Конспект Занятия "Русская изба" | Мой кабинет. Работа №344557
Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям.
С первых лет жизни ребенка, приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.
К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям.
С первых лет жизни ребенка, приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.
К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:
Беседы с детьми.
Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне.
Чтение художественной литературы.
Продуктивная деятельность (изготовление оберега)
Театрализованные игры.
Рассматривание предметов быта и посуды.
Заучивание потешек, прибауток, закличек.
Проведение русских народных игр.
Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
Рассказ о народных обычаях и традициях.
Конспект НОД «Загадки русской избы»
Цель:
Приобщение детей к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность.
Создание образа оберега для своего дома.
Задачи:
Расширение кругозора и эрудиции детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.
Закрепить знания детей о русской избе, о предметах русского быта, о народном творчестве.
Развитие речи детей, мышления, памяти, творческой активности.
4.Познакомить детей с одним из явлений русского народного искусства – оберегом.
Материалы:
Кусочки ткани, нитки, заготовки – трафареты веника для создания оберега, фасоль, монетки, лавровый лист, зерно.
Оборудование:
Группа оборудована в стиле русской избы: деревянный стол, лавки, половики, вышитые рушники. Предметы быта: самовар, иконки, свеча, лапти, керосиновая лампа, деревянная посуда, образцы оберегов.
Инструменты:
Ножницы, нитки, ткань.
Предварительная работа:
Проживание тем в группе - « Мы россияне», «Святки», «Народное творчество».
Просмотр презентаций: «Государственные символы России», «Внутренний мир русской избы», «Обереги».
Изготовление макета для режиссерской игры – русская изба, предметы быта в ней (из соленого теста).
Знакомство с разнообразием росписей и декоративное рисование.
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.
Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.
- Здравствуйте.
Воспитатель: Давайте вспомним, для чего мы с вами решили отправиться в гости к хозяйке дома русской избы? (ответы детей - чтобы она нас научила делать обереги для нашего дома).
Тогда, давайте отправимся в путешествие в прошлое, и поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:
Ты катись, катись, клубок,
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь-дорожку укажи.
Клубочек катиться – а дети идут следом за ним. Попадают в русскую избу (спальня оформлена под русский быт).
В горнице детей встречает русская барышня – красавица.
Здравствуйте хозяева!!!
Здравствуйте гости дорогие: красны девицы и добры молодцы!!! Рада видеть вас в своем дому. Зачем пожаловали???
Дети: Мы пришли к вам с просьбой – научить нас делать обереги для нашего дома.
Хозяйка. Научить то научу, но сначала должна проверить ваши знания – что же вы знаете о русском быте.
Хозяйка. Много лет назад, люди жили в домах, которые назывались……(избами).
Раньше не было многоэтажных домов, и у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен.
Кто из вас помнит, из какого дерева строили на Руси избу?
(из сосны или ели).
В избу вели деревянные ступеньки.
Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались раньше.
Что же было в каждой избе???
Дети:
В каждой избе была печь. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.
Какие же были в избе полы?
Дети:
Полы в комнате были деревянные. Стол тоже изготавливался из дерева. На полу стелили дорожки.
Воспитатель: Наверху находились деревянные полки, на которых стояли глиняные кувшины, коробки с различными припасами. Центральное место в избе - занимала печь. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.
Хозяйка: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте.
По диагонали от печи в избе находился красный угол. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.
Что же значит название Красный угол???
Дети: Название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый».
В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи.
Вот так жили люди раньше!
Воспитатель: А сейчас давайте вспомним о предметах быта русской избы. И помогут нам в этом загадки:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит.
/Самовар/
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
/Печь/.
В избе – изба,
На избе – труба,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт.
/Печь/
Черный конь
Скачет в огонь.
(Кочерга.)
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
(Ухват.)
То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – продырявит
(Утюг)
В лесу родился,
В руках крестился,
На ногах умер.
(Лапоть.)
Тело бело,
Душа льняная,
Маковка золотая.
(Свеча.)
Синее море,
Стеклянные берега,
Плавает утка,
Горит голова.
(Керосиновая лампа.)
На Руси верили – никакой дом не стоит без домового. Домовой это душа дома, покровитель жилища и людей, живущих в нём. Он живет в доме, предпочитая место, где тепло и сытно – печку, кухню. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам «соседушка” устраивает мелкие неприятности: стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду и др. Если домовой в дружбе с хозяином – дом под его охраной. Домовой любит перевоплощаться в разных животных, особенно в кота. При переезде на новое место “Соседушку” обязательно звали с собой. Он защищал дом от всяческих напастей.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, а что такое оберег? (ответы детей)
Воспитатель: чтобы в доме было все хорошо, люди стали создавать разные обереги для своего дома: оберег защищал дом от всяческих напастей. Обереги применялись всюду - и при постройке жилища, при изготовлении предметов домашней утвари, орудий труда, одежды и даже в детских играх.
Это были обереги в виде мешочков, веничков, куколок - берегинь, защитный щит - божье око, расписные яйца (показ разновидностей оберегов).
Игра «Назови слово по схеме».
Хозяйка. А сейчас я покажу вам схему, а вы будете называть мне слова, которые есть в моей избе. Показ схемы
Обозначающей предмет - отвечает на вопрос Кто? Что?
Дети называют слова: Ухват, печь, горшок и т.д.
А сейчас показывает новую схему, которая обозначает признак предмета: Дети подбирают слова к слову ухват - деревянный, железный, нужный.
Хозяйка. А теперь, подберите слова к этой схеме, которая обозначает что???
Дети: действие предмета – называют слова: печь, ставить, готовить и т.д.
Хозяйка избы приглашает детей отдохнуть и поиграть в русскую народную
Физкультминутка «Во саду ли, в огороде» (звучит аудиозапись русских народных мелодий, дети выполняют движения танца).
Хозяйка. А сейчас еще одно задание для вас: У меня на столах расставлены игрушки и предметы быта, расписанные мастерами – умельцами. Я буду брать предмет в руки – а вы называть его и, какой росписью он расписан.
Игра «Назови роспись».
Хозяйка. Но так, как вы со всеми моими испытаниями справились, я приглашаю вас в свою мастерскую, где моя Марьяна – искусница научит вас делать куклы – обереги.
Дети переходят в другую комнату: группа превратилась в мастерскую: на столах разложены кусочки ткани, нитки, кусочки синтепона.
Марьяна – искусница (мама ребенка из нашей группы). Здравствуйте дорогие гости. Рада вас видеть в своей мастерской.
Рассаживайтесь ладком, да послушайте. Сегодня я хочу научить вас делать куклу – оберег, которая называется ДЕНЬ - НОЧЬ.
Марьяна – искусница: Краткая информация о кукле день-ночь:
Кукла День и Ночь – символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища.
Ее делали под Новый год Она жила в доме, и хозяин и хозяйка разговаривали с куклой. Ежедневно утром ее поворачивали к себе светлой стороной, а вечером – темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачный в делах, благополучным. Вечером перед сном обращались к темной стороне – чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими.
Марьяна – искусница: перед вами лежит ткань разного цвета, как вы думаете – какая ткань подойдет для девочки – ночи?? (ответы детей).
Практическая работа в мастерской.
Дети по образцу Марьяны – искусницы делают первую куколку оберег День. Когда кукла готова, воспитатель предлагает детям, вспомнить последовательность работы первой куклы, назвать, с чего они начинали работу, что делали потом – дети, рассказывая последовательность, делают вторую куклу – Ночь.
Самостоятельная работа.
( Форма работы совместно – индивидуальная)
Во время самостоятельной работы играет русская народная музыка.
По окончании занятия детские работы размещаются на коллективной выставке. Идёт совместный анализ работ.
- Ребята, что интересного и познавательного вы для себя подчеркнули на нашем занятии?
Дети: научились делать куклу оберег день-ночь.
Информационная справка:
Краткая информация о кукле день-ночь:
Кукла День и Ночь – символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища.
Ее делали под Новый год Она жила в доме, и хозяин и хозяйка разговаривали с куклой. Ежедневно утром ее поворачивали к себе светлой стороной, а вечером – темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачный в делах, благополучным. Вечером перед сном обращались к темной стороне – чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими.
ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ В ОБЕРЕГЕ
ЗЛАКИ И БОБОВЫЕ - символ достатка, сытости и физической силы.
ПШЕНО – от сглаза.
ЧЕСНОК – от нечистой силы.
ДОМ, ХАТКА – единство и крепость семьи.
РЯБИНА, ШИПОВНИК – женская красота и молодость.
СЕМЕЧКИ ПОДСОЛНУХА – здоровье детей и энергия солнца.
ЛАВРОВЫЙ ЛИСТ - слава и успех.
ГРЕЧКА - ПЛОДОРОДИЕ И ДОСТАТОК
КУКУРУЗА – продолжение рода, Сплочённость семьи.
ОРЕХИ, ЖЁЛУДИ – продление молодости.
ШИШКА – трудолюбие и достижение успеха.
МЕШКОВИНА – изобилие и благосостояние.
КОСА – бесконечность.
ФАСОЛЬ – зарождение новой жизни.
МЕТЛА ВНИЗ – выметает сор из дома.
МЕТЛА ВВЕРХ – к деньгам.
ПУГОВИЦЫ – к обновам.