Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: «Вода и обитатели воды – рыбы. Шуба для рыбки». | Балахонова Ирина Петровна. Работа №364305
педагогическое мероприятие
с детьми старшего дошкольного возраста
по познавательному развитию
с элементами нетрадиционной лепки на тему:
«Вода и обитатели воды – рыбы. Шуба для рыбки».
Цель: Расширять представления детей об объектах живой природы - рыбах, обитателях различных водоемов.
Задачи:
Образовательные:
Расширить и систематизировать знания детей о многообразии рыб, представителях подводного мира, об их особенностях и приспособленности к жизни в водной среде, о внешнем виде, питании, передвижении.
Формировать желание у детей активно изучать подводный мир в разное время года в соленых и пресных водоемах.
Представлен
на краевой этап
Всероссийского конкурса
«Воспитатель года России»
в 2024 году
Конспект
педагогического мероприятия
с детьми старшего дошкольного возраста
по познавательному развитию
с элементами нетрадиционной лепки на тему:
«Вода и обитатели воды – рыбы. Шуба для рыбки».
Балахонова Ирина Петровна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МДОУ «ДС№16»
с.Сотниковское
2024г
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: Расширять представления детей об объектах живой природы - рыбах, обитателях различных водоемов.
Задачи:
Образовательные:
Расширить и систематизировать знания детей о многообразии рыб, представителях подводного мира, об их особенностях и приспособленности к жизни в водной среде, о внешнем виде, питании, передвижении.
Формировать желание у детей активно изучать подводный мир в разное время года в соленых и пресных водоемах.
Развивающие:
Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей, мыслительную активность.
Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию,
воображение.
Активизировать умственные способности детей, пополнять словарный запас. Развивать мелкую моторику рук.
Развивать самостоятельность, умение доводить свою работу до конца.
Воспитательные:
Воспитывать у детей экологическую грамотность, нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, потребность в общении с живой природой, любовь к живому, повышать интерес к познанию, желание сохранить её красоту, богатство.
Воспитывать интерес к нетрадиционной лепке из бумаги собственноручного изготовления.
Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
Воспитывать коммуникативные и дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Методы и приёмы:
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания
мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, беседа, использование дидактических пособий, наглядного материала, составление картины, проведение физкультминутки, пальчиковой гимнастики, использование технических средств, сюрпризный момент.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, круги и флажки зеленого, желтого и синего цветов, бумажное тесто, пластмассовые и стеклянные предметы посуды, влажные салфетки.
Воспитатель: Меня зовут Ирина Петровна.
Доброе утро, девочки и мальчики! Здравствуйте, россияне! Почему я так сказала?
Мы жители страны Россия.
Приветствую вас, земляне! А почему я вас так назвала?
Живем на планете Земля.
Рада пригласить вас в наш кинозал. Проходите, пожалуйста.
Слайд Планета Земля.
Воспитатель: Нашу Землю называют голубой планетой, посмотрите и скажите почему? (Много голубого цвета.).
Голубой – цвет воды.
Путешественники, ученые утверждают, что суша на нашей планете занимает всего одну четвертую часть от всей поверхности. А все остальное – вода.
Проведем сравнение.
Воспитатель: По форме наша планета похожа на яблоко. Если яблоко разрезать на 4 части, то вот такая одна часть – будет обозначать сушу. А вот это все будет - 3части - вода. Так много или мало воды на планете Земля? Верно, много.
Воспитатель: Известно, что впервые живые существа появились именно в воде. И сейчас в ней живут половина всех животных и растений нашей планеты.
Отгадайте загадку.
Кто в водичке чистой
Блещет спинкой серебристой?
Плавает под мостиком и виляет хвостиком.
По земле ходить не может, открывает рот, да не слышно, что поет?
Воспитатель: Правильно, рыбы.
Именно о рыбах мы сегодня и поговорим.
Посмотрите, пожалуйста, на экран.
Слайд. Мультфильм.
Воспитатель: Предлагаю поиграть и проверить вашу внимательность.
Игра называется «Что мы знаем о рыбах».
Слайд для вопросов
- На что похожа чешуя рыб? она похожа на круглые монетки, защищает тело рыб
- Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море). Верно,в водоемах.
- Зачем рыбам нужен хвост? Рыбы передвигаются в воде с помощью плавников и хвоста.
-Чем питаются рыбы?
Воспитатель: Рыбы едят водоросли, насекомых, моллюсков, червей. Хищники питаются другими рыбами, а бывает, что и птицами или мелкими животными. Аквариумных рыб мы кормим специальным кормом.
Слайд. Как называются рыбы, живущие в соленой воде? Морские. Познакомьтесь. Это морские рыбы: акула, рыба- шар, рыба-меч, рыба – клоун.
Слайд. Как называются рыбы, которые живут в пресной воде? пресноводные. Посмотрите, это щука, лещ, карась и сом
Слайд. Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные).
У кого дома есть аквариум, то знает названия этих рыбо: гуппи, меченосец, золотая рыбка, сомик.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, на спинке вашего стула приклеен кружок определенного цвета. Запомните свой цвет и подойдите к столу с таким же по цвету флажком.
Воспитатель: Теперь вы три команды.
Каждой команде необходимо из нескольких частей собрать одну общую картинку.
Работаем дружно, быстро и внимательно.
Раз, два, три, четыре, пять, начинаем собирать.
Раз, два, три, четыре, пять, прекращаем собирать.
Воспитатель: Скажите название рыбы и где она живет.
Это щука, живет в реке,
Это рыба- клоун, живет в море,
Это золотая рыбка, живет в аквариуме.
- Молодцы, все правильно справились с заданием.
Воспитатель: Любят рыбки порезвиться, поиграть друг с другом. Давайте и мы не останемся в стороне.
Физминутка:
Рыбка рыбке говорила.
Плавничками шевелила:
«Чтобы быть здоровой, гладкой,
Будем делать мы зарядку.
Хлоп направо, хлоп налево,
Мы стройны, как королевы!
Будем хвостиком вилять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Два подскока, три хлопка,
Головою два кивка».
Воспитатель: Как вы думаете, рыбы очень активны и подвижны в какое время года? Верно, в теплое время года.
Слайд: С наступлением зимы поверхность водоёма застывает и превращается в лёд, Он сковывает воды, и рыбам достается меньше кислорода, поэтому экологи, инспекторы рыбоохранной службы помогают всем обитателям водоемов – прорубают лед, делают лунки, через которые чистый воздух поступает в воду под лед.
Воспитатель: А на самой глубине вода не замёрзает, и именно это помогает водным обитателям перезимовать и не погибнут. Многие рыбы опускаются на дно водоема, собираются в стайки, прячутся в ямы, зарываются в ил, спят. Некоторые рыбы покрываются слоем слизи, будто шубой прикрылись от холода.
Слайд: Звукозапись: « И я хочу шубу. Хочу быть королевой. У настоящих рыб всё есть и вода, и водоросли, и друзья и даже шуба. Да, я бумажная золотая рыбка, так и сделайте мне бумажную шубу».
Воспитатель: Где же она? Да, кажется, здесь есть проблема. Ребята, давайте поможем нашей бумажной золотой рыбке. Проходите за столы.
Воспитатель: Знаю я один секрет, как можно помочь не только животным, но и растениям нашей планеты. Бумагу же делают из чего? древесины. Воспитатель: Вырубается огромное количество деревьев в лесу. И чтобы сохранить лес от лишней вырубки, нужно бережно и экономно относиться к бумаге. Что вы делаете с ненужной вам бумагой? Выбрасываете? А мы шубу для нашей рыбки сделаем из обрезков и уже использованной бумаги.
Воспитатель: Посмотрите. Ненужную бумагу мелко измельчаем, заливаем водой. Добавляем клей, крахмал, перемешиваем и получаем бумажное тесто. Такому тесту можно придать любую форму, цвет и размер. Поделку из бумажного теста обязательно нужно просушить.
Воспитатель: Шуба для рыбки – это чешуйки круглой формы.
Перед вами на круглой формочке лежит шарик из бумажного теста. Прижмите тесто ладошкой, получились круглые лепешки. По форме они напоминают чешуйки рыбьи. Протрите руки влажной салфеткой. А наши заготовки я отнесу в сушильную коробку. Ведь тесто должно просушиться.
Воспитатель: Выходите на середину зала. Все запомнили, как можно приготовить бумагу своими руками. Повторяйте за мной.
Мы ненужную бумагу мяли, рвали.
Водой теплой заливали, клей. Крахмал к ней добавляли,
разложили. Просушили и бумагу получили.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что же получилось у нас.
Достаю сухие чешуйки и прикрепляю на магнитную доску.
Воспитатель: Какая оригинальная. Необычная шубка. Мечта нашей бумажной золотой рыбки исполнилась благодаря вашей помощи.
Воспитатель: Ребята, это вы поставили здесь коробочку?
Здесь написано «Самым любознательным, внимательным и заботливым друзьям природы»
Воспитатель: Вы сегодня были внимательными? Сообразительными?Что нового узнали вы сегодня о рыбах?
Что вам понравилось, какие рыбы вам удивили?
Нужно ли беречь природу, животных, растения? Экономить бумагу?
Так значит подарок для вас?
Открытка: Я хочу вам пожелать:
Пусть земля родная наша
Год от года будет краше!
Вы не гости на планете,
Помните об этом, дети!
Научитесь мир беречь!
Счастья и здоровья вам! До новых встреч!
Большое спасибо за новую шубку.
Рыбка передает вам подарок.
Воспитатель: Ребята, я рада, что познакомилась с вами и у меня есть подарок для вас – Энциклопедия о морских обитателях.
Представлен
на краевой этап
Всероссийского конкурса
«Воспитатель года России»
в 2024 году
Самоанализ
педагогического мероприятия
с детьми старшего дошкольного возраста
по познавательному развитию
с элементами нетрадиционной лепки на тему:
«Вода и обитатели воды – рыбы. Шуба для рыбки».
Балахонова Ирина Петровна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МДОУ «ДС№16»
с.Сотниковское
2024г
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: Расширять представления детей об объектах живой природы - рыбах, обитателях различных водоемов.
Задачи:
Образовательные:
Расширить и систематизировать знания детей о многообразии рыб, представителях подводного мира, об их особенностях и приспособленности к жизни в водной среде, о внешнем виде, питании, передвижении.
Формировать желание у детей активно изучать подводный мир в разное время года в соленых и пресных водоемах.
Развивающие:
Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей, мыслительную активность.
Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию,
воображение.
Активизировать умственные способности детей, пополнять словарный запас. Развивать мелкую моторику рук.
Развивать самостоятельность, умение доводить свою работу до конца.
Воспитательные:
Воспитывать у детей экологическую грамотность, нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, потребность в общении с живой природой, любовь к живому, повышать интерес к познанию, желание сохранить её красоту, богатство.
Воспитывать интерес к нетрадиционной лепке из бумаги собственноручного изготовления.
Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
Воспитывать коммуникативные и дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Методы и приёмы:
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания
мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, беседа, использование дидактических пособий, наглядного материала, составление картины, проведение физкультминутки, пальчиковой гимнастики, использование технических средств, сюрпризный момент.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, круги и флажки зеленого, желтого и синего цветов, бумажное тесто, пластмассовые и стеклянные предметы посуды, влажные салфетки.
На протяжении всей организованной образовательной деятельности
решались задачи по реализации принципа интеграции пяти образовательных областей.
Образовательная область «Познавательное развитие» - уточнялись и
развивались представления детей об объектах живой природы – рыбах, о
особенностях жизни и размножении в разных водоемах, в разное время года.
Образовательная область «Речевое развитие» - обогащался, активизировался словарь по теме, развивалось умение отвечать на вопросы предложением, отдельными конкретными словами в дидактических играх.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» - закреплялись навыки поведения в игре и продуктивной деятельности.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - формировались художественно-творческие способности посредством нетрадиционных методов лепки.
Образовательная область «Физическое развитие» - формировались точные координированные движения в сочетании с речью.
Образовательная деятельность проводилась в старшей группе с 12 детьми и длилась 20 минут.
Программное содержание и объем материала, его сложность соответствуют возрастным, физическим и индивидуально-психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста, требованиям ФГОС. Эстетика, длительность, гигиенические требования к проведению ООД отвечают требованиям СаНпиН.
Занятие построено на продолжении ознакомления с новым материалом. Его педагогическая направленность – расширение знания детей об окружающей живой и неживой природе, её объектах, в частности - рыбах, о бережном отношении к продуктам труда человека.
а так же совершенствование умений и навыков при изготовлении поделок из собственноручно сделанной бумаги (по проекту «Дадим бумаге вторую жизнь»). Все этапы занятия взаимосвязаны между собой, логичны, построены в едином игровом сюжете.
Смена видов деятельности способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей ООД. В процессе деятельности были использованы дидактическая игра в подгруппах, физминутка, пальчиковая гимнастика для снятия мышечной усталости
По своей структуре организованная образовательная деятельность построена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать познавательный интерес у дошкольников.
Применяемые методы и приемы соответствуют поставленным образовательным, развивающим и воспитательным задачам, особенностям учебного материала и индивидуальным особенностям детей.
- Наглядный метод (показ и объяснение; помощь взрослого).
- Словесный метод (комментарии, советы, инструкция, похвала, одобрение).
- Практический метод (повторение слов, запоминание названий, рассматривание картинок, просмотр видеофильма, игры дидактические).
Каждый этап непосредственно образовательной деятельности имел развивающую направленность: развитие внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей.
В процессе образовательной деятельности преследовались и воспитательные цели, направленные на доброжелательную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, а так же воспитание сочувствия, сопереживания, желания оказывать помощь при работе в подгруппе.
Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, презентация со звуковым включением, учитывались речевые возможности каждого ребёнка.
В процессе непосредственно образовательной деятельности непрерывно велась работа над расширением, обогащением, уточнением словарного запаса детей, умением согласовывать слова в предложениях.
Для основных движений подобраны упражнения, развивающие у детей мелкую моторику и оптико-пространственное восприятие. Способ подачи двигательного задания вызывает адекватную реакцию детей.
Дети были заинтересованы, проявляли активность, охотно переключались с одного вида задания на другой, проявляли настойчивость в достижении цели.
Эмоциональный микроклимат положительный, все участники учебного процесса проявляли доброжелательность, терпение, спокойствие.
Считаю, что поставленная цель и задачи были реализованы в полном объеме, нагрузка соответствовала возрастной подготовленности детей, программный материал детьми усвоен.