конспект занятия "Русская красавица Матрешка" | Аксенова Наталья Ивановна. Работа №277112
Автор: Аксенова Наталья Ивановна
Целью данного занятия является знакомство детей с историей рождения русской деревянной матрешки, с разнообразием видов данной игрушки. На занятии дети отгадывают загадки, слушают рассказ педагога и рассматривают игрушки и иллюстрации, играют в дидактичекую и подвижную игру по теме. В конце занятия, в продуктивном блоке, детям предлагаются вырезанные из бумаги силуэты матрешек и ставится задача придумать и нарисовать узор для сарафана. по окончании занятия воспитатель предлагает рассказать, откуда пришла их матрешка и почему у нее такой узор.
Конспект интегрированного занятия на тему:
«Русская красавица Матрешка»
Цель: познакомить детей с историей рождения русской деревянной матрешки. Показать разнообразие видов данной игрушки.
Задачи: формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства. Развивать умение детей соотносить предметы по высоте. Учить различать разные техники росписи матрешек. Развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами. Формировать и развивать творческие возможности детей, их самостоятельность в придумывании рисунка для сарафана.
Материалы: русский народный костюм для педагога. Большие силуэты матрешек. Выставка-музей деревянных игрушек (матрешек). Иллюстрации и детские книги с изображением матрешек. Кисти, краски, салфетки, подставки для кисточек, баночки с водой для каждого ребенка.
Предварительная работа: чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки), разучивание подвижной игры «Матрешка и мышь», игры с матрешками.
Ход занятия.
Педагог одета в русский народный костюм.
Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада, что вы ко мне зашли сегодня в гости! Сегодня я хочу показать вам одну очень интересную игрушку. Если загадку мою до коннца дослушаете да угадаете, так и узнаете, о чем сегодня речь пойдет:
Словно репка она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть…
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко наша русская… (матрешка)
Правильно. Самыми любимыми игрушками в народе у детей были матрешки, и сегодня я вас приглашаю в музей деревянной игрушки, где вы познакомитесь с историей появления матрешки.
Рассказ педагога. Кажется, что матрешка пришла к нам их мира легенд и сказок, из самой древности. Но на самом деле ей немногим больше ста лет. Первая матрешка родилась в старинном русском городе Сергиевом Посаде (Загорске). Почему игрушку назвали матрешкой неизвестно. Может быть потому что имя Матрена на Руси было наиболее распространено. Около ста лет назад из Японии привезли в нашу страну деревянную куклу. Это был добродушный старик, внутри которого была вся его семья. Игрушка очень понравилась нашим художникам, и они решили сделать такую же для наших детей. Это была розовощекая девочка в сарафане, переднике, платке с цветами. Правой рукой она прижимала к себе черного петуха. Внутри находились еще фигурки: три девочки, мальчик с дудочкой, девочка с малышом на руках, а последняя – фигурка спелёнатого младенца. Всего было восемь фигурок. (В процессе рассказа педагог показывает иллюстрации). Матрешку полюбили сразу и дети, и взрослые. Уж больно хороша она была! Да еще и целое семейство внутри!
Сейчас появились самые разнообразные матрешки: это и герои рассказов и сказок, богатыри, зверушки, да и просто молодцы с балалайками. Посмотрите, перед вами стоят матрешки, расставьте их по росту, начиная с самой большой.
Проводится дидактическая игра «Расставь по убыванию».
И сегодня производством матрешек занимаются во многих городах и селах нашей страны. И все они отличаются друг от друга и имеют свои особенности. У Семеновской матрешки весь фартук занимают букеты цветов, главные цвета- желтый, зеленый, лимонный, малиновый. Загорская матрешка в сарафане и кофточке с вышивкой, на голове платок, в руках- то корзинка, то грибок. У Полохов-майданской матрешки нет сарафана и фартук, а только условный овал на двухцветном поле, на котором множество цветов, на голове полушалок с цветами. Название матрешек происходит от места их производства. (воспитатель сопровождает свой рассказ показом матрешек). Сегодня матрешку знают во всем мире, она стала сувениром.
Проводится подвижная игра «Матрешка и мышь»:
Вот матрешечки гуляли,
В лесу ягоды искали,
Так, так и вот так в лесу ягоды искали.
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели,
Так, так и вот так вкусны ягоды поели.
Как матрешечки устали
Под кусточком задремали,
Так, так и вот так под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали,
Так, так и вот так свои ножки показали.
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки
Побежали по дорожке чьи-то серенькие ножки!
Эй, матрешки, берегись, оказалось это Мышь! (дети выполняют движения в соответствии с текстом, мышка ловит матрешек).
Ребята, вам понравилось играть? А игрушки наши понравились? Тогда садитесь за столы, попробуйте сами нарисовать костюм для матрешки.
Продуктивный блок. Детям предлагаются вырезанные из бумаги силуэты матрешек и ставится задача: придумать и нарисовать узор для сарафана (Ой, ребята, посмотрите-ка, а такие матрешки, без цвета и узора красивые? А если их расписать, они станут красивее?). Воспитатель предлагает продумать, каков будет основной цвет сарафана, какой цветочный или геометрический узор будет его украшать.
Итог занятия. После окончания работы воспитатель предлагает рассказать откуда пришла их матрешка и почему у нее такой костюм, о чем дети думали, когда выполняли свою работу, хвалит ребят.
Ну а сейчас пришло время расставаться! До свидания!