Конспект занятия с детьми старшей группы "Путешествие в страну Математику" | Быковская Светлана Александровна. Работа №354586
Воспитатель:
- Дети, встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И беседовать начнём
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом
Воспитатель:
- Мне, ребята, сегодня ночью приснился сон, как будто я попала в страну Математику. Вижу: везде дома разной формы, деревья похожи на цифры, все улыбаются и приветливо машут руками. Мне очень захотелось туда попасть. А вы вместе со мной не хотите попасть в такую страну? А на чем мы можем отправиться в страну Математику?
Дети: - На автобусе, самолёте, пароходе, поезде, велосипеде.
Воспитатель:
- А от нашей станицы чем быстрее добраться? (автобусом).
- Для этого мы должны купить билеты.
1. Игровое упражнение с мячом «Билет на автобус».
- Чтобы сесть в поезд, нужно знать прямой и обратный счёт до 10. Вы, передавая мяч друг другу, называете одно число от 1 до 10 по очереди.
Воспитатель: – Вы молодцы, хорошо считали, и мы все можем сесть на свои места в автобусе (дети проходят на свои места за стол).
- Чтобы в пути не скучать, предлагаю поиграть (отвечая, поднимаем руку)
2. Игровое задание «Соседи - числа»
Воспитатель: – Я называю число, а вы его соседей.
Назовите соседей числа 2; соседей числа 4; соседей числа 5; соседей числа 6.
Воспитатель: – Ребята, вы знаете, в каких сказках встречается число «7»?
1. В какой сказке было семеро козлят?
2. Какой цветок исполнял все желания девочки Жени?
3. Как называется сказка, где были гномы и одна девочка?
4. Как называется сказка А.С. Пушкина, где было семь богатырей?
Ответы детей: «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Цветик - семицветик», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Воспитатель: – Сколько дней в неделе? Назовите седьмой день недели?
Воспитатель: – Число 7 обозначается цифрой «7».
Воспитатель: – Молодцы! Вот и доехали мы с вами до первой остановки. Первая остановка – «Лесная». Отгадайте загадки и узнаем, кто живёт в этом месте (воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их). На доске одновременно выставляются картинки отгаданных животных.
Загадки:
1. Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (Ёж)
2. Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)
3. Серый, и зубастый,
Произвел в лесу переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…(Волк)
4. Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый летом, но не мышка, зимой белый.
Кто это? (Заяц)
5. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
6. Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами — кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)
7. Кто по ёлкам ловко скачет,
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
Воспитатель: – Как одним словом можно назвать этих животных (дикие животные). Сколько всего животных? (7) Считают. Животные готовятся к зиме у них много дел, а мы поедем дальше (музыка) пока звучит музыка приготовить квадраты на доске
Следующую остановка «Цифровая».
Воспитатель: – Вот мы и доехали. Интересно, какое задание приготовили для нас?
- Что вы видите на доске? - красные и синие квадраты.
- Сколько всего квадратов? (7)
- Сколько красных квадратов? (6), сколько синих? (1)
- Как мы получили число 7? - к 6 +1=7
- Устали? Предлагаю поиграть в игру «День-Ночь».
Воспитатель: – Внимательно посмотрите на квадраты и запомните.
Дети закрывают глаза - наступила ночь.
Воспитатель меняет синий квадрат на красный.
Наступил день, открываем глаза «Что изменилось?»
Дети: - Синий поменяли на красный. Сколько стало синих квадратов? (7)
Ночь, закрываем глаза. Воспитатель добавляет один красный квадрат.
День, что изменилось? Добавили ещё один квадрат красного цвета. Сколько стало всего? Посчитаем. (8) Как мы получили число 8? Мы к 7 +1=8.
Воспитатель: – Число восемь обозначается вот такой цифрой (выставляется на доске цифра 8).
Цифра 8 так вкусна, из двух бубликов она.
Воспитатель: – Какое число живёт справа от числа 8? (7). Слева от числа 8? (9)
- Бывает ли восьмой день недели? (нет, после 7 опять первый день недели).
Воспитатель: – Как называется праздник, в названии которого есть цифра 8? (8 Марта).
- Посмотрите внимательно на цифру. На что она похожа (ответы детей); картинки (неваляшка, матрёшка, груша).
(дети рисуют цифру 8 в воздухе как лисичка носиком, рукой в воздухе, потом на листе по точкам (работа с тетрадью)
Физкультминутка.
Воспитатель: –
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
До носочков дотянулись,
Вправо, влево повернулись
Тихо все на место сели.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 8 считаем,
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Состав числа 8
«Домик» на доске с кружками.
Воспитатель: – Какой номер у этого дома? (8)
Как разделить число 8 на 2 меньших числа?
Сколько нужно добавить кружков, чтобы получилось число 8?
Воспитатель показывает таблицу с квадратами и с детьми обсуждает варианты: 6 и 2; 5 и 3; 4 и 4; 3 и 5; 2 и 6; 1 и 7; 7 и 1;
Вывод: можно составить по разным вариантам: 1 и 7; 2 и 6; 3 и 5; 4 и 4; 5 и 3; 6 и 2; 7 и 1; Воспитатель: – Молодцы! Хорошо справились. Поедем дальше. (Музыка)
- Пока едем, предлагаю поиграть в игру.
Дидактическая игра: «Бывает – не бывает».
1. Бывает круг с тремя углами? (нет, три угла у треугольника).
2. Бывает у белки с бельчонком 4 хвоста? (нет, 2 хвоста 1 +1=2).
3. Бывает у зайчонка 4 лапы? (Да, у зайца всего 4 лапы).
4. Бывает квадрат круглый? А почему? (Нет, у квадрата четыре угла).
5. Бывает у лисы и лисёнка всего 4 уха? (Да, 2 уха у лисы + 2 у лисёнка =4).
Воспитатель: – Молодцы!
- Остановка «Геометрических фигур».
- А какие геометрические фигуры вы знаете? (Дети называют)
- А какая геометрическая фигура у меня в руках?
- Возьмите в руки такую же геометрическую фигуру.
Воспитатель показывает детям круг, просит назвать геометрическую фигуру и разделить её на 2 равных части, затем спрашивает: на сколько частей вы разделили круг, как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или ½.
- Что меньше: половина или целое? Воспитатель просит детей разделить еще раз круг на две равные части: сколько всего частей получилось? (4)
- Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или ¼? Что меньше: ¼ или 1\2?
Воспитатель: – Поздравляю вас! Вы хорошо справились с заданием и нам пора возвращаться в детский сад. (Музыка)
Воспитатель: – Ребята, вам понравилась страна Математика? Что понравилось? Что интересного было? В чем вы испытывали трудность? Вы сами их преодолевали, или вам кто-то помог? С какой цифрой и числом познакомились?
- Вы молодцы, мне очень понравилось с вами путешествовать по стране Математике. Я хочу подарить вам на память наклейки – смайлики, которые вы можете приклеить на ваши тетради.
Конспект занятия с детьми старшей группы
по развитию элементарных математических представлений
«Число 8. Цифра 8.»
«Путешествие в страну Математику»
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать формировать временные представления (дни недели);
- Закрепить представления о составе числа 7, навыки счёта в пределах 7;
- Познакомить с образованием и составом числа 8 и цифрой 8;
- Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой;
- Закрепить название геометрических фигур; взаимосвязь целого и частей
Развивающие: Развивать логическое мышление, дать представления об истинных и ложных суждениях.
Воспитательные: воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче, работать в коллективе, усидчивость, умение понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя; воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим, самостоятельно работать с раздаточным материалом.
Предварительная работа: обучение счета до 10 и обратно, знакомство с геометрическими фигурами, дидактическими играми, изготовление пособий, карточек, раздаточного материала.
Материал: магнитная доска, карточки с цифрами «7», «8»; числовой ряд с цифрами от 1 до 10; картинки диких животных (заяц, белка, волк, медведь, рысь, лось, ёж), картинки с изображением предметов на что похожа цифра 8 (груша, матрёшка, неваляшка), домик «Состав числа 8», карточки к с квадратами для домика, квадраты красного цвета 10х10 см в количестве 7 штук, квадраты синего цвета 1 шт., простые карандаши по количеству детей, листы бумаги с цифрой 8 (по точкам) для самостоятельной работы детей, тарелки для раздаточного материала по количеству детей, мяч, магниты для закрепления пособий, клей, кисточка, шоколадки по количеству детей, смайлики по количеству детей, музыка для физкультминутки.
Ход занятия
Мотивация:
Воспитатель:
- Дети, встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И беседовать начнём
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом
Воспитатель:
- Мне, ребята, сегодня ночью приснился сон, как будто я попала в страну Математику. Вижу: везде дома разной формы, деревья похожи на цифры, все улыбаются и приветливо машут руками. Мне очень захотелось туда попасть. А вы вместе со мной не хотите попасть в такую страну? А на чем мы можем отправиться в страну Математику?
Дети: - На автобусе, самолёте, пароходе, поезде, велосипеде.
Воспитатель:
- А от нашей станицы чем быстрее добраться? (автобусом).
- Для этого мы должны купить билеты.
1. Игровое упражнение с мячом «Билет на автобус».
- Чтобы сесть в поезд, нужно знать прямой и обратный счёт до 10. Вы, передавая мяч друг другу, называете одно число от 1 до 10 по очереди.
Воспитатель: – Вы молодцы, хорошо считали, и мы все можем сесть на свои места в автобусе (дети проходят на свои места за стол).
- Чтобы в пути не скучать, предлагаю поиграть (отвечая, поднимаем руку)
2. Игровое задание «Соседи - числа»
Воспитатель: – Я называю число, а вы его соседей.
Назовите соседей числа 2; соседей числа 4; соседей числа 5; соседей числа 6.
Воспитатель: – Ребята, вы знаете, в каких сказках встречается число «7»?
1. В какой сказке было семеро козлят?
2. Какой цветок исполнял все желания девочки Жени?
3. Как называется сказка, где были гномы и одна девочка?
4. Как называется сказка А.С. Пушкина, где было семь богатырей?
Ответы детей: «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Цветик - семицветик», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Воспитатель: – Сколько дней в неделе? Назовите седьмой день недели?
Воспитатель: – Число 7 обозначается цифрой «7».
Воспитатель: – Молодцы! Вот и доехали мы с вами до первой остановки. Первая остановка – «Лесная». Отгадайте загадки и узнаем, кто живёт в этом месте (воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их). На доске одновременно выставляются картинки отгаданных животных.
Загадки:
1. Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (Ёж)
2. Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)
3. Серый, и зубастый,
Произвел в лесу переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…(Волк)
4. Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый летом, но не мышка, зимой белый.
Кто это? (Заяц)
5. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
6. Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами — кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)
7. Кто по ёлкам ловко скачет,
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
Воспитатель: – Как одним словом можно назвать этих животных (дикие животные). Сколько всего животных? (7) Считают. Животные готовятся к зиме у них много дел, а мы поедем дальше (музыка) пока звучит музыка приготовить квадраты на доске
Следующую остановка «Цифровая».
Воспитатель: – Вот мы и доехали. Интересно, какое задание приготовили для нас?
- Что вы видите на доске? - красные и синие квадраты.
- Сколько всего квадратов? (7)
- Сколько красных квадратов? (6), сколько синих? (1)
- Как мы получили число 7? - к 6 +1=7
- Устали? Предлагаю поиграть в игру «День-Ночь».
Воспитатель: – Внимательно посмотрите на квадраты и запомните.
Дети закрывают глаза - наступила ночь.
Воспитатель меняет синий квадрат на красный.
Наступил день, открываем глаза «Что изменилось?»
Дети: - Синий поменяли на красный. Сколько стало синих квадратов? (7)
Ночь, закрываем глаза. Воспитатель добавляет один красный квадрат.
День, что изменилось? Добавили ещё один квадрат красного цвета. Сколько стало всего? Посчитаем. (8) Как мы получили число 8? Мы к 7 +1=8.
Воспитатель: – Число восемь обозначается вот такой цифрой (выставляется на доске цифра 8).
Цифра 8 так вкусна, из двух бубликов она.
Воспитатель: – Какое число живёт справа от числа 8? (7). Слева от числа 8? (9)
- Бывает ли восьмой день недели? (нет, после 7 опять первый день недели).
Воспитатель: – Как называется праздник, в названии которого есть цифра 8? (8 Марта).
- Посмотрите внимательно на цифру. На что она похожа (ответы детей); картинки (неваляшка, матрёшка, груша).
(дети рисуют цифру 8 в воздухе как лисичка носиком, рукой в воздухе, потом на листе по точкам (работа с тетрадью)
Физкультминутка.
Воспитатель: –
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
До носочков дотянулись,
Вправо, влево повернулись
Тихо все на место сели.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 8 считаем,
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Состав числа 8
«Домик» на доске с кружками.
Воспитатель: – Какой номер у этого дома? (8)
Как разделить число 8 на 2 меньших числа?
Сколько нужно добавить кружков, чтобы получилось число 8?
Воспитатель показывает таблицу с квадратами и с детьми обсуждает варианты: 6 и 2; 5 и 3; 4 и 4; 3 и 5; 2 и 6; 1 и 7; 7 и 1;
Вывод: можно составить по разным вариантам: 1 и 7; 2 и 6; 3 и 5; 4 и 4; 5 и 3; 6 и 2; 7 и 1; Воспитатель: – Молодцы! Хорошо справились. Поедем дальше. (Музыка)
- Пока едем, предлагаю поиграть в игру.
Дидактическая игра: «Бывает – не бывает».
1. Бывает круг с тремя углами? (нет, три угла у треугольника).
2. Бывает у белки с бельчонком 4 хвоста? (нет, 2 хвоста 1 +1=2).
3. Бывает у зайчонка 4 лапы? (Да, у зайца всего 4 лапы).
4. Бывает квадрат круглый? А почему? (Нет, у квадрата четыре угла).
5. Бывает у лисы и лисёнка всего 4 уха? (Да, 2 уха у лисы + 2 у лисёнка =4).
Воспитатель: – Молодцы!
- Остановка «Геометрических фигур».
- А какие геометрические фигуры вы знаете? (Дети называют)
- А какая геометрическая фигура у меня в руках?
- Возьмите в руки такую же геометрическую фигуру.
Воспитатель показывает детям круг, просит назвать геометрическую фигуру и разделить её на 2 равных части, затем спрашивает: на сколько частей вы разделили круг, как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или ½.
- Что меньше: половина или целое? Воспитатель просит детей разделить еще раз круг на две равные части: сколько всего частей получилось? (4)
- Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или ¼? Что меньше: ¼ или 1\2?
Воспитатель: – Поздравляю вас! Вы хорошо справились с заданием и нам пора возвращаться в детский сад. (Музыка)
Воспитатель: – Ребята, вам понравилась страна Математика? Что понравилось? Что интересного было? В чем вы испытывали трудность? Вы сами их преодолевали, или вам кто-то помог? С какой цифрой и числом познакомились?
- Вы молодцы, мне очень понравилось с вами путешествовать по стране Математике. Я хочу подарить вам на память наклейки – смайлики, которые вы можете приклеить на ваши тетради.