Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект занятия "Растительный мир Прибайкалья" для детей средней группы | Федулова Дарья Олеговна. Работа №353578

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Конспект предназначен для проведения занятий по экологии в дошкольном образовательном учреждении с детьми 4-5 лет.Хочу поделиться своим конспектом.

Прибайкалье – уникальный природный регион с особым растительным миром. Экологический конспект по этой теме необходим для понимания важности сохранения биоразнообразия нашей планеты. Растительный мир Прибайкалья играет ключевую роль в экосистеме региона, обеспечивая питательные вещества для животных, улучшая качество почвы, контролируя климатические процессы и сохраняя уникальные виды растений. Понимание роли растений на прибайкальской территории поможет предотвратить утрату биоразнообразия и сохранить уникальные виды, а также поможет сберечь природные ресурсы региона для будущих поколений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию

на тему: «Растительный мир Прибайкалья» для детей средней группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

воспитатель

Федулова Д.О.

 

г. Рязань

2024

Технологическая карта занятия

 

Цель: Формирование знаний детей среднего возраста о растительном мире Прибайкалья.

Задачи:

Обучающая: Систематизировать и закреплять знания детей о многообразии растительного мира Прибайкалья. Учить детей самостоятельно делать выводы в процессе исследовательской деятельности; формировать представления детей о лекарственных растениях.

Развивающая: Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, речевую деятельность детей через коммуникативные формы общения.

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение детей к природному наследию Сибири, воспитывать чувство гордости и любви к родному краю; воспитывать любознательность, эмоциональную отзывчивость.

Дополнительные задачи: Воспитывать нравственно - патриотические чувства у детей среднего возраста.

Словарная работа: «Дерево», «здоровый», «Бер»

Планируемые результаты: У детей совершенствуется умение слушать собеседника; Дети знают о деревьях и лекарственных растениях, дружно взаимодействуют

Подготовительная работа:

Чтение «Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу.»

Просмотр фильмов о Байкале.

Художественное творчество, рисование на тему: «деревья Прибайкалья»

Материалы и оборудование:

Презентация по теме: «Растительный мир Прибайкалья»

Иллюстрации на тему: «Растительный мир Прибайкалья»

 

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно-мотивационный этап

Организация внимания детей к предстоящей деятельности

Жил-был Художник. Это был необыкновенный художник. Он мог разглядеть чудо в обыденности. Чудеса окружают нас повсюду: на улице, в лесу, у моря. И Художник отправился в необыкновенное путешествие – в мир растений. Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь, и попадете в лес. (Звучит мелодия).

Лес полон загадок и таинств. Что бы понять, как живет лес, почему все происходит так, а не иначе. Нужно хорошо знать растительный мир.

Рассказ педагога, объяснение

Слушают педагога, проявляют заинтересованность, любознательность

У детей совершенствуется умение слушать собеседника 

2

Основной этап

Побуждение детей к открытому диалогу с воспитателем

В лесу растут деревья. Я могу рассказать, откуда произошло слово «дерево». «Драть», «дерево», «здоровый» - это слова-родственники. Вас удивляет это? Эти слова связаны друг с другом древнейшим словом «деру».

Это слово было в древнегреческом, славянском языках и везде оно означало «лес», «дерево», «дуб», «смола» или «сила», «мощь», «выносливость».

Ну а «здоровый» просто-напросто означает «крепкий, как деревяшка». Вот, оказывается, как много интересного в простом слове «дерево». 

 

Физминутка:

В нашем краю горы высокие – подняться на носки, руки вверх

Реки глубокие – наклоны вперед

Леса большие – выпрямиться, руки в стороны

А мы - ребята, вот такие! – выставить большой палец.

А какие бывают деревья? 

Давайте загадаю вам загадки.

Стоит в белой одежке, свесив сережки. (Береза)

В белом сарафане
Встала на поляне
Летели синицы,
Сели на косицы. (Береза)

Береза – единственное в мире дерево с белой корой. Вот оно, чудо первое! Да и название свое дерево получило по цвету коры.

У древних славян слово «Бер», означало «светлый», «ясный», «блестящий», «белый». От слова «Бер» получились слова «берза», «береза».

Из березы делают мебель, лыжи, деготь. Из настоев почек – лекарство от простуды, натирания суставов. Получают березовый сок.

 

Какие еще загадки есть про деревья?

Богатырского сложенья
Он раскидист и высок.
Желуди на нем растут.
Как его зовут?                              (Дуб)

Древние славяне называли дуб величайшим чудом, красавцем, могучим, сильным «перуновым деревом» в честь бога грома и молнии. Самый главный был бог Перун.

Древесину дубов используют при строительстве судов и вагонов, делают дома. Из коры делают лекарства, чтобы закрепить кишечник, вылечить больной живот.

Следующая загадка

Ее всегда в лесу найдешь -
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель).                               

Ель вечнозеленое растение, с ним связываются вечная жизнь и здоровье. Из ели делают бумагу, искусственный шелк, музыкальные инструменты и строят дома из дерева и делают лекарства.

Стройная и прекрасная, на ней ягода красная
(рябина)

В ягодах рябины - уйму витаминов (для людей, птиц и животных). 

Правильно, вы отгадали все загадки.

Где растут эти деревья? (В лесу).

А что еще можно встретить в лесу? (Ответы детей).

Правильно, настоящий лес – это деревья, травы, грибы, цветы, животные и птицы, а так же лекарственные растения. 

Дидактическая игра «Кузовок»

Правила игры: В первую корзинку будем складывать те растения, у которых лекарственным сырьём служат листья (мята), во вторую цветы (календула), в третью плоды (шиповник)

 

Мать и мачеха.

Откуда у нас такое название? (из сказок)

Жила-была она семья счастливо, покуда не заболела мама, а потом и умерла. Отец женился на другой женщине. И сразу в доме затихли песни и радостные игры ребятишек. Стали люди замечать, что жизнь в семье будто замерла. Мачеха говорит тепло, а холодом веет, проведет рукой по волосам – словно репьев насажает.

Как пригрело солнышко, младшая дочка от тоски стала на косогор к речке бегать, слезы выплакивать.

Как-то раз подняла голову, а у ног цветочек желтенький расцвел. В тот день навсегда исчезла мачеха, след простыл. А цветочек каждую весну появляется.

Посмотрит, хорошо ли детям, и снова пропадает. На его месте летом листья вырастают, сверху холодные, а снизу теплые, мягкие.

Листья собирают в середине лета (июле), сушат в тени – лекарственное средство, без черешков.

Это растение, мать и мачеха, лечит кашель, сердце, насморк, заживляет раны.

А весной ранний мед самих цветков сладкий, самый целебный выручает всех пчел, шмелей после долгой зимы.

Одуванчик получил такое название за то, что его семена умеют летать: одуванчик, ветродуйка, пустодуйка.

Богатырскую силу принял одуванчик от человека. Когда-то давно в разоренной врагами земле случайно уцелел крестьянский мальчик. В пыли и грязи из живого нашел он только изломанный цветок одуванчика. Поправил он ему шляпку, и тот ожил. Поляна вскоре покрылась ковром желтых цветов.

Сошлись люди сюда из других мест и изгнали врага. С тех самых пор самая могучая из полевых трав – одуванчик – платит человеку за силу свою.

Одуванчик съедобен: из молодых листьев делают салат, из корней кофе, из цветков варенье, мед. Делают лекарство от зубной боли, от глазных болезней, от бессонницы. Соком выводят веснушки. Корни заготавливают ранней весной или поздней осенью, промывают, просушивают, досушивают в печке.

Отвар корней лечит больных желтухой.

 

Черемуха

Жили когда-то на земле красавицы. Все люди любовались ею. Солнце кудри золотило, ветер ласкал. И желала она оставаться вечно молодой и неотразимой. Бог ее услышал и превратил чаровницу в дерево черемухи.

Каждую весну обряжается черемуха в белоснежный подвенечный убор, как невеста. От ее красоты звучат в душе весенние нотки, и кружиться голова от приятного запаха.

Черемухи становиться меньше, так как ее обламывают охапками и выбрасывают целыми букетами. Ее надо беречь.

Из свежих цветков можно делать примочки для глаз. Плоды черемухи как чай можно кушать или пить, когда болит живот. Отвар коры от всяких насекомых: мух, вшей. (стихи детей).

Шиповник

В своих лепестках накапливается масло, это масло заживляет раны. Лепестки поворачиваются в течении дня за солнцем, куда солнце – туда цветок.

В ягодах много витаминов. Цветет шиповник с мая до июля, плоды созревают в августе – сентябре, но на ветвях держатся до зимы. Плоды собирают, сушат на воздухе, затем в печах или в сушилках. Отвар шиповника помогает при ожогах, обморожениях, при усталости придают силу организму, укрепляют кости. Из плодов делают варенье, сок, желе. Из шиповника получают масло.

Рассказ педагога, физическая минутка, дидактическая игра, показ иллюстраций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физ.минутку

 

 

 

 

 

Дети отгадывают загадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общение, взаимодействие со сверстниками и воспитателем

3

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

Лекарственные растения используют с древнейших времен. Жители Древней Руси широко использовали травы для лечения различных болезней. Лечением занимались ведуны и знахари. Ученые монахи так же собирали лекарственные растения и лечили им больных.

Растениями лечатся не только люди, но и животные.

В лесу обитают различные звери и птицы, растут разнообразные растения, но постепенно они исчезают. Лес надо беречь и охранять: не ломать деревья, не разводить костер, не пугать его обитателей. Если все это выполнять, тогда лес не скупясь, одарит людей.

Лес – щедрый друг человека. Что бы узнать лесные тайны, увидеть лесных птиц и зверей, нужно уметь беречь тишину, научиться бесшумно ходить по лесу. И вот в такой тишине Художник взял кисть и нарисовал деревья и кусты, траву, грибы, птиц и насекомых. Потом нарисовал лесных зверей.

Вот теперь это настоящий лес, он будет жить. А людям дан наказ: «Не истреби, не сорви, не затопчи, не испорти», «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только цветами и лесами, но и душой».

Ребята, наше занятие подошло к концу.

-Что интересного узнали на занятии?

-Какие лекарственные растения запомнили?

-Про какие растения Прибайкалья мы с вами сегодня разговаривали?

 

Беседа, подведение итогов

Дети слушают педагога, отвечают на вопросы

Дети знают о деревьях и лекарственных растениях, дружно взаимодействуют

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×