Конспект занятия по речевому развитию. Тема «Фрукты» | Мухтарова Мархабо Толибовна. Работа №338030
Данный конспект занятия разработан по образовательной области "Речевое развитие и направлен на формирование умения детей называть основные названия фруктов; где они растут; что из них можно приготовить; что во фруктах много витаминов; как ухаживают за фруктовыми деревьями. В занятии педагог использует загадки, лексико-грамматические игры и упражнения на расширение и активизацию словаря; согласование числительных с существительными в роде и числе; образование существительных с уменьшительно–ласкательными суффиксами.
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию. Тема «Фрукты»
Цель: формировать умение детей называть основные названия фруктов; где они растут; что из них можно приготовить; что во фруктах много витаминов; как ухаживают за фруктовыми деревьями.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Образовательные задачи: расширять и активизировать словарь; совершенствовать грамматический строй речи - образование множественного числа существительных; согласование числительных с существительными в роде и числе; образование существительных с уменьшительно–ласкательными суффиксами.
Развивающие задачи: развивать умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, логическое мышление, внимание.
Воспитательные: воспитывать бережное и любовное отношение к природе, которая щедро одарила нас своими богатствами; воспитывать умение слушать друг друга;
Предварительная работа: рассматривание картинок фруктов, игра «Что где растет», беседа на тему «Фрукты», «Заготовки из фруктов».
Оборудование: корзинка с фруктами и их названия, цвет, форма, вкус; сад, дерево, ветки, корни, плоды; удобрение, вредители, урожай; расти, зреть, поливать, собирать, копать, ухаживать; зрелый/незрелый, спелый/неспелый.
Ход деятельности: Вводная часть. Ребята, подойдите ко мне, встаньте в круг.
Предлагаю вам поприветствовать друг друга:
Ты мой друг и я твой друг, как прекрасен мир вокруг!
Мы друг другу улыбнемся, дружно за руки возьмемся!
- Мне очень хочется с вами поиграть и загадать загадки. Вы хотите?
Основная часть.
- Тогда слушайте внимательно загадки (если дети затрудняются показ картинок с фруктами)
1. Наливное, сладкое и ароматное. (Яблоко)
2. Этот фрукт на вкус хорош и на лампочку похож. (Груша)
3. В шкурке желтой, кислый он, называется .... (Лимон)
4. Сладок он и толстокож, и чуть-чуть на серп похож (Банан)
5. Этот фрукт в рубашке яркой, любит, чтобы было жарко. Не растет среди осин, круглый, рыжий ....(Апельсин)
Молодцы ребята все загадки отгадали правильно.
Воспитатель: Как можно назвать это одним словом? (показ картинок с фруктами)
Дети: Фрукты.
- Сегодня я предлагаю вам превратиться в юных садовников и как можно больше узнать о фруктах, которые растут в саду. Вы согласны?
- Существует множество самых разных фруктов, которые растут по всему миру. Фрукты очень вкусные и полезные. Они сладкие, потому что в них есть особый сахар. Большую часть фруктов можно есть сырыми. Из них также готовят варенье, компот, мармелад... А еще фрукты можно сушить. Тогда они съёживаются и становятся еще слаще. Из многих фруктов выжимают сок. Люди пьют сок таких фруктов, как апельсины, грейпфруты, лимоны, ананасы и виноград. Если смешать фрукты с молоком или мороженым, то получится молочный коктейль.
Посмотрите внимательно на фрукты, которые находятся перед вами.
Посмотрите на доску, на которой выставлены картинки с изображением фруктов. (подумайте и скажите, к какому из фруктов подходит слово «мой» («моя», «мое»).
Лексико-грамматические игры и упражнения. Игра «Мой, моя, мое».
Дети подбирают слова-признаки к местоимениям.
Мой (что?) — ...(апельсин)
Моя — ... (Вишня)
Мое — ... (яблоко) и т.д.
- Ребята! Садовник может многое нам рассказать о фруктах, рассказать, какие они: сладкие, кислые, вкусные, полезные, сочные, витаминные. Но мы ведь с вами тоже юные садовники. Поэтому к каждому слову, которое назвал садовник, подберем нужный фрукт.
Игра «Про что можно так сказать?».
Дети подбирают слова-предметы к словам-признакам.
Вкусный (что?) — ароматный (что?) — румяное (что?) — сочная (что?) — полезный (что?) — витаминная (что?) — круглое — овальный — гладкая... и т.д.
- А теперь пусть каждый из вас выберет себе фрукт. Посмотрите, кто какой фрукт себе взял и чей это стал фрукт.
Игра «Чьи фрукты: Ванины или Машины?»
Педагог просит детей составить предложения по образцу.
Маша взяла яблоко, это Машино яблоко. Ваня взял сливу. Это Ванина слива, и т.д.
Малоподвижная игра «Садовник»
Мы вчера в саду гуляли, (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Мы смородину сажали. (изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст)
Яблони белили мы известью, белилами. (движение правой рукой вверх-вниз) Починили мы забор, (имитируют удары молотком)
Завели мы разговор: — Ты скажи, Садовник наш,
Что ты нам в награду дашь? (стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок-садовник)
Дам
в
награду слив
лиловых,
груш
медовых,
самых
крупных,
Спелых яблок, вишен целый килограмм. Вот что вам в награду дам!
(на каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке)
Игра «Назови ласково»: яблоко — яблочко; апельсин — апельсинчик и т.д.
«Какого фрукта не стало?» - Усвоение категории родительного падежа единственного числа. На доске — четыре-пять картинок с изображением фруктов. Педагог незаметно убирает одну картинку и спрашивает: «Какого фрукта не стало?» Дети отвечают: «Не стало лимона» и т.д.
«Один — много» - Образование множественного числа существительных: это — лимон, а это — лимоны; это — груша, а это — груши и т.д.
«Что приготовим?» - Из яблока — яблочное повидло; из банана — банановое пюре; из лимона — лимонный сок; из груши — грушевый компот.
Составление предложений по картинкам.
У каждого ребенка на столе картинки с изображениями фруктов. Дети выбирают свои любимые фрукты и говорят: «Я люблю банан (грушу)» и т.д.
Упражнение можно усложнить ответами типа: «Я люблю банан, а Витя любит грушу».
Рассказ-описание «Лимон»: «Лимон — это фрукт. Он растет на дереве. Лимон круглый, жёлтый, твердый, кислый. Внутри у него косточки. Лимон покрыт кожурой. Он полезный. Его кладут в чай».
Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»
Педагог произносит текст, а дети выполняют движения пальцами:
Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,
Указательный с порога указал ему дорогу.
Средний палец — самый меткий, он сбивает сливы с ветки.
Безымянный — собирает, а мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает.
Заключительная часть: Вам понравилось наше занятие? О чём мы сегодня говорили? Что мы делали сегодня на занятии? В какие игры играли?