Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

конспект занятия по речевому развитию в старшей группе | Кузнецова Марина Александровна. Работа №354192

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Конспект

занятия по речевому развитию в старшей группе

 

Тема: «МЫ – РАССКАЗЧИКИ».

(Придумывание продолжения и окончания сказки детьми по заданному началу)

 

Задачи:

Образовательные:

- закрепить общие представления детей об основных достопримечательностях города.

- продолжать учить пользоваться схемами при составлении стихотворных форм приемами синквейна;

- учить понимать смысловое значение пословицы, её мораль в доступной для детей форме.

- закреплять умение передавать познавательную информацию взрослым и сверстникам

Развивающие:

- формировать связную речь детей

- расширять словарный запас, добиваться интонационной выразительности во время участия в диалоге. В своей речи использовать выразительные языковые средства: сравнения, эпитеты

-развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.

Воспитательные:

- воспитывать речевую активность на занятии, взаимовыручку, партнёрские отношения

- воспитывать любовь и уважение к литературному жанру – «сказка»

- побуждать детей принимать участие в составлении коллективной сказки.

 

Методы и приёмы

Практические

- дидактические игры, упражнения;

- игровая ситуация;

- динамическая пауза

Наглядные

- рассматривание;

- показ способов действия;

- просмотр

Словесные

- беседа;

- художественное слово;

- объяснение

Практические:

- выполнение заданий детьми (построить сказочное средство передвижения, найти игрушку, разгадать ребус и т.п.)

Материалы и оборудование:

Экран, кукла-мальчик, макет Дворцовой площади, фигурки сказочных существ из картона, раздаточный материал (карточки с заданиями: ребусы, головоломки «Расшифруй слово», «Прочитай по первым буквам»)

Предварительная работа:

- проведение экскурсий по городу;

- просмотр мультимедиа презентации с беседами о достопримечательностях города;

- рассматривание иллюстраций, альбомов на тему «Мой город»;

- составление рассказов на тему «Где мы бывали, что мы видали?»

- разгадывание загадок;

- проведение дидактических игр «Узнай по описанию»; «Расшифруй слово», «Прочитай по первым буквам»;

- составление описательных рассказов

 

 

ХОД

 

1. Организационный момент. Звучит песня о дружбе. Услышав ее, дети подходят к воспитателю и подпевают. Воспитатель хвалит их: «Молодцы, все услышали нашу песню и подошли. А зачем я вас позвала?»

 

- Да, у меня есть одна просьба. Но сначала давайте немного поиграем.

3. Игра с мячом

Предлагаю детям возвращать мне мячик, который я буду каждому давать в руки, со словом, которое обозначает для них самое дорогое, самое родное.(ответы детей).

 

Воспитатель: Я тоже хочу добавить – только слово это я зашифрую, а вы отгадайте:

Р 1 А(Родина)

Воспитатель: А что же такое Родина?

Дети:  Родина – это страна, где мы живем.

Воспитатель:  Как называется наша страна? (Россия). Россия – это наша большая Родина, но есть родина поменьше: это дом и улица, где вы живете, это город, в котором родились…

Воспитатель:  Как называется наш город? Значит, жители нашего города - … (петербуржцы).

- А ты, Матвей, кто? (петербуржец). А ты, Лиза? (петербурженка).

 

А теперь, ребята, послушайте мою просьбу… Дело в том, что ко мне в гости скоро приедут мои племянники – Серёжа и Наташа. Они ваши ровесники (Что значит «ровесники»?). Сереже 6, а Наташе 5 лет. Они живут в другом городе, и в Санкт-Петербурге никогда не бывали. Нужно показать им самые красивые и интересные места, которых нет в другом городе – достопримечательности. А помогут нам в этом «волшебные» экраны.

           

            Дети подходят к «волшебные» экраны – магнитным доскам – и складывают из магнитных паззлов некоторые виды Санкт-Петербурга. Затем называют, что за место и чем оно интересно.

 

Воспитатель: Посоветуйте, пожалуйста, что интересного можно рассказать о нашем городе? Куда пойти?

Заслушивается несколько предложений детей – мальчиков (для Серёжи) и девочек (для Наташи).

Воспитатель: Да, наш город очень красивый! В нем есть много интересных мест, при посещении которых скучно не будет никому! Давайте все вместе составим о нашем городе небольшое стихотворение. А поможет нам вот эта схема-подсказка (показ)

 

Составление детьми синквейна о Петербурге.

            Слышится какой-то шорох, возня. Дети определяют, откуда доносятся звуки (с книжной полки) и находят куклу-мальчика.

 

Воспитатель:- Здравствуй, мальчик! Кто ты? Как ты сюда попал?

 

Почемучка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алёша, но все вокруг называют Почемучкой.

Воспитатель :А ты разве не знаешь, кого обычно так зовут?

Почемучка: Нет!

Воспитатель:- А вы, ребята, знаете? (ответы детей).

- Алёша-Почемучка, как же ты к нам попал?

Почемучка: А я всегда живу в вашей библиотеке, книги читаю, но ещё никогда вам не показывался. Но сегодня заслушался я вас. Очень мне понравилось, какие вы слова красивые да замечательные о своем городе говорите.

Ребята, а я ещё одно слово знаю – с к а з о ч н ы й.

 

Воспитатель:- Хорошее слово! Ребята, что бывает сказочным? (предположения детей)

Почемучка: Да-а-а?! А почему же тогда Санкт-Петербург называют «сказочным»?( предположения детей).

Воспитатель:- Эти сказочные существа «живут» на фасадах домов, около их подъёздов, на мостах, спусках, на площадях. Они украшают наш город.

            Но иногда, когда весь город спит, они покидают свои места и собираются все вместе, чтобы побеседовать… Вот и сегодня они пришли на главную площадь Петербурга (какую?). Хотите отправиться туда и посмотреть?

            На чем? (ответы детей)

- Но герои-то наши сказочные и ситуация сказочная, значит и средство передвижения должно быть сказочным. (выбор детей).

 

            «Постройка» транспорта детьми по схеме.

 

Физкультминутка (на мячах – фитболах)

 

            Дети «приземляются» на Дворцовую площадь.. Дети свободно располагаются вокруг стола.

 

Воспитатель :А сейчас, ребята, я вам прочитаю сказку.

Читаю начало:

 

… А потом… Ой, следующей страницы в книге почему-то нет. Как же нам быть? Как узнать, что было дальше? (выслушиваю предложения детей). Точно! Сказку можно

п р и д у м а т ь  самим! Тогда давайте распределим роли. Чтобы никому не было обидно, возьмите вот эти конверты, выполните задание, и вы узнаете, какой герой вам достанется.

 

            В каждом конверте – индивидуальное задание (узнай по силуэту, прочти по первым буквам, разгадай ребус, расшифруй слово и т.п.)

            Далее дети придумывают высказывания своего героя в соответствии с сюжетом (для каждого персонажа приготовлена «подсказка» - ассоциативный ряд)..

 

Воспитатель:  Поднялся такой шум и гам, каждый старался перекричать другого… Дело чуть до ссоры не дошло! Тут в спор вмешалисьДети (они проходили мимо и случайно услышали спор).

Как вы думаете, что сказали дети? (предположения детей)

Почемучка: Молодцы, ребята! Как у вас ладно да складно всё получилось!

 

Воспитатель: Есть такая пословица – «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» . Что означает эта пословица? (ответы детей). Чему же учит сказка, придуманная нами? (ответы детей).

 

Почемучка : Спасибо вам, ребята! Мне с вами было очень интересно, поэтому я хочу сделать вам подарок. А мне пора на книжную полку – моя время быть видимым заканчивается! До свидания, друзья!

            Дети прощаются с Алёшей-Почемучкой.

Воспитатель: Интересно, что же подарил нам Почемучка? Как вы думаете? (предположения детей). Ой, а здесь, в пакете есть подсказка (достаёт листок с зашифрованной пословицей): Пословицу по первым буквам прочитай –

                                                    Что подарил я, - отгадай!

            Дети в парах расшифровывают слова и все вместе составляют пословицу:

Книги читать – много знать!

Показ книги детям ( «ЭРМИТЫ»,  Петербургские сказки)

Рефлексия: Дети выбирают смайлик и прикрепляют его на магнитную доску (если понравилось – улыбается, если не понравилось – грустит, если равнодушен – спокойное выражение).

 

            Создание ситуации ожидания

Спасибо вам, ребята! Вы помогли и мне и мальчику Алёше-Почемучке. Мне даже самой захотелось придумать какое-нибудь своё сказочное существо! А вам? Тогда давайте сегодня вечером нарисуем, вылепим, соберем из лего каждый своего героя. Договорились?

Конспект

занятия по речевому развитию в старшей группе

 

Тема: «МЫ – РАССКАЗЧИКИ».

(Придумывание продолжения и окончания сказки детьми по заданному началу)

 

Задачи:

Образовательные:

- закрепить общие представления детей об основных достопримечательностях города.

- продолжать учить пользоваться схемами при составлении стихотворных форм приемами синквейна;

- учить понимать смысловое значение пословицы, её мораль в доступной для детей форме.

- закреплять умение передавать познавательную информацию взрослым и сверстникам

Развивающие:

- формировать связную речь детей

- расширять словарный запас, добиваться интонационной выразительности во время участия в диалоге. В своей речи использовать выразительные языковые средства: сравнения, эпитеты

-развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.

Воспитательные:

- воспитывать речевую активность на занятии, взаимовыручку, партнёрские отношения

- воспитывать любовь и уважение к литературному жанру – «сказка»

- побуждать детей принимать участие в составлении коллективной сказки.

 

Методы и приёмы

Практические

- дидактические игры, упражнения;

- игровая ситуация;

- динамическая пауза

Наглядные

- рассматривание;

- показ способов действия;

- просмотр

Словесные

- беседа;

- художественное слово;

- объяснение

Практические:

- выполнение заданий детьми (построить сказочное средство передвижения, найти игрушку, разгадать ребус и т.п.)

Материалы и оборудование:

Экран, кукла-мальчик, макет Дворцовой площади, фигурки сказочных существ из картона, раздаточный материал (карточки с заданиями: ребусы, головоломки «Расшифруй слово», «Прочитай по первым буквам»)

Предварительная работа:

- проведение экскурсий по городу;

- просмотр мультимедиа презентации с беседами о достопримечательностях города;

- рассматривание иллюстраций, альбомов на тему «Мой город»;

- составление рассказов на тему «Где мы бывали, что мы видали?»

- разгадывание загадок;

- проведение дидактических игр «Узнай по описанию»; «Расшифруй слово», «Прочитай по первым буквам»;

- составление описательных рассказов

 

 

ХОД

 

1. Организационный момент. Звучит песня о дружбе. Услышав ее, дети подходят к воспитателю и подпевают. Воспитатель хвалит их: «Молодцы, все услышали нашу песню и подошли. А зачем я вас позвала?»

 

- Да, у меня есть одна просьба. Но сначала давайте немного поиграем.

3. Игра с мячом

Предлагаю детям возвращать мне мячик, который я буду каждому давать в руки, со словом, которое обозначает для них самое дорогое, самое родное.(ответы детей).

 

Воспитатель: Я тоже хочу добавить – только слово это я зашифрую, а вы отгадайте:

Р 1 А(Родина)

Воспитатель: А что же такое Родина?

Дети: Родина – это страна, где мы живем.

Воспитатель: Как называется наша страна? (Россия). Россия – это наша большая Родина, но есть родина поменьше: это дом и улица, где вы живете, это город, в котором родились…

Воспитатель: Как называется наш город? Значит, жители нашего города - … (петербуржцы).

- А ты, Матвей, кто? (петербуржец). А ты, Лиза? (петербурженка).

 

А теперь, ребята, послушайте мою просьбу… Дело в том, что ко мне в гости скоро приедут мои племянники – Серёжа и Наташа. Они ваши ровесники (Что значит «ровесники»?). Сереже 6, а Наташе 5 лет. Они живут в другом городе, и в Санкт-Петербурге никогда не бывали. Нужно показать им самые красивые и интересные места, которых нет в другом городе – достопримечательности. А помогут нам в этом «волшебные» экраны.

Дети подходят к «волшебные» экраны – магнитным доскам – и складывают из магнитных паззлов некоторые виды Санкт-Петербурга. Затем называют, что за место и чем оно интересно.

 

Воспитатель: Посоветуйте, пожалуйста, что интересного можно рассказать о нашем городе? Куда пойти?

Заслушивается несколько предложений детей – мальчиков (для Серёжи) и девочек (для Наташи).

Воспитатель: Да, наш город очень красивый! В нем есть много интересных мест, при посещении которых скучно не будет никому! Давайте все вместе составим о нашем городе небольшое стихотворение. А поможет нам вот эта схема-подсказка (показ)

 

Составление детьми синквейна о Петербурге.

Слышится какой-то шорох, возня. Дети определяют, откуда доносятся звуки (с книжной полки) и находят куклу-мальчика.

 

Воспитатель:- Здравствуй, мальчик! Кто ты? Как ты сюда попал?

 

Почемучка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алёша, но все вокруг называют Почемучкой.

Воспитатель ты разве не знаешь, кого обычно так зовут?

Почемучка: Нет!

Воспитатель:- А вы, ребята, знаете? (ответы детей).

- Алёша-Почемучка, как же ты к нам попал?

Почемучка: А я всегда живу в вашей библиотеке, книги читаю, но ещё никогда вам не показывался. Но сегодня заслушался я вас. Очень мне понравилось, какие вы слова красивые да замечательные о своем городе говорите.

Ребята, а я ещё одно слово знаю – с к а з о ч н ы й.

 

Воспитатель:- Хорошее слово! Ребята, что бывает сказочным? (предположения детей)

Почемучка: Да-а-а?! А почему же тогда Санкт-Петербург называют «сказочным»?( предположения детей).

Воспитатель:- Эти сказочные существа «живут» на фасадах домов, около их подъёздов, на мостах, спусках, на площадях. Они украшают наш город.

Но иногда, когда весь город спит, они покидают свои места и собираются все вместе, чтобы побеседовать… Вот и сегодня они пришли на главную площадь Петербурга (какую?). Хотите отправиться туда и посмотреть?

На чем? (ответы детей)

- Но герои-то наши сказочные и ситуация сказочная, значит и средство передвижения должно быть сказочным. (выбор детей).

 

«Постройка» транспорта детьми по схеме.

 

Физкультминутка (на мячах – фитболах)

 

Дети «приземляются» на Дворцовую площадь.. Дети свободно располагаются вокруг стола.

 

Воспитатель :А сейчас, ребята, я вам прочитаю сказку.

Читаю начало:

 

А потом… Ой, следующей страницы в книге почему-то нет. Как же нам быть? Как узнать, что было дальше? (выслушиваю предложения детей). Точно! Сказку можно

п р и д у м а т ь самим! Тогда давайте распределим роли. Чтобы никому не было обидно, возьмите вот эти конверты, выполните задание, и вы узнаете, какой герой вам достанется.

 

В каждом конверте – индивидуальное задание (узнай по силуэту, прочти по первым буквам, разгадай ребус, расшифруй слово и т.п.)

Далее дети придумывают высказывания своего героя в соответствии с сюжетом (для каждого персонажа приготовлена «подсказка» - ассоциативный ряд)..

 

Воспитатель: Поднялся такой шум и гам, каждый старался перекричать другого… Дело чуть до ссоры не дошло! Тут в спор вмешалисьДети (они проходили мимо и случайно услышали спор).

Как вы думаете, что сказали дети? (предположения детей)

Почемучка: Молодцы, ребята! Как у вас ладно да складно всё получилось!

 

Воспитатель: Есть такая пословица – «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» . Что означает эта пословица? (ответы детей). Чему же учит сказка, придуманная нами? (ответы детей).

 

Почемучка : Спасибо вам, ребята! Мне с вами было очень интересно, поэтому я хочу сделать вам подарок. А мне пора на книжную полку – моя время быть видимым заканчивается! До свидания, друзья!

Дети прощаются с Алёшей-Почемучкой.

Воспитатель: Интересно, что же подарил нам Почемучка? Как вы думаете? (предположения детей). Ой, а здесь, в пакете есть подсказка (достаёт листок с зашифрованной пословицей): Пословицу по первым буквам прочитай –

Что подарил я, - отгадай!

Дети в парах расшифровывают слова и все вместе составляют пословицу:

Книги читать – много знать!

Показ книги детям ( «ЭРМИТЫ», Петербургские сказки)

Рефлексия: Дети выбирают смайлик и прикрепляют его на магнитную доску (если понравилось – улыбается, если не понравилось – грустит, если равнодушен – спокойное выражение).

 

Создание ситуации ожидания

Спасибо вам, ребята! Вы помогли и мне и мальчику Алёше-Почемучке. Мне даже самой захотелось придумать какое-нибудь своё сказочное существо! А вам? Тогда давайте сегодня вечером нарисуем, вылепим, соберем из лего каждый своего героя. Договорились?

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×