Конспект занятия по рисования в старшей группе "Хохломская роспись" | Шишкина Карина Владимировна. Работа №330078
Цель занятия,задачи,демонстративный материал,раздаточный материал,ход занятия(разговор о Руси,о ее традициях,мастерах,ремеслах,сказ о "Хохломе",),физкультминутка,роспись детьми заготовок ложек в стиле "Хохлома"(поговорить что основной рисунок в этой росписи -это ягоды,цветочки,листочки трава,проговорить в какой последовательности будем расписывать свое изделие),заключительная часть(прослушивание стихотворения о Хохломе,выставка работ ,рассматривание и обсуждение готовых работ(какие получились разные,яркие и красивые изделия у каждого ребенка).
Конспект занятия по рисованию «Хохломская роспись» для детей старшей группы
Цель: продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.
Задачи: расширять и углублять знания детей о народном промысле – «хохломская роспись»; рассмотреть специфику узора; развивать восприятие элементов узора (травка, ягоды, цветы). Воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.
Демонстрационный материал: изделия хохломских мастеров, образцы элементов хохломской росписи (травинка, усики, капелька, ягодка).
Раздаточный материал: гуашь, баночка с водой, салфетка, кисточка на каждого ребенка, заготовки ложек из цветного картона (желтого).
Ход занятия:
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Ребята, мы с вами попали в город мастеров.
Походите, да поглядите, какая здесь посуда собрана.
Не простые предметы откроются вашему взору, старинными мастерами-умельцами из дерева вырезаны да волшебными узорами расписаны.
Раньше давным-давно Россию называли Русью, и славилась она своими ремёслами, которые изготовляли мастера, причем каждый мастер делал всё сам – от начала и до конца. Да, наша страна красивая и богатая. Она возникла очень давно и у неё древняя и интересная история.
У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция? (предположения детей)
Традиция – слово не русское, оно переводиться с латинского как слово «передача», то есть традиция это то, что передается от одного человека к другому. Есть традиции, которые возникли давным-давно и сохранились до наших дней.
Так дошли до наших дней изделия сделанные руками русских мастеров. Это такие изделия, как игрушки и посуда. Вот посмотрите, у нас на столе представлена посуда. Посмотрите на неё, какая она яркая, нарядная. Это хохлома. Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищение – ОХ! И восторженное АХ! А как же все начиналось.
Сказ о "Хохломе"
Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок хохломы.
Рассказывают, жил в давние времена в нижегородских лесах чудо-мастер. Построил он себе дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет «золотой» посуды жителям села Хохлома, а сам исчез…
В окрестностях города Нижний Новгород, находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи). Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных селах, затем свозилась в Хохлому и уже оттуда отправлялась на ярмарку для продажи. Потому и называется посуда хохломской.
Физкультминутка.
На столе хохломской самовар,
(«надуть» живот, одна рука на поясе) .
Очень важный, из носика пар.
А вокруг расписные чашки,
(кружиться, рисуя руками круг)
Нет посуды хохломской ярче.
Рядом с ними золотые ложки,
(потянуться, руки сомкнуты над головой)
На них «травка» - это древняя роспись.
Вот с малинками поднос,
(взяться за руки, образовать большой круг)
Он нам все это принес.
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .
Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь и начинаем работать. Воспитатель: Сейчас мы начнем рисовать хохломской росписью.
В чем же секрет красочной хохломы? Как ее рисуют? Оказывается это совсем не просто.
Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в прошлое, давайте внимательно ее рассмотрим.
Основной рисунок – ягоды, листья, цветы и, главное, трава
Вспомним, в какой последовательности вы будете расписывать своё изделие.
Дети: Сначала «ягоды», затем «усики», «капельки», «завиток», «травка».
В ходе работы воспитатель помогает детям. По окончанию занятия делается выставка нарисованных работ.
Заключительный этап
А теперь давайте послушаем стихотворение о хохломе и полюбуемся, какие у нас получились замечательные узоры.
Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески
Солнечно – медовой
Золотой листвы.
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама,
И нигде на свете
Нет таких соцветий!
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома! (П. Синявский) .
Посмотрите на все работы, какая чудесная получилась у наших ребят посуда, яркая, красочная, праздничная. У каждого получился свой, неповторимый узор.
Понравилось ли вам рисовать хохломские узоры?
Что они расписывают хохломскими узорами?
Из чего делают эту посуду? Какие вы запомнили основные элементы хохломской росписи? Какие цвета используют в Хохломе?
Мы с вами ещё будем знакомиться с элементами хохломской росписи. А сегодня вы молодцы! На этом наше занятие окончено.