Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "В гостях у бабушки" | Пестовская Оксана Викторовна. Работа №308613
Программное содержание: Познакомить детей с названием колыбельки «зыбка», тряпичной куклой. Продолжать знакомить с русским фольклором (колыбельные песенки, приговорки, потешки). Учить активно использовать в речи названия предметов, доступных для наблюдения. Обучать детей речевым контактам со сверстниками в условиях совместной игры. Воспитывать гуманные чувства, любовь к ближнему.
Предварительная работа: знакомство со старинными русскими именами, элементами русской народной одежды. Чтение русских народных сказок, песенок, потешек, прибауток.
Смоленского района Смоленской области
Конспект
занятия по речевому развитию
в средней группе
В гостях у бабушки
Воспитатель:
Пестовская О.В.
2023 год
Программное содержание: Познакомить детей с названием колыбельки зыбка, тряпичной куклой. Продолжать знакомить с русским фольклором (колыбельные песенки, приговорки, потешки). Учить активно использовать в речи названия предметов, доступных для наблюдения. Обучать детей речевым контактам со сверстниками в условиях совместной игры. Воспитывать гуманные чувства, любовь к ближнему.
Предварительная работа: знакомство со старинными русскими именами, элементами русской народной одежды. Чтение русских народных сказок, песенок, потешек, прибауток.
Организация: дети сидят в Горнице на скамейках.
Материал: сундучок, тряпичная кукла большая, куколки для каждой девочки, кораблики для мальчиков, украшения для кукол и детей. Русский костюм, магнитофон, аудиозапись детского плача.
Ход занятия:
Дети входят в избу. Встречаю детей словами: Добрый день, детушки-касатушки! Проходите, не стесняйтесь. Поудобней располагайтесь (дети садятся на скамейки).
- Всем ли видно, всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
- Очень рада вас видеть опять в моем доме, соскучилась без вас. Ох, как ждала вас, нарядилась. Посмотрите, какая красивая! Нравится? А вы знаете, что на мне одето? (ответы детей)
- Правильно, это русский сарафан, красивый, нарядный. В старину такие носили. Ой, что же это я про себя. Вы же хотите опять что-нибудь интересное увидеть, услышать в моем доме. Да? И что же мне вам сегодня рассказать?
А расскажу я вам вот что. Когда я была совсем маленькой, у меня тоже была бабушка. И жила она вот в таком же доме, где было всегда уютно, светло, тепло.
- Дети, а вам нравится в моем доме? А что вам нравится? (ответы детей)
- И вот, дети, когда на улице трещали морозы, завывал сильный ветер, забирались мы с бабушкой на печь. А как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Да, правильно, тепло нам было на печи, приятно было слушать бабушкины сказки, песенки да потешки. А знала она их ох как много: и о добрых людях, и о волшебных животных.
- А, вы, знаете русские народные сказки? Помните какие я вам рассказывала? (ответы детей)
- Молодцы, вижу вы сказки знаете, а знаете ли вы песенки, да потешки? (вдруг раздаётся плач ребёнка).
- Ой, ребята, кажется кто-то плачет. Давайте посмотрим, да спросим (говорим вместе приговорку, (подходим к люльке, беру куклу на руки)
- Кто у нас плачет
Не получит калачек,
Кто у нас ревёт
Не получит сухарёк
Или Ах не плачь, Ах не плачь,
Я куплю тебе калач,
Если будешь плакать,
Куплю худой лапоть
- Это же моя внученька, моя маленькая. А зовут её старинным именем. Дети, а вызнаете, как в старину девочек называли? (ответы детей)
- Молодцы, много имён знаете. А мою внученьку зовут Марьюшка. Это она услышала наши разговоры и проснулась. Наверное, поиграть захотела. (играем в хороводную игру Матрёшки или Петушок, петушок - по желанию детей)
(раздаётся опять плач ребёнка)
- Что-то моя Марьюшка опять заплакала. Маленькая она совсем поиграла немножко с нами и опять спать захотела.
- Дети, а куда мы её положим? (ответы детей)
- Правильно в люлечку. А в старину колыбельку люлечку называли зыбкой. Она легко качалась кланялась как маленькая девочка, плывущая по реке. Как выдумаете, что надо сделать, чтобы Марьюшка быстрее уснула? (ответы детей)
- А как надо петь колыбельную песенку, чтобы Марьюшка не испугалась и быстро уснула? (ответы детей)
- Да, ребята, давайте споём тихонько ласково колыбельную песенку.
(поём колыбельную песенку, предлагаю уставшим детям поспать - закрыть глаза, ручки под щёчку)
Баю, баю, баю, бай,
Ты собаченька не лай,
Петушок не кричи,
И Марьюшку не буди.
Моя Марья будет спать,
Да большою вырастать
Поспит подольше,
Вырастет по больше
- Ребята, не спит наша Марьюшка. Может какую-нибудь ещё споём песенку.
Котя, котечка-коток!
Котя, серенький хвосток!
Приди, Котя, ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе, коту.
За работу заплачу.
Платок беленький свяжу
И на шейку повяжу.
Шубку новую куплю
И сапожки закажу.
Баю-баю-баю-бай,
Поскорее засыпай.
- Ну вот и уснула наша Марьюшка. Дети спит моя внученька в колыбельке.
- А вы послушайте дальше мой рассказ. Когда на улице была плохая погода, я играла с куколками, открывала свой сундучок (показываю) – мне его дедушка сделал. Там хранились наряды для кукол – бусы, ленточки, тряпочки, сарафаны да рубашки). И у взрослых одежда хранилась вот в таких больших сундуках(показываю). Садилась я у сундучка и наряжала куклу. А кукла у меня была вот такая тряпичная (показываю). Мне её бабушка сделала. Из чего она сделана? (ответы детей)
Я её очень любила. Вам нравится такая кукла? (ответы детей). Хотите поиграть с такими куклами?
- Тогда я вам тоже подарю таких маленьких тряпичных куколок и наряды для них (раздаю куколок).
У меня был брат, играл он с корабликом, дедушка ему сделал – вот таким. (достаю кораблик, раздаю мальчикам).
А теперь я вас приглашаю попить чай в моём доме