Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: «Вода и обитатели воды – рыбы. Шуба для рыбки». | Балахонова Ирина Петровна. Работа №364305

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

педагогическое мероприятие

 с детьми старшего дошкольного возраста

по познавательному развитию

 с элементами нетрадиционной лепки  на тему:

«Вода и обитатели воды – рыбы. Шуба для рыбки».

 

Цель: Расширять представления детей об объектах живой природы -  рыбах, обитателях различных водоемов.

Задачи:

Образовательные:

Расширить и систематизировать знания детей о многообразии рыб, представителях подводного мира, об их особенностях  и приспособленности к жизни в водной среде, о внешнем виде, питании, передвижении.

 

Формировать  желание у детей активно изучать подводный мир в разное время года в соленых и пресных водоемах. 

 

Представлен

на краевой этап

Всероссийского конкурса

«Воспитатель года России»

в 2024 году

 

 

 

 

Конспект

педагогического мероприятия

с детьми старшего дошкольного возраста

по познавательному развитию

с элементами нетрадиционной лепки на тему:

«Вода и обитатели воды – рыбы. Шуба для рыбки».

 

 

 

 

Балахонова Ирина Петровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МДОУ «ДС№16»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сотниковское

2024г

 

 

 

 

 

 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: Расширять представления детей об объектах живой природы - рыбах, обитателях различных водоемов.

Задачи:

Образовательные:

Расширить и систематизировать знания детей о многообразии рыб, представителях подводного мира, об их особенностях и приспособленности к жизни в водной среде, о внешнем виде, питании, передвижении.

Формировать желание у детей активно изучать подводный мир в разное время года в соленых и пресных водоемах.

Развивающие:

Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей, мыслительную активность.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию,

воображение.

Активизировать умственные способности детей, пополнять словарный запас. Развивать мелкую моторику рук.

Развивать самостоятельность, умение доводить свою работу до конца.

Воспитательные:

Воспитывать у детей экологическую грамотность, нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, потребность в общении с живой природой, любовь к живому, повышать интерес к познанию, желание сохранить её красоту, богатство.

Воспитывать интерес к нетрадиционной лепке из бумаги собственноручного изготовления.

Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.

Воспитывать коммуникативные и дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Методы и приёмы:

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания

мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, беседа, использование дидактических пособий, наглядного материала, составление картины, проведение физкультминутки, пальчиковой гимнастики, использование технических средств, сюрпризный момент.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, круги и флажки зеленого, желтого и синего цветов, бумажное тесто, пластмассовые и стеклянные предметы посуды, влажные салфетки.

 

 

 

 

Воспитатель: Меня зовут Ирина Петровна.

Доброе утро, девочки и мальчики! Здравствуйте, россияне! Почему я так сказала?

Мы жители страны Россия.

Приветствую вас, земляне! А почему я вас так назвала?

Живем на планете Земля.

Рада пригласить вас в наш кинозал. Проходите, пожалуйста.

 

Слайд Планета Земля.

Воспитатель: Нашу Землю называют голубой планетой, посмотрите и скажите почему? (Много голубого цвета.).

Голубой – цвет воды.

Путешественники, ученые утверждают, что суша на нашей планете занимает всего одну четвертую часть от всей поверхности. А все остальное – вода.

Проведем сравнение.

 

Воспитатель: По форме наша планета похожа на яблоко. Если яблоко разрезать на 4 части, то вот такая одна часть – будет обозначать сушу. А вот это все будет - 3части - вода. Так много или мало воды на планете Земля? Верно, много.

 

Воспитатель: Известно, что впервые живые существа появились именно в воде. И сейчас в ней живут половина всех животных и растений нашей планеты.

Отгадайте загадку.

Кто в водичке чистой

Блещет спинкой серебристой?

Плавает под мостиком и виляет хвостиком.

По земле ходить не может, открывает рот, да не слышно, что поет?

 

Воспитатель: Правильно, рыбы.

Именно о рыбах мы сегодня и поговорим.

Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Слайд. Мультфильм.

 

Воспитатель: Предлагаю поиграть и проверить вашу внимательность.

Игра называется «Что мы знаем о рыбах».

Слайд для вопросов

- На что похожа чешуя рыб? она похожа на круглые монетки, защищает тело рыб

- Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море). Верно водоемах.

 

 

- Зачем рыбам нужен хвост? Рыбы передвигаются в воде с помощью плавников и хвоста.

-Чем питаются рыбы?

Воспитатель: Рыбы едят водоросли, насекомых, моллюсков, червей. Хищники питаются другими рыбами, а бывает, что и птицами или мелкими животными. Аквариумных рыб мы кормим специальным кормом.

 

Слайд. Как называются рыбы, живущие в соленой воде? Морские. Познакомьтесь. Это морские рыбы: акула, рыба- шар, рыба-меч, рыба – клоун.

Слайд. Как называются рыбы, которые живут в пресной воде? пресноводные. Посмотрите, это щука, лещ, карась и сом

Слайд. Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные).

У кого дома есть аквариум, то знает названия этих рыбо: гуппи, меченосец, золотая рыбка, сомик.

 

Дидактическая игра «Собери картинку»

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, на спинке вашего стула приклеен кружок определенного цвета. Запомните свой цвет и подойдите к столу с таким же по цвету флажком.

Воспитатель: Теперь вы три команды.

Каждой команде необходимо из нескольких частей собрать одну общую картинку.

Работаем дружно, быстро и внимательно.

Раз, два, три, четыре, пять, начинаем собирать.

Раз, два, три, четыре, пять, прекращаем собирать.

Воспитатель: Скажите название рыбы и где она живет.

Это щука, живет в реке,

Это рыба- клоун, живет в море,

Это золотая рыбка, живет в аквариуме.

- Молодцы, все правильно справились с заданием.

 

Воспитатель: Любят рыбки порезвиться, поиграть друг с другом. Давайте и мы не останемся в стороне.

Физминутка:

Рыбка рыбке говорила.

Плавничками шевелила:

«Чтобы быть здоровой, гладкой,

Будем делать мы зарядку.

Хлоп направо, хлоп налево,

Мы стройны, как королевы!

Будем хвостиком вилять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Два подскока, три хлопка,

Головою два кивка».

 

Воспитатель: Как вы думаете, рыбы очень активны и подвижны в какое время года? Верно, в теплое время года.

 

Слайд: С наступлением зимы поверхность водоёма застывает и превращается в лёд, Он сковывает воды, и рыбам достается меньше кислорода, поэтому экологи, инспекторы рыбоохранной службы помогают всем обитателям водоемов – прорубают лед, делают лунки, через которые чистый воздух поступает в воду под лед.

 

Воспитатель: А на самой глубине вода не замёрзает, и именно это помогает водным обитателям перезимовать и не погибнут. Многие рыбы опускаются на дно водоема, собираются в стайки, прячутся в ямы, зарываются в ил, спят. Некоторые рыбы покрываются слоем слизи, будто шубой прикрылись от холода.

 

Слайд: Звукозапись: « И я хочу шубу. Хочу быть королевой. У настоящих рыб всё есть и вода, и водоросли, и друзья и даже шуба. Да, я бумажная золотая рыбка, так и сделайте мне бумажную шубу».

 

Воспитатель: Где же она? Да, кажется, здесь есть проблема. Ребята, давайте поможем нашей бумажной золотой рыбке. Проходите за столы.

 

Воспитатель: Знаю я один секрет, как можно помочь не только животным, но и растениям нашей планеты. Бумагу же делают из чего? древесины. Воспитатель: Вырубается огромное количество деревьев в лесу. И чтобы сохранить лес от лишней вырубки, нужно бережно и экономно относиться к бумаге. Что вы делаете с ненужной вам бумагой? Выбрасываете? А мы шубу для нашей рыбки сделаем из обрезков и уже использованной бумаги.

 

Воспитатель: Посмотрите. Ненужную бумагу мелко измельчаем, заливаем водой. Добавляем клей, крахмал, перемешиваем и получаем бумажное тесто. Такому тесту можно придать любую форму, цвет и размер. Поделку из бумажного теста обязательно нужно просушить.

 

Воспитатель: Шуба для рыбки – это чешуйки круглой формы.

Перед вами на круглой формочке лежит шарик из бумажного теста. Прижмите тесто ладошкой, получились круглые лепешки. По форме они напоминают чешуйки рыбьи. Протрите руки влажной салфеткой. А наши заготовки я отнесу в сушильную коробку. Ведь тесто должно просушиться.

 

Воспитатель: Выходите на середину зала. Все запомнили, как можно приготовить бумагу своими руками. Повторяйте за мной.

 

 

Мы ненужную бумагу мяли, рвали.

Водой теплой заливали, клей. Крахмал к ней добавляли,

разложили. Просушили и бумагу получили.

 

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же получилось у нас.

Достаю сухие чешуйки и прикрепляю на магнитную доску.

Воспитатель: Какая оригинальная. Необычная шубка. Мечта нашей бумажной золотой рыбки исполнилась благодаря вашей помощи.

Воспитатель: Ребята, это вы поставили здесь коробочку?

Здесь написано «Самым любознательным, внимательным и заботливым друзьям природы»

Воспитатель: Вы сегодня были внимательными? Сообразительными?Что нового узнали вы сегодня о рыбах?

Что вам понравилось, какие рыбы вам удивили?

Нужно ли беречь природу, животных, растения? Экономить бумагу?

Так значит подарок для вас?

 

 

Открытка: Я хочу вам пожелать:

Пусть земля родная наша

Год от года будет краше!

Вы не гости на планете,
Помните об этом, дети!

Научитесь мир беречь!

Счастья и здоровья вам! До новых встреч!

 

Большое спасибо за новую шубку.

Рыбка передает вам подарок.

 

Воспитатель: Ребята, я рада, что познакомилась с вами и у меня есть подарок для вас – Энциклопедия о морских обитателях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Представлен

на краевой этап

Всероссийского конкурса

«Воспитатель года России»

в 2024 году

 

 

 

 

Самоанализ

педагогического мероприятия

с детьми старшего дошкольного возраста

по познавательному развитию

с элементами нетрадиционной лепки на тему:

«Вода и обитатели воды – рыбы. Шуба для рыбки».

 

 

 

 

Балахонова Ирина Петровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МДОУ «ДС№16»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сотниковское

2024г

 

 

 

 

 

 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: Расширять представления детей об объектах живой природы - рыбах, обитателях различных водоемов.

Задачи:

Образовательные:

Расширить и систематизировать знания детей о многообразии рыб, представителях подводного мира, об их особенностях и приспособленности к жизни в водной среде, о внешнем виде, питании, передвижении.

Формировать желание у детей активно изучать подводный мир в разное время года в соленых и пресных водоемах.

Развивающие:

Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей, мыслительную активность.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию,

воображение.

Активизировать умственные способности детей, пополнять словарный запас. Развивать мелкую моторику рук.

Развивать самостоятельность, умение доводить свою работу до конца.

Воспитательные:

Воспитывать у детей экологическую грамотность, нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, потребность в общении с живой природой, любовь к живому, повышать интерес к познанию, желание сохранить её красоту, богатство.

Воспитывать интерес к нетрадиционной лепке из бумаги собственноручного изготовления.

Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.

Воспитывать коммуникативные и дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Методы и приёмы:

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания

мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, беседа, использование дидактических пособий, наглядного материала, составление картины, проведение физкультминутки, пальчиковой гимнастики, использование технических средств, сюрпризный момент.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, круги и флажки зеленого, желтого и синего цветов, бумажное тесто, пластмассовые и стеклянные предметы посуды, влажные салфетки.

 

 

 

 

 

На протяжении всей организованной образовательной деятельности

решались задачи по реализации принципа интеграции пяти образовательных областей.

Образовательная область «Познавательное развитие» - уточнялись и

развивались представления детей об объектах живой природы – рыбах, о

особенностях жизни и размножении в разных водоемах, в разное время года.

Образовательная область «Речевое развитие» - обогащался, активизировался словарь по теме, развивалось умение отвечать на вопросы предложением, отдельными конкретными словами в дидактических играх.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» - закреплялись навыки поведения в игре и продуктивной деятельности.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - формировались художественно-творческие способности посредством нетрадиционных методов лепки.

Образовательная область «Физическое развитие» - формировались точные координированные движения в сочетании с речью.

Образовательная деятельность проводилась в старшей группе с 12 детьми и длилась 20 минут.

Программное содержание и объем материала, его сложность соответствуют возрастным, физическим и индивидуально-психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста, требованиям ФГОС. Эстетика, длительность, гигиенические требования к проведению ООД отвечают требованиям СаНпиН.

Занятие построено на продолжении ознакомления с новым материалом. Его педагогическая направленность – расширение знания детей об окружающей живой и неживой природе, её объектах, в частности - рыбах, о бережном отношении к продуктам труда человека.

а так же совершенствование умений и навыков при изготовлении поделок из собственноручно сделанной бумаги (по проекту «Дадим бумаге вторую жизнь»). Все этапы занятия взаимосвязаны между собой, логичны, построены в едином игровом сюжете.

Смена видов деятельности способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей ООД. В процессе деятельности были использованы дидактическая игра в подгруппах, физминутка, пальчиковая гимнастика для снятия мышечной усталости

По своей структуре организованная образовательная деятельность построена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать познавательный интерес у дошкольников.

Применяемые методы и приемы соответствуют поставленным образовательным, развивающим и воспитательным задачам, особенностям учебного материала и индивидуальным особенностям детей.

 

 

 

- Наглядный метод (показ и объяснение; помощь взрослого).

- Словесный метод (комментарии, советы, инструкция, похвала, одобрение).

- Практический метод (повторение слов, запоминание названий, рассматривание картинок, просмотр видеофильма, игры дидактические).

Каждый этап непосредственно образовательной деятельности имел развивающую направленность: развитие внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей.

В процессе образовательной деятельности преследовались и воспитательные цели, направленные на доброжелательную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, а так же воспитание сочувствия, сопереживания, желания оказывать помощь при работе в подгруппе.

Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, презентация со звуковым включением, учитывались речевые возможности каждого ребёнка.

В процессе непосредственно образовательной деятельности непрерывно велась работа над расширением, обогащением, уточнением словарного запаса детей, умением согласовывать слова в предложениях.

Для основных движений подобраны упражнения, развивающие у детей мелкую моторику и оптико-пространственное восприятие. Способ подачи двигательного задания вызывает адекватную реакцию детей.

Дети были заинтересованы, проявляли активность, охотно переключались с одного вида задания на другой, проявляли настойчивость в достижении цели.

Эмоциональный микроклимат положительный, все участники учебного процесса проявляли доброжелательность, терпение, спокойствие.

Считаю, что поставленная цель и задачи были реализованы в полном объеме, нагрузка соответствовала возрастной подготовленности детей, программный материал детьми усвоен.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×