Конспект занятия "Путешествие в природу" | Мой кабинет. Работа №354151
В конспекте фронтального логопедического занятия для детей 3 класса с задержкой психического развития применяются: упражнения на дыхание, артикуляционная гимнастика по сюжету сказки "Жили-были дедушка и бабушка", используются предметные картинки (живая и неживая природа),задания в игровой форме, физкультминутка.
Бюджетное образовательное учреждение «Чебоксарская общеобразовательная школа для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2»
Минобразования Чувашской Республики
Конспект логопедического занятия для детей с ЗПР. Начальное образование.
Учитель-логопед: Мирошкина Ольга Семеновна.
Тема: «Путешествие в природу»
Цель: Показать природу, как общий дом всех людей и живых существ.
Задачи:
Образовательные. Учить говорить и отвечать на вопросы полным, развёрнутым предложением. Расширить представление детей о жизни диких животных в природных условиях. Выполнять правила поведения в лесу.
Развивающие. Развивать связную речь детей, мышление, память, кругозор. Развивать творческое воображение и умение подражать. Закрепить в речи существительные с суффиксами – онок,
-ёнок.) Пополнять и активизировать словарный запас.
Воспитательные. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому, воспитывать атмосферу доброжелательности.
Оборудование: предметные картинки: звери, птицы, рыбы. Иллюстрации живой и неживой природы. Знаки «Правила поведения в природе».
Ход занятия.
I. Организационный момент.
1) - Здравствуйте. Это занятие мы начнём с хорошего настроения и улыбки.
Упражнение на дыхание:
Встанем прямо.
Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.
Смотрим влево, дышим ровно, глубоко.
Смотрим вправо, смотрим прямо, смотрим влево и снова прямо, дышим ровно, глубоко.
Садитесь.
2) - Чтобы наша речь была выразительной, правильной проведем артикуляционную гимнастику.
Жили были дедушка и бабушка.
К ним толстые внуки приехали в гости- (надуваем щёки),
С ними худые – лишь кожа да кости -(втягиваем щёки).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись - (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать они всех потянулись - (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы - (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы - (широкий язык за верхними зубами),
Вправо и лево, внутри и снаружи - (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим - (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем - (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух).
И самоваром пыхтим, что есть мочи - (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положат блины нам - (широкий язык лежит на нижней губе),
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо - (подуть на широкий язык).
Блинчик жуем, завернем и прикусим - (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
Блинчик с вареньем малиновым вкусным - (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налили - (широкий язык поднимаем к верхней губе «чашечки»)
На нос подули – мы чай осудили - (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили – никто не обижен - («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – мы губы оближем - (кончик языка облизывает губы по кругу).
II. Введение в тему занятия.
Послушайте внимательно стихотворение.
Словно крыша над землею,
Голубые небеса,
А под крышей голубою –
И поляны, и цветы,
И, конечно, я и ты!
- О чём говорится в стихотворении? (О природе.)
-Кто догадался, какая же тема нашего занятия? О чем мы будем говорить? (О природе)
- А что такое природа, как вы думаете? (Солнце, воздух вода, растения, животные, птицы и т.д.)
- Что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека).
- Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы. (Иллюстрация) мир неживой природы. (Иллюстрация)
III. Основная часть. Работа по теме занятия.
а) Работа по вариантам у доски. 1 вариант прикрепляют картинки с изображением живой природы, а 2 вариант с неживой природой. (Дети выполняют задание).
- Взаимопроверка между вариантами.
- Сейчас отправимся в путешествие в мир живой природы, т. е. в мир фауны (Словарная работа - фауна означает всё, что связано с животными.)
б) Первая остановка – Лес. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
-Что растет в лесу?
-Кто живет в лесу?
-Как называется лес, где растут только березы? (Березняк)
Только ели и сосны? (Ельник, сосновый бор)
Только дубы? (Дубрава)
-А что такое смешанный лес? (Лес, где растут хвойные и лиственные деревья)
Вывод: Что такое лес?
в) Вторая остановка - «Угадай дерево». (Выставляются предметные картинки на доске)
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза).
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки – только на макушке. (Сосна)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
В сенокос – горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка? (Рябина)
Вывод: Как можно назвать эти картинки одним словом? (Деревья)
г) Третье остановка - «Кто это?»
Послушайте загадку и узнайте кто это.
У кого из всех зверей
Хвост пушистей и длинней.
-Дети, кто же это может быть? (Лиса)
-Скажите, как нужно подойти к лисе, чтобы она не убежала? (Тихо, спокойно)
-Диких животных нельзя трогать руками. Как вы думаете почему? (Может укусить, от наших рук могут остаться запахи и её могут не принять другие лисы).
-Как можно ласково назвать лису? (Лисонька, лисичка, лисичка – сестричка). -А как звать маленьких детенышей лисы? (Лисята).
-В сказке лису как называют? (Лисичка – сестричка, лиса – повитуха, лиса – Патрикеевна).
-В каких сказках мы встречались с лисой? («Лисичка – сестричка и серый волк», «Колобок», «Лиса, заяц и петух», «Кот петух и лиса», «Лиса и Снегурочка»).
-Что вам нравится в лисичке? (Большой хвост, длинное тело, маленькие ушки, вытянутая мордочка).
- Ребята, у лисы всегда тело длинное, окраска спины ярко – рыжая, лапки, грудь, брюхо обычно белые, длинный хвост обычно всегда больше половины тела.
Вывод: Лиса – это какое животное?
д) Четвертая остановка – Физминутка.
«На водопой»
Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети спокойно идут по кругу друг за другом).
За мамой лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая.)
За мамой ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперёд.)
За мамой лисицей крался лисёнок, (Крадутся на носочках.)
За мамой медведицей шёл медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой зайчихой, - косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком - «лакают».)
-Давайте вспомним, как звери готовятся к зиме.
1. Как готовится к зиме заяц?
2. Как готовится к зиме медведь?
3. Как готовятся к зиме белка?
- Да, в наших лесах живут дикие животные. Эти животные приспособились к нашему климату, одни из них питаются растительной пищей и мы их называем травоядными, другие – едят животных и мы их называем хищниками. Животные из теплых стран в наших лесах жить не смогут. Им у нас будет холодно, да и пищи привычной здесь они не найдут.
е) Пятая остановка - Игра «Закончи предложение и покажи движение».
Выполняют в паре.
Хитрая, как ………
Быстрый, как……….
Голодный, как …………
Неуклюжий, как ………….
Вывод: О каких животных идет речь в этом задании?
ё) Шестая остановка - «Правила поведения в лесу»
-Давайте сейчас повторим правила поведения в природе. Здесь в лесу мы с вами находимся в гостях. А в гостях нужно вести себя так, чтобы не доставить неудобств хозяевам.
«Нельзя кричать»,
«Нельзя мусорить»,
«Нельзя разорять муравейники, птичьи гнёзда»,
«Нельзя ломать деревья».»,
«Нельзя уносить домой детёнышей животных и птиц»,
«Нельзя разводить костры в лесу»,
«Нельзя сбивать ногами несъедобные грибы»,
«Нельзя ловить красивых насекомых».
ж) Седьмая остановка - «Нарисуй знак»
1) Работа по вариантам:
1 вариант - «Нельзя мусорить», «Нельзя разорять муравейники, птичьи гнёзда», «Нельзя ломать деревья».
2 вариант - «Нельзя разводить костры в лесу», «Нельзя сбивать ногами несъедобные грибы»,
«Нельзя ловить красивых насекомых».
2) Оформление стенда.
Вывод: Будем лес любить, оберегать,
Будем взрослым в этом деле помогать.
Беречь леса, поля и реки.
Чтобы сохранилось все на веки.
IV. Итог: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие в лес.
Что нового вы узнали?
Что вам понравилось?
На какой остановке затруднялись ответить на вопросы?