Конспект занятия по теме «Электричество» для обучающихся 2 классов | Духнякова Людмила Анатольевна. Работа №336246
В статье представлен конспект занятия по теме «Электричество» с использованием детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» для обучающихся 2 классов. Проводят занятия учащиеся 10 класса.
Данное занятие разработано с использованием технологии P2P обучения, одного из способов взаимообучения при котором ученик, уже изучивший данную тему, делится знаниями с учащимися, которые о данной теме еще практически ничего не знают. Тем самым старшие учащиеся не только объясняют младшим учебный материал, но и сами овладевают новыми для себя компетенциями.
Конспект занятия по теме «Электричество»
с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
для обучающихся 2 классов
Учитель физики: Духнякова Людмила Анатольевна
Представленное в статье занятие по теме «Электричество» с использованием детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» для обучающихся 2 классов разработано с использованием технологии P2P обучения. Данная технология является одним из способов взаимообучения в ходе которого ученики, уже изучившие данную тему, делятся знаниями с учащимися, которые о данной теме еще практически ничего не знают. Тем самым старшие учащиеся не только объясняют младшим учебный материал, но и сами овладевают новыми для себя компетенциями.
Для проведения занятия используется: модуль «Электричество» детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»; эбонитовая палочка; бумажный пакет с вырезанными из бумаги маленькими звездочками; лимон; картофель; яблоко.
Ведущие: учащиеся 10 класса.
Аудитория: учащиеся 2 класса.
Время проведения занятия: 40 минут.
Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в страну Наурандию и побываем в научной лаборатории Наураша, а это значит, что мы будем ставить опыты и делать открытия.
Ведущий 2: Сегодня мы с вами поговорим об электричестве. Давайте проведем наш первый опыт. Передо мной на столе лежат маленькие кусочки бумаги. Берем волшебную палочку, сделанную из пластика, трем ее о шерсть и подносим к маленьким кусочкам бумаги. Посмотрите, что произошло! Бумажки притянулись к палочке!
Трем эбонитовую палочку о шерсть и подносим к маленьким кусочкам бумаги. Бумажки притягиваются к палочке.
Ведущий 1: Волшебная сила, которая притянула бумажки к палочке называется статическим электричеством. На эбонитовой палочке после контакта с шерстяными предметами образовались небольшие электрические заряды, поэтому бумажки и прилипли к ней.
Ведущий 2: Дома вы тоже можете сделать такой опыт взяв вместо эбонитовой палочки обычную пластиковую ручку или пластиковую расческу и потерев ее о свои волосы.
Ведущий 2: Ребята, подскажите пожалуйста, какой прибор помогает нам определить точное время?
Учащиеся: часы.
Ведущий 2: показывает детям настенные часы. А с нашими часами что-то случилось, они не тикают и стрелки на них не двигаются. Что же с ними могло произойти?
(Обсуждение детей)
Ведущий 2: Дааааа, наверное, в наших часах села батарейка в которой хранилось электричество.
Ведущий 1: Ребята, вы хотите узнать, как работает батарейка?
Учащиеся: Да!
Ведущий 1: Тогда я предлагаю вам отправиться к нашему другу – всезнайке Наурашу в страну Наурандии. Может быть он поможет ответит нам на этот вопрос.
Ведущий 2: Посмотрите, Наураша приготовил нам оборудование и еще поднос с овощами и фруктами. Как же это может быть связано с электричеством? Давайте вместе с Наурашем проведем опыты и выясним откуда появляется ток.
Наличие тока мы будем определять измеряя напряжение электрического тока. Напряжение электрического тока измеряется в вольтах. Чем выше напряжение, тем опаснее для человека. Напряжение в домашних розетках 220 Вольт – это большое напряжение, и оно опасно для жизни. Поэтому нельзя вставлять в розетки различные предметы и трогать отверстия руками.
Ведущий 1: В розетке есть электричество. Давайте проведем опыт и выясним есть ли электричество в яблоке.
Эти пластинки (показывает детям электроды) называются – электроды. Посмотрите, чем они отличаются.
Учащиеся: Они разного цвета.
Ведущий 1: Правильно. Электроды разного цвета, потому что сделаны из разного материала: серебристый - цинк, золотистый - медь.
Возьмем яблоко, присоединим к нему электроды, к электродам присоединяем датчики.
Будьте внимательны!!! Важно правильно присоединить датчики к электродам!!!!
Ведущий 1: Датчик с красным проводом – к золотистому электроду, сделанному из меди; датчик с синим проводом – к серебристому электроду, сделанному из цинка.
Проверим, что покажет датчик.
Наблюдаем за происходящим на экране и фиксируем наличие электричества.
Ведущий 1: Подучается у нас электрояблоко!!!!! Ребята, давайте запишем на доске измеренное в яблоке напряжение.
Записываем на доске: Яблоко - ….В
!!!!!Вынув электроды из яблока, обязательно промыть их водой и вытереть сухой тряпочкой!!!
Ведущий 2: А теперь, проделаем такой же опыт с лимоном.
Вставляем электроды в лимон, наблюдаем за происходящим на экране и фиксируем наличие электричества.
Ведущий 2: Оказывается, это электролимон, в нем тоже есть электрическое напряжение!!! Запишем на доске измеренное в лимоне напряжение.
Записываем на доске: Лимон - ….В
!!!!!Вынув электроды из лимона, обязательно промыть их водой и вытереть сухой тряпочкой!!!
Ведущий 1: А есть ли электричество в картошке? Ребята, давайте проверим.
Вставляем электроды в картошку, наблюдаем за происходящим на экране и фиксируем наличие электричества.
Ведущий 1: И картошка оказалась электрокартошкой!!! Запишем на доске измеренное в картошке напряжение.
Записываем на доске: Картошка - ….В
!!!!!Вынув электроды из картошки, обязательно промыть их водой и вытереть сухой тряпочкой!!!
Ведущий 1: Ребята, сравните напряжение в яблоке, лимоне и картошке.
Учащиеся: по записям, сделанным на доске, сравнивают напряжения.
Ведущий 2: Ребята, в фруктах и овощах образовывать электричество помогает находящийся в них кислый сок. Обычная батарейка устроена почти так же, как электрояблоко, электролимон и электрокартошка, только вместо кислого сока в ней специальное химическое вещество – кислота, которая помогает образовывать электричество.
Ведущий 1: А теперь, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Ток бежит по проводам» (повторяем два раза, выполняем вместе с детьми):
Ток бежит по проводам, свет несет в квартиру нам (поочерёдно стучат пальчиками одной руки о пальчики другой руки)
Чтоб работали приборы: холодильник, мониторы, кофемолки, пылесос (загибают пальцы одновременно на обеих руках)
Ток энергию принёс (стучат кулаком одной руки о кулак другой)
Ведущий 2: Молодцы ребята!
Давайте подключим датчик к блоку, состоящему из трех батареек и измерим электрическое напряжение.
Замеряем напряжение в блоке из трех батареек.
Запишем на доске измеренное в батарейках напряжение.
Записываем на доске: Батарейки - ….В
Ведущий 2: Ребята, сравните напряжение в фруктах и овощах с напряжением в блоке из трех батареек.
Учащиеся: делают вывод о том, что напряжение в батарейках больше, чем в овощах и фруктах.
Ведущий 1: А теперь, давайте замерим электрическое напряжение в батарейке, которую мы вынули из не работающих часов.
Замеряем напряжение в не работающей батарейке, записываем результаты измерения на доске Неработающая батарейка - В
Ведущий 1: Ребята, батарейки имеют свой срок годности. Когда батарейка устаревает, она не обеспечивает прибор током. Мы уже с вами знаем, что в батарейке содержится химическая кислота, и поэтому использованную батарейку нельзя выбрасывать вместе с обычным мусором, ее необходимо утилизировать в специально отведённые контейнеры, чтобы не навредить природе.
Ведущий 2: 18 февраля отмечается всемирный день батарейки. В пятницу 16 февраля в нашей школе будет проходить акция по сбору использованных батареек. В гардеробе начальной школы будет стоять контейнер в который вы сможете опустить использованные батарейки И волонтеры школы отвезут их на утилизацию.
Ведущий 1: Фрукты, овощи, батарейки – это химические источники тока. Но, кроме химических источников тока существуют и другие, например, динамо-машина. Динамо-машина – это моторчик, у которого имеется колесо
Ведущий показывает образец динамо-машины.
Что бы ток начал вырабатываться, нужно крутить колесо
Ведущий демонстрирует работу динамо-машины
Чем быстрее крутится колесо, тем больше электричества вырабатывает динамо-машина.
Технический специалист проходит мимо рядов и показывает как работает динамо-машина
Ведущий 2: Электричество благодаря которому в наших домах работают все электроприборы и горит свет тоже вырабатывают динамо-машины, только очень большие. На гидроэлектростанциях колесо динамо-машины приводит в движение вода, на тепловых электростанциях – пар.
Ведущий 1: Наша встреча со всезнайкой Наурашем подошла к концу. Ребята скажите, а что вам больше всего понравилось и запомнилось на сегодняшнем занятии?
Ответы детей.
Ведущий 2: А сейчас настала пора попрощаться с Наурашей. До новых встреч!