Позже с ними следует поработать индивидуально).

 

Воспитатель:

-Сейчас, ребята, я вас попрошу нарисовать на листах бумаги решетки, состоящие из четырех ячеек, и определить позицию звука с в словах:

 

 снег – обсыпал – кисти – распустились.

 

(Определив место звука в слове, дети снимают фишки с решетки.)

 

-Ребята, эти слова из очень красивого стихотворения С. Есенина «Береза». (Читает его полностью или в сокращении)


Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Воспитатель:

-Вам сейчас, ребята, предстоит выполнить очень трудное задание – догадаться, что случилось со словом:

 соль – моль, кот – рот, сел – мел, рок – скок.

(Поменялся первый звук в слове )

 

Физкультминутка

 

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдемся по дорожке.

Но дорожка не простая-

Нас от парт не отпускает.

(Ходьба на месте.)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперед,

Другой- вперед,

А потом наоборот.

(Руки к плечам, вращение вперед и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься.

(Дети садятся за столы.)

 

 

Воспитатель:

 

Педагог произносит слог ра и выясняет у детей, что это такое.

 (Часть слова.)

 -Я вам предлагаю вспомнить слова, начинающиеся на ра-. 

(Рама, ракета, ракушка…)

 

- Я вам сейчас зачитаю следующие слова:

 радио – работа – радуга – раджа – развизжался – раздор.

-Скажите, все ли слова знакомы вам?

- Кто такой раджа?

- Что такое раздор?

- Какими словами можно заменить слово развизжался?

(Раскричался, расшумелся.)

 

-Определите позицию звука з в слове развизжался и место звука ж в слове жужжит.

 

-Вы уже умеете делить слова на части и знаете, как играть в игру „Я – вам, вы – мне“

 – Сейчас я буду произносить слова, а вы посчитайте, сколько слогов в словелуна – река – машина – шары – Валюша.

Затем дети предлагают педагогу слова, а он делит их на части.

 

Рефлексия.

Воспитатель:

- Какие вы все молодцы!

- Ребята, что мы сегодня делали на занятии? (Ответы детей).

- Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×