Конспект занятия "Профессия космонавт" ☼
Автор: Киселёва Ирина Валериевна
Конспект занятия по теме «Профессия космонавт»
Цель: Обогатить и систематизировать знания о работе космонавта, о полете в космос.
Задачи: Вызвать интерес к профессии космонавт и желание быть похожим на космонавта – сильного, здорового, выносливого, умного.
Развивать любознательность, воображение, мышление.
Воспитывать чувство гордости за российских космонавтов.
Оборудование: ноутбук, картинки на космическую тему, запись «космической» музыки, воздушные шарики, 2 обруча, шаблоны ракет из картона, клей и салфетки для рук.
Ход занятия:
Дети под «космическую» музыку и садятся на стульчики полукругом перед монитором.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с профессиями, назовите мне профессии, с которыми мы уже познакомились? (ответы детей).
- А есть еще одна профессия, о которой мы сегодня с вами будем говорить. Послушайте загадку и я, надеюсь, вы догадаетесь, о ком она.
Он не летчик, не пилот
Он ведет не самолет,
А огромную ракету
Дети, кто скажите, это?
Правильно, космонавт!
Сегодня мы поговорим о профессии «космонавт». Сейчас я вам расскажу об этой интересной, сложной, а иногда даже опасной профессии.
Люди всегда мечтали полететь к звездам. Они придумывали разные способы, для того чтобы подняться в небо. Например, люди изобрели воздушный шар. А что еще они изобрели, чтобы полететь в небо? (Ответы детей). Как одним словом можно назвать транспорт, который вы перечислили? (Воздушный). Но весь этот транспорт был не такой сильный и не мог долететь до звезд. И вот люди изобрели мощную машину.
Отгадайте, какую машину люди изобрели?
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться,
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд. (Ракета.)
А изобрели ракету, ученые конструкторы, под руководством главного конструктора ракетно-космических систем, академика С.П. Королева.
(Повторить)
1 «Космическая ракета» Воспитатель:
Сейчас мы с помощью воздушных шариков посмотрим, как быстро летит космическая ракета. Надуваем шарики, а потом разжимаем пальцы.
Что происходит шариком? (Он резко взлетел вверх) Вот также быстро, как шарик, двигается космическая ракета.
2 «Первый космонавт» Воспитатель:
Первым космонавтом, который полетел на космической ракете, был Юрий Алексеевич Гагарин (повторить)
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Автор: В. Степанов
- Ю. А. Гагарин совершил свой полет 12 апреля 1961 года на ракете «Восток» (повторить с детьми) Полет продолжался совсем не долго – всего 108 мин. Однако запасы воздуха и еды на борту «Востока» позволили бы провести в космосе 10 суток. Приземление Гагарина было произведено на колхозном поле неподалеку от одного из районных центров Саратовской области — города Энгельса. В районе села Смеловка, поисковые службы обнаружили его всего спустя 1 час.
3 «Первая женщина космонавт»
16 июня 1963 года - в космос отправилась первая женщина - Валентина Владимировна Терешкова, совершившая космический полет в одиночку на космическом корабле «Восток-6», который длился трое суток.
Ребята, а вы хотели бы полететь в космос?
Конкурс. Построить ракету.
Чтобы лететь в космос, нам нужны ракеты. Мы с вами должны их построить. Итак, кто быстрее построит ракету, тот первым и полетит путешествовать по планетам. Ребята на столе, собирают ракеты (мальчики под названием «Восток», а девочки «Восток 6»)
Физ. минутка.
«Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам … ».
Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам, на какую захотим, на такую полетим. Раз, два, три, четыре, пять, будем в космос мы взлетать. Полетели (дети занимают места в обруче).
4 «Орбитальная станция» Воспитатель:
- Космический корабль везет космонавта в космос.
- А как вы думаете, где живет космонавт в космосе? (Ответы детей)
- У космонавта в космосе есть космический дом, который называется орбитальная станция (дети повторяют хором). Орбитальная станция похожа на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землей. Ракета привозит космонавтов на станцию, а сама улетает и сгорает в космосе.
В наше время в космос летает не один человек, а целая команда из трех или четырех космонавтов, и это могут быть космонавты из разных стран.
5 «Скафандр» Воспитатель: - Для работы, космонавт выходит из орбитальной станции в открытый космос. В открытом космосе опасно для здоровья человека - там нет воздуха, поэтому космонавты надевают специальную защитную одежду-скафандр (повторить).
В настоящий момент созданы и испытаны в реальных условиях три типа космических скафандров. Это аварийно-спасательные скафандры, скафандры для выхода в открытый космос и скафандры для работы на поверхности небесных тел. Последний тип скафандров использовался при полетах на Луну.
Все космические скафандры имеют герметичную оболочку и систему обеспечения космонавта кислородом, систему поглощения углекислого газа и паров воды. Теплоизоляция скафандра обеспечивается многослойной оболочкой, а система подогрева или охлаждения его обычно выплавлена в виде трубок, по которым циркулирует жидкость-теплоноситель. В шлеме космического скафандра находится устройство связи, а также системы подачи питьевой воды и (при необходимости) пищи. В скафандре есть и система датчиков, позволяющая следить за физическим состоянием космонавта. Таким образом, скафандр является не только «космической одеждой» но, по существу, маленьким индивидуальным космическим кораблем, обеспечивающим жизнедеятельность и работу человека в космосе.
6 «Работа на орбитальной станции» Воспитатель:
- А как вы думаете, чем занимаются космонавты на орбитальной станции? (Ответы детей).
- Они занимаются исследовательской деятельностью: изучают звезды, поверхность нашей земли, уточняют погоду, фотографируют Землю. Условия невесомости дают возможность проводить самые разнообразные эксперименты, немыслимые на земле, исследования позволяют задуматься о сооружении в недалеком будущем орбитальных заводов.
Рано или поздно человечеству придется начать освоение околоземного пространства – вначале Луны, а затем и других планет. Уже сегодня ведущие космические державы разрабатывают проекты создания лунных городов и разработки недр спутника Земли.
Работают космонавты по 10 часов в сутки.
7 «Невесомость» Воспитатель:
- В орбитальной станции - невесомость (повторить с детьми). Все предметы легкие и человек становится легким как пушинка. Понятие как «невесомость», на самом деле нам хорошо знакомо. Мы испытываем ее каждый раз, просто подпрыгнув — в момент, когда летим вниз, и наша скорость становится, равна ускорению свободного падения. Мы испытываем невесомость, качаясь на качелях — в тот момент, когда они на секунду застыли, перед тем как опуститься вниз. Мы испытываем невесомость на борту корабля, качаясь на волнах. Космонавт же находится в состоянии невесомости все время, пока он на орбитальной станции.
8 «Сон космонавта» Сон по расписанию занимает 8 часов, но на практике многие отдыхают всего 4-5 часов, и этого им достаточно. Спать приходится в масках для сна и с берушами, (это специальные затычки для ушей) чтобы не мешал шум многочисленных механизмов.
Спят космонавты в специальных спальных мешках, пристегнутые ремнями. А если их не пристегивать, то из-за состояния невесомости они будут летать.
Релаксация.
А давайте мы тоже попробуем поспать, как космонавты в состоянии невесомости. ( Дети под музыку, изображают позы спящих космонавтов)
9 «Космическая еда» Воспитатель:
- А как вы думаете, как едят космонавты в невесомости, если все летает: тарелки, кружки, ложки, вилки? (Ответы детей)
- Космонавты сами не готовят себе еду, им доставляет еду грузовой космический корабль. Еду измельчают в пюре и помещают в тюбики, как зубную пасту. Космонавты, когда кушают, выдавливают пищу прямо в рот, какие блюда могут быть в этих тюбиках. (Ответы детей)
На прием пищи космонавтам отводится 2-2,5 часа в сутки.
10 «Возвращение на землю» Воспитатель:
Космонавты могут находиться в космосе очень долго, от нескольких месяцев, до года.
- Вот поступил сигнал с Земли. Пора возвращаться домой.
-А как возвращаться космонавтам ведь ракета их сгорела в космосе?
- А возвращаются космонавты домой в специальной капсуле на парашюте.
- На Земле космонавтов встречают врачи, они проверяют их здоровье, военные, друзья и журналисты, которые берут у них интервью.
- Сколько сегодня много мы узнали о профессии космонавтов. Давайте проверим, насколько вы были внимательны и что запомнили.
11 «Закрепление материала»
Воспитатель задает следующие вопросы:
- Кто построил первую ракету?
- Кто был первым космонавтом и как называлась его ракета?
-А как зовут первого космонавта женщину и как называлась ее ракета?
- Как называется дом космонавтов?
- Вы можете на орбитальной станции бегать и прыгать? Почему?
- В чем вы выходите с открытый космос?
- Как едят космонавты? Как спят космонавты?
Молодцы!
12 «Заключительный» Воспитатель:
Может быть, кто-то из вас тоже захочет стать космонавтом?
Сначала нужно хорошо учиться в школе, затем окончить высшее учебное заведение. А потом уже идти в космонавты.
В России космонавтов готовят в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина в Звездном городке, недалеко от Москвы. В процессе подготовки космонавту приходится бывать в различных организациях и предприятиях, имеющих отношение к космонавтике, там он и получает дополнительные знания.
Космонавтами могут быть абсолютно здоровые физически люди, которые умеют плавать, бегать, кататься на лыжах с приставкой «быстро». Но богатырей в небожители тоже не отбирают. Лучше, если это будет человек среднего телосложения, весом от 50 до 90 килограмм и ростом не больше 190 сантиметров.
На сегодня весь список российских и советских космонавтов — 116 человек. Вроде не так и мало, но ведь это всего лишь сто человек со всей страны.
Тяжелый, кропотливый труд требует постоянного напряжения воли, нервов и громадной внутренней дисциплины. Но мы можем гордиться нашими космонавтами – смелыми людьми и прекрасными профессионалами, приносящими огромную пользу своей стране.
Давайте с вами ребята будем стараться быть похожими на космонавтов.