Конспект занятия по вокалу Певческое дыхание | Верхоланцева Лариса Александровна. Работа №304932
На занятии дети узнают что такое певческое дыхание, знакомятся с устройством и работой дыхательного аппарата, а также учатся выполнять упражнения по методике А.Н. Стрельниковой и В. Емельянова. Также осваивают вокальные упражнения для начинающих певцов. Для проведения занятия используется презентация и дидактический материал, а также дыхательные тренажеры. Конспект занятия по вокалу разработан для детей второго года обучения. В конце занятия проводится Рефлеския, дети анализируют свою работу на занятии и подводят итог.
Конспект занятия по вокалу.
Подготовила: Верхоланцева Л.А.
Тема: Певческое дыхание. Упражнения по методике В.В. Емельянова
Цель занятия: познакомить с упражнениями по методике В.В. Емельянова.
Задачи:
1. Познакомить с устройством и работой дыхательного аппарата, с особенностями певческого дыхания, правилами дыхания во время пения.
2. Освоить вокальные упражнения для начинающих певцов.
3. Начать разучивание песни Александра Ермолова «Новый год к нам идёт».
4. Повторение знакомых песен.
Ход занятия:
Педагог: Дети, добрый день! Я рада видеть вас на занятии.
Скажите, пожалуйста, вы хотите научиться красиво, петь как настоящие певцы? Тогда подумайте, и скажите, что нужно развивать вокалистам для того, чтобы петь правильно, чисто и красиво.
(Дети: Дыхание, дикцию, голосовой аппарат)
Педагог: Правильно. Залог вокального успеха состоит из трёх составляющих: дыхание, дикция, звукоизвлечение.
И сегодня мы поговорим о дыхании.
1. Дыхание
Человек может прожить неделю без воды, месяц без еды, несколько дней без сна, но через две-три минуты его жизнь оборвётся, если он не будет дышать. Как невозможно жить без дыхания, так и невозможно без дыхания петь!!!
Дыхание - это основа пения. Без дыхания вы не сможете спеть ни одной ноты. В начале обучения главная наша задача - научиться «правильно» дышать.
2. Знакомство с особенностями певческого дыхания
Строение органов дыхания
Воздух попадает во время вдоха через нос, или рот. Дальше он проходит через гортань, где находятся связки, трахею и попадают в лёгкие, которые состоят из бронхов. Лёгкие опираются на нижние рёбра. Давайте проведем линию от одного ребра до другого. Нащупайте нижние рёбра и проведите прямую линию, эта линия называется диафрагма – это опора певческого дыхания. Когда делаем вдох - нижние рёбра расширяются. Получается, что воздуха при таком дыхании поступает больше, чем при поверхностном вдохе верхушкой лёгкого.
Диафрагмальное дыхание – это основа певческого дыхания. Его называют ещё «брюшным», то есть живот как бы надувается и спускается.
Поучимся правильно дышать во время пения. Но сначала узнаем правила певческого дыхания.
3.Правила певческого дыхания
Прежде всего, следует обратить внимание на правильную осанку: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова в среднем положении.
Выдохнуть воздух.
Закрыть рот и вдохнуть через нос
(плечи не поднимать!).
Задержать дыхание.
Во время пения удерживать расширенное состояние грудной клетки.
А сейчас я хочу вас познакомить с дыхательной гимнастикой А.Н. Стрельниковой и специальными упражнениями В.В. Емельянов.
Александра Николаевна Стрельникова – это оперная певица, театральный педагог. Она разработала комплекс дыхательной гимнастики для расширения диапазона голоса, улучшения тембра, а впоследствии и для оздоровления.
Упражнения дыхательной гимнастики положительно влияют на обменные процессы, способствуют восстановлению центральной нервной системы, улучшают дренажную функцию бронхов, восстанавливают нарушенное носовое дыхание.
Принцип гимнастики А. Н Стрельниковой—короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила:
-- Вдох- громкий, короткий, активный (просто шумно на всю комнату, шмыгать носом, как бы нюхая).
-- Выдох- абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот, кому как удобно. О выдохе думать запрещено.
Разучим несколько упражнений.
«Ладошки»
Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела. При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук. Делаем 4 коротких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем произвольно через нос или рот. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.
«Погончики»
Встаем прямо, руки слегка согнуты в локтях, кисти сжаты в кулачки и прижаты к животу, на уровне пояса. При каждом вдохе резко разжимаем кулачки, словно отталкивая что-то от себя в направлении пола.
«Насос»
Встаем прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены свободно. Чуть наклоняемся вперед, округляя спину. Шея расслаблена, голова свободно опущена вниз. При наклоне делаем краткий вдох носом, словно вдыхаем аромат цветка. На выдохе выправляемся.
Разработки В. В. Емельянова развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание, стимулируют гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга.
Виктор Вадимович Емельянов - певец, преподаватель, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой музыкального образования института психологии, педагогики, социального управления Тюменского ГУ, доцент.
Целью его метода является решение координационных и тренажных задач работы над голосом.
Регулярное использование артикуляционных упражнений улучшает качество речи детей и, соответственно, качество пения.
Выполняем сидя упражнения В. В. Емельянова.
1. «Шпага». Проткнуть языком попеременно правую и левую щеки.
2. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.
4. Круговые движения языком между губами и зубами как бы, очищая зубы.
5. «Пятачок – улыбка»
6. Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась (например, игровое задание: разные лошадки по-разному цокают копытами: большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие — пони, цокают быстро и высоко).
4.Распевание
1)Сначала распеваемся на одной нотке, закрытым ртом (от малого к большему)
Ммммм – закрытым ртом. Небо приподнято, зубы разомкнуты, губы сомкнуты.
2)Далее закрытым ртом подряд по гамме терцию вверх и вниз
3) Теперь на одной нотке, открыв рот…
Ма , мэ , ми, мо, му - стремимся петь в одной позиции
Бра, брэ, бри, бро. Бру
Все гласные поем так, как будто формируем букву «а».
4)Далее 2 нотки. Берем часто произносимые слова:
Яа-аа-аа-аа-аа-аа-аа-аа-а
5.Разучивание песни А. Ермолова «Новый год к нам идёт»
Слушание
песни.
Беседа о содержании песни
Чтение текста песни.
Заучивание мелодии по музыкальным фразам.
6.Повторение знакомых песен «Детство», «Подари улыбку миру».
7. Рефлексивно-оценочный этап
Педагогическая цель: мотивация детей для использования полученных
знаний в жизни, формулирование вывода, выявление степени
удовлетворенности детей данным занятием.
Метод: аналитический, рефлексия.
Форма проведения: беседа.
Форма работы: Коллективная.
Продолжительность: 3 мин.
Ребята, что на сегодняшнем занятии вам понравилось больше всего?
(Ответы детей)
Как вы считаете, кто лучше всех выполнял задания? (Ответы
детей)
О чем вы расскажете дома?
(Ответы детей)
А какое у вас сейчас настроение?
(Ответы детей)
Я вижу, у кого было хорошее настроение оно не изменилось. А у
кого было плохое – улучшилось. Я очень рада.
Подводя итог, хочется сказать, что дышать нужно как маленькие дети.
Понаблюдайте, как они дышат: дышат они животом, т.е. диафрагмой. Давайте постепенно переходить на правильное дыхание, данное нам с рождения. Кроме этого, правильное дыхание будет вашим помощником в любой сложной ситуации.
Задание на дом
Педагогическая цель: проверить степень овладения учащимися учебного материала.
Метод:
· Домашняя работа над вокальными упражнениями с помощью презентации, сольными и ансамблевыми произведениями, стихотворными текстами.
Продолжительность: 2 мин.
Я хочу, чтобы вы дома выполняли изученный комплекс упражнений,
контролируя свое дыхание перед зеркалом, учили песню «Новый год к нам идёт» и свои сольные произведения.
Спасибо вам за помощь! До свидания!