Конспект занятия с элементами ТРИЗ - технологии | Ласточкина Светлана Леонидовна. Работа №305548
Занятие представляет собой подборку обучающих заданий с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста.Развивает мыслительную деятельность, воображение при решении проблемных ситуаций, находчивость, сообразительность, внимание, коммуникативные способности.Стимулирует и поддерживает интерес к детскому экспериментированию, способствовует обогащению представлений детей о причинно-следственных связях в процессе познавательно-практической деятельности. Данное занятие рекомендовано воспитателям.
по образовательной области Ребёнок и общество
(с элементами ТРИЗ - технологии)
Друзья, которые любят противоречить друг другу
(дети 5-6 лет)
Программные задачи: систематизировать и уточнить представление о свойствах и качествах металла и дерева через тактильные ощущения; развивать мыслительную деятельность, воображение при решении проблемных ситуаций, находчивость, сообразительность, внимание, коммуникативные способности; формировать умение разрешать противоречия; стимулировать и поддерживать интерес к детскому экспериментированию, способствовать обогащению представлений детей о причинно-следственных связях в процессе познавательно-практической деятельности; воспитывать внимательное, заботливое отношение друг к другу, вызывать чувства радости, удовольствия от совместной практической деятельности.
Материал и оборудование: 2 коробочки, гвоздь, карандаш, свеча, спички, картина с изображением леса, реки и костра; емкости с водой, гвозди, деревянные пластины, металлические пластины, скорлупки грецких орехов, зубочистки, пластилин, призы (записные книжки, наклейки, яхта-оригами, закладки для книг), деревянные палочки.
Методические приемы: приветствие Здравствуй, показ видеоролика, художественное слово (загадки), беседа о противоречиях, обследование материала, рассказ воспитателя, эксперименты, противоречия, физминутка Улыбка, проблемные ситуации, самостоятельная работа воспитанников, итог.
Ход занятия:
Ритуал приветствия Здравствуй.
Дети заходят в группу, предлагаю детям стать в круг, объясняя, что круг – это магическая фигура, так как многое в природе ( гнезда, камни, озера, яйца, капли дождя, наша планета) имеют округлую форму. Все в мире движется по кругу. Чтобы познать силу, которой обладает круг и зарядиться этой силой, предлагаю крепко взяться и сжать рук, и тихо поздороваемся друг с другом.
- Ребята, когда я шла к вам, дети нашего сада передали вам много заданий, все задания интересные и увлекательные. Оценку выполненного задания будет давать моя помощница, сейчас с ней вас познакомлю.
- Внимание на экран (Встреча с Соней - показ видеоролика).
- Здравствуйте ребята. Меня зовут Соня. Вас приветствуют ребята старшей группы Яслей-сада № 11 г. Рогачёва. Желаем вам успешно справиться с нашими заданиями. Удачи Вам.
- Внимание, первое задание.
Беседа Противоречия
Серый Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом проведет,
Там след кладет.
(карандаш)
Металлический Антошка,
Он на очень длинной ножке.
По голове постучишь,
Что - нибудь да смастеришь.
(гвоздь)
- Ребята, отгадки находятся вот в этих коробочках. Как узнать в какой из них находится карандаш, а в какой – гвоздь? (Посмотреть, потрясти.)
Встряхиваю коробочки, дети по звуку определяют, где лежит гвоздь, а где карандаш.
- Почему Вы решили, что здесь карандаш? Гвоздь? (Глухой, тихий звук, звонкий, громкий звук.) Открываю коробочки.( Оказывается металл и дерево можно различить по звуку.)
- Внимание Соня на экране (показ видеоролика).
- Ребята, Вы молодцы. Вас ожидает приз.
- Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Гвоздь и карандаш давние друзья, но и большие спорщики. Каждый из них думает, что он главнее. Каждый утверждает, что он нужнее. Карандаш утверждает, что из дерева делают очень много нужных предметов, а гвоздь, что из металла гораздо больше. Кто из них прав? Мы сейчас подумаем.
- Ребята, какие предметы вы знаете из дерева? (Стулья, столы, окна, дома, машины, карандаши.)
- Что сделано из металла? (Машины, рельсы, турник.)
- Ребята, я думаю, что карандаш и гвоздь правы. Очень много предметов сделано из дерева и металла. Вот мы с вами сейчас и разберемся, почему одни предметы сделаны из дерева, а другие - из металла.
Игра – экспериментирование Исследование дерева и металла
- Я вас приглашаю пройти в лабораторию. Хочу вам напомнить, что в лаборатории много опасных предметов, с ними необходимо обращаться осторожно. Сели удобно. Возьмите в руки деревянную пластину, обследуйте ее, внимательно рассмотрите. Какая деревянная пластина? (Шероховатая, теплая.).
- Обследуйте металлическую пластину. Какая она? (Холодная, гладкая.)
- Сейчас мы посмотрим, что произойдет, когда мы их опустим в воду. (Опускаю.)
- Что мы увидели? (Деревянная пластина плавает, металлическая утонула.)
- Почему деревянная плавает? (Потому что легкая.)
- Почему металлическая утонула? (Потому что тяжелая.)
-Ребята, мы с вами успешно разобрались с противоречиями.
Деревянная пластина
шероховатая
Металлическая пластина
гладкая
теплая
холодная
легкая
тяжелая
- Ребята, вот сейчас я думаю, мы с вами можем сказать, почему стулья делают из дерева, а не металла? ( Если бы сделали из металла, то стул был бы холодным, тяжелым.)
- Ребята, а что будет с палочкой, если я ее поднесу к огню? Загорится.)
- А что будет с гвоздем, если я его поднесу к огню? (Подношу к свече, потом даю потрогать – нагрелся.)
- Значит, дерево горит, а металл? (Нагревается.)
- Вот мы с вами еще разрешили одно противоречие: дерево горит – а
металл- нагревается.
- Сейчас мы дерево и металл проверим на прочность.
- Возьмите деревянную палочку попробуйте сломать, затем это сделайте с гвоздём.
- Что произошло с палочкой? (Сломалась.)
- Почему сломалась деревянная палочка? (Дерево хрупкое.)
- А какой металлический гвоздь? (Прочный.)
- Вот ещё противоречие: хрупкий-прочный.
- Мы с вами провели много опытов. Что мы можем сказать о дереве? (Шероховатое, теплое, горит, не тонет, легкое.)
- Что можно сказать о металле? (Гладкий, твердый, прохладный, тяжелый, тонет, нагревается.)
-Так вот в чем дело: прежде чем начинать делать какой-нибудь предмет, технологи всегда учитывают свойства и качества материала.
- Я вижу, вы устали. Нам пора отдохнуть. Сейчас вы выйдите и станете в круг – мы опять зарядимся энергией.
Физкультминутка Улыбка .
Тому, кто справа, улыбнись
Тому, кто слева, улыбнись.
Тому, кто справа, поклонись
Тому, кто слева , улыбнись.
Тому, кто справа, руку дай
Тому, кто слева, руку дай.
Теперь по кругу ты шагай.
Тому, кто справа, подмигни
Тому, кто слева, подмигни.
Ну вот, закончилась игра,
И снова дружат все, ура.
Проблемные ситуации
- Ребята, пока мы с вами играли, гвоздь и карандаш пришли к реке (показываю картинку). Карандаш обрадовался: Переплывем на тот берег, освежимся, отдохнем. А гвоздь приуныл.
- Как вы думаете, почему? (Он может утонуть.)
Значит, для того чтобы гвоздю переплыть, ему надо зайти в воду, но он не должен входить в воду, так как он утонет Что сделать? (Карандаш может перевести на себе; можно смастерить плот, лодку и т.д.)
- Я предлагаю вам смастерить парусник из скорлупки грецкого ореха, зубочистки и пластилина, чтобы перевезти гвоздь.
Предлагаю пойти в мастерскую, сделать парусник и опустить на воду.
(Работа детей в мастерской)
- Ребята, на мой взгляд, вы успешно справились с заданием.
Внимание, Соня на экране (показ видеоролика).
- Ребята, вы молодцы! Вы заслужили приз.
- Вот наши друзья на том берегу, они проголодались, устали, решили сварить уху.
- Как вы думаете, кто пошел ловить рыбу? (Карандаш.)
- Почему? (Не тонет.)
- Кто стал разводить костер? (Гвоздь.)
- Почему? (Не горит.)
- Сварили уху. Гвоздь достал ложку из металла, а карандаш – из дерева. Опять стали спорить, чья ложка лучше. Карандаш съел, а гвоздь никак. Перекладывает с одной руки в другую. Почему? (Дерево не нагревается, а металл нагревается.)
- Ребята, давайте подумаем, какая же должна быть ложка у гвоздя. Она не может быть деревянная, он может ее прокусить и не должна быть металлической, так как греет руки (Сама ложка металлическая, а ручка деревянная.)
- Вот наши ребята поели и решили идти дальше.
- Как затушить костер? (Засыпать песком, залить водой.)
- Кто принесет воду? (Карандаш.)
- Кто будет засыпать песком? (Гвоздь.)
- Ребята, вы очень сообразительны.
Внимание, Соня на экране (показ видеоролика).
- Вы успешно выполнили задание. Молодцы! Вас ожидает интересный приз.
Итоговая беседа.
- Ребята, что вам сегодня понравилось? Мне было очень приятно с вами работать: вы внимательные, сообразительные и очень дружные ребята.
- Принесите призы в группу.