Конспект занятия по региональному компоненту «Алтайский край – край тысячи озер» | Яхонтова Галина Алексеевна. Работа №342821
Цель: Знакомство с озерами Алтайского края (Кулундинское озеро, Малиновое озеро).
Задачи:
Образовательные:
1. Дать представления о природе родного края и ее богатствах;
2. Создавать условия для формирования у воспитанников умений использовать полученные знания в практической деятельности;
3. Уточнить и закрепить знания детей о животных и растениях.
Развивающие:
4. Развивать практические навыки во время проведения эксперимента.
5. Стимулировать речевую активность, развивать монологическую речь, умение грамматически правильно и связно передавать свои мысли, делать выводы;
6. Развивать зрительную и слуховую память через дидактические игры.
Воспитательные:
7. Воспитывать любовь к родному краю;
8. Воспитывать аккуратность при практической деятельности;
Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
Конспект занятия по региональному компоненту
«Алтайский край – край тысячи озер»
разработала: Яхонтова Галина Алексеевна,
воспитатель
МАДОУ «ЦРР д/с №1 «Жар-птица»
г. Рубцовск, 2024 год
Цель: Знакомство с озерами Алтайского края (Кулундинское озеро, Малиновое озеро).
Задачи:
Образовательные:
Дать представления о природе родного края и ее богатствах;
Создавать условия для формирования у воспитанников умений использовать полученные знания в практической деятельности;
Уточнить и закрепить знания детей о животных и растениях.
Развивающие:
Развивать практические навыки во время проведения эксперимента.
Стимулировать речевую активность, развивать
монологическую речь
,
умение грамматически правильно
и связно перед
авать свои мысли, делать выводы;
Развивать зрительную и слуховую память через дидактические игры
.
Воспитательные:
Воспитывать
любовь к родному краю;
Воспитывать аккуратность при
практической деятельности
;
Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Планируемые результаты:
Обогащение детей знаниями об озерах Алтайского края – Кулундинском и Малиновом, об их местонахождении, об уникальности озер, расширенные представления о флоре и фауне Алтайского края. Повышение уровня экологической культуры воспитанников.
Форма проведения: подгрупповая
Используемые педагогические технологии, методы, приемы: словесный: рассказ воспитателя, беседа, вопросы. Наглядный: карта Алтайского края, иллюстрации с изображением озер, магнитные картинки с животными и растениями. Практический: проведение опыта
Оборудование: видео и аудио кассеты шум воды, ветра; рыбы; иллюстрации
с изображением природы, ягод, грибов; макет озера, кедровые шишки,
кроссворд, удочка, корзина.
Методы и приемы: показ видеофильма, прослушивание записи на
магнитофоне звуков природы, рассматривание иллюстраций, беседа,
вопросы, рассказ воспитателя, дидактические игры, обыгрывание сказочного
персонажа.
Оборудование: аудио шум воды, ветра; иллюстрации с изображением Кулундинского озера и Малинового озера, ягод, грибов, животных и птиц; контейнеры, земля, стаканы, вода, ложки.
Вводная часть
Деятельность детей
Деятельность педагога
Примечание
Мы живем в Алтайском крае, в городе Рубцовск.
Дети закрывают глаза.
Мы слышим шум воды, крики птиц.
Мы будем говорить о воде
Дети подходят к стенду с картой Алтайского края
На карте мы можем увидеть реки, озера, горы и города Алтайского края.
Голубой линией отмечены реки, а кругами обозначены озера.
Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по нашему краю.
–Как называется край, в котором мы живем?
Правильно, молодцы, мы живем в Алтайском крае.
Сегодня мы с вами разгадаем новые тайны Алтайского края!
Сейчас, я вам предлагаю закрыть глаза и внимательно послушать звуки, которые вы услышите.
Ребята, что вы слышите?
Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить?
Ребята, перед вами карта Алтайского края. Давайте внимательно ее рассмотрим.
Посмотрите внимательно карту нашего края и ответьте на вопрос, что мы можем увидеть на карте?
Подумайте, что означают тонкие голубые линии и круги на карте?
Все верно, голубым цветом на карте отмечены реки и озера нашего края. И сегодня мы с вами познакомимся с двумя озерами Алтайского края.
В кассета с шумом воды
Карта Алтайского края
Основная часть занятия
Деятельность детей
Деятельность педагога
Примечание
Дети садятся за столы, где расставлены контейнеры с землей и стаканчики с водой.
С помощью ложки дети делают в контейнере с землей углубления, далее вокруг углубления делают бороздки, по которым из стаканчика вода попадает в углубления.
Вывод: озера образуются в углублениях куда попадает вода из дождей, снега, который растаял, с ручьями, малыми и большими реками, и подземными источниками.
Это значит, что у нас есть очень много озер. Они бывают маленькие и очень большие.
Цапли, утки гуси и
Хорек, степной барсук, зайцы, лисы.
В лесах водятся волк, лиса, белка, лось, заяц.
«В июне я с семьей отдыхала целую неделю на Малиновом озере. Мы жили в палаточном городке, готовили еду на костре и купались. Еще мы играли в бадминтон и мяч. Папа рассказал мне, что озеро это не простое, а целебное, люди специально приезжают к нему, чтобы лечиться и дышать приятным соленым воздухом.
Кулундинское озеро и Малиновое озеро.
Оно находится в степи, в нем нет рыбы, потому что озеро соленое, на нем селятся перелетные птицы и растут растения, которые любят соленую местность., вокруг озера живут разные степные животные
Озеро расположено в сосновом бору, в котором живут дикие животные. Оно имеет ярко-розовый цвет из-за маленьких рачков, которые обитают в озере, в нем нет рыбы. Вода Малинового озера целебная.
Давайте, мы с вами порассуждаем откуда же на Земле появились озера? Чем они отличаются от рек? Озеро – это водоем, вода в котором не течет, откуда же берется вода?
Я предлагаю вам сейчас вместе со мной сделать озеро.
Ребята какой вывод мы можем сделать, как образуется озеро?
Физминутка:
В одном источнике вода горячая, а в другом – (холодная)
В ручейке вода бежит, а в озере – (стоит)
В чайнике вода чистая, а в луже – (грязная)
Река широкая
, а ручеек – (узкий)
В реке вода пресная, а в море – (соленая)
Наш край по праву называют «Краем тысячи озер». Как вы понимаете это выражение?
Все верно, в нашем крае действительно много озер! Многие озера пресные, но есть и соленые.
Одно из самых больших озер края, по праву, называется Алтайским морем - это Кулундинское озеро! Огромный соленый водоем, который по площади превосходит город Новосибирск. Озеро находится среди диких степных просторов, из космоса, оно напоминает яйцо. Из-за наличия соли в его воде не водится рыба, зато водятся мелкие рачки, которые и делают Кулундинское озеро соленым, и так похожим на море. На озере любят селиться перелетные птицы. – Каких перелетных птиц вы знаете? Иногда к озеру прилетают розовые фламинго!
Вокруг озера обитают степные животные. Перечислите их.
Так же озеро окружено редкими растениями, которые любят соленую почву, например, тростник.
Предлагаю вам познакомиться с другим озером Алтайского края. Послушайте стихотворение, которое описывает это озеро:
На Алтае озеро особенное есть!
Кажется, малиною свет раскрашен весь!
Там опускает в воду лучи свои рассвет,
И чудесней озера во всей округе нет!
(Автор - Ирина Скибина)
Озеро имеет красивый малиновый оттенок. Таких озер в мире всего несколько. Особенно яркое оно становится весной. Такой цвет оно имеет из-за мелких рачков, живущих в озере. Малиновое озеро окружено диким хвойным лесом, где растут разные грибы, ягоды, а также водятся дикие животные.
Ребята, назовите диких животных, которые водятся в лесу.
По берегам водоема лежит соль, границы озера покрыты будто бы белым инеем и искрятся на солнце!
Я знаю, что Алена летом отдыхала на Малиновом озере и приготовила нам с вами рассказ о своем отдыхе.
Вот такой удивительный, наш родной дом, Алтайский край!
Давайте еще раз посмотрим на изображения наших озер, вспомним, как они называются?
Где находится Кулундинское озеро?
Что вы можете рассказать про Малиновое озеро?
Предлагаю вам сыграть со мной в игру «Рассели животных», перед вами два изображения озера, с которыми мы сегодня познакомились, только все животные перепутались, вам нужно расселить животных, птиц и растения по их местам обитания.
Проводится эксперимент «Создание озера»
Игра с мячом «Скажи наоборот»
На мольберте расположена фотография Кулундинского озера с магнитными картинками животных, растений и птиц, которые обитают в его окрестностях.
Дети по очереди называют перелетных птиц, животных и крепят картинки с их изображением на макет озера
На мольберте размещается фотография Малинового озера
Плакат с фотографиями воспитанницы и ее семьи с отдыха на малиновом озере.
Дети выходят поочередно к столу, выбирают карточку с изображением животного, растения, или птиц и располагают их на изображении Кулундинского или Малинового озера.
Заключительная часть
Деятельность детей
Деятельность педагога
Примечание
Да! Нам очень понравилось занятие!
Мы узнали, что наш край называют «краем тысячи озер». Что на свете бывает озеро розового цвета! Оказывается, в Алтайском крае тоже есть море!
Мы сегодня создали свое озеро! Узнали, что вода в озеро попадает из дождя.
Молодцы ребята! Вам понравилось наше занятие?
Ребята, что вам особенно запомнилось?
Какие открытия мы сегодня вместе совершили?
Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо постарались! Впереди нас ждут еще больше интересных открытий о родном крае!
писок источников:
Аришина О.В. Азбука природы
[
Книга дл
я чтения о природе]
– 3-е изд.
/ Аришина О.В.
– Барнаул: АКДЭЦ, 2013. – С. 14, 34.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа
https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Озёра_Алтайского_края
[
Э
лектронный ресурс]. – Режим доступа
https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/malinovoe-ozero/lakes/28308
[
Э
лектронный ресурс]. – Режим доступа
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кулундинское_озеро