Конспект занятия "Шахматная фигура СЛОН" | Тютюнников Владимир Васильевич. Работа №328818
Познакомить детей с новой фигурой – слоном, объяснить, как он ходит и как бьёт. Ввести такие понятия, как «белопольный слон», «чернопольный слон». Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр. Научить детей ориентироваться на шахматной доске, изучить и записывать ходы слона.
Прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь.
Актуализировать и расширять знания учащихся о шахматной фигуре «Слон», повторение знаний о изученных фигурах.
Конспект занятия «Шахматная фигура СЛОН»
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДДТ «Ермак»
Тютюнников В.В.
Цель занятия: познакомить детей с новой фигурой – слоном, объяснить, как он ходит и как бьёт. Ввести такие понятия, как «белопольный слон», «чернопольный слон». Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр. Научить детей ориентироваться на шахматной доске, изучить и записывать ходы слона.
Задачи:
Личностные: прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь.
Познавательные: актуализировать и расширять знания учащихся о шахматной фигуре «Слон», повторение знаний о изученных фигурах.
Регулятивные: учить ставить цели, находить путь их достижения, делать выводы.
Коммуникативные: учить культурному общению, приёмам сотрудничества в различных видах деятельности.
Оборудование: проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация урока.
ХОД УРОКА
1. Мотивация к учебной деятельности.
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Шахматный нас ждёт урок.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
2.Повторение
-Представьте себе шахматный город. Улицами будут вертикали , а домами -горизонтали. А жителей города узнаете, если отгадаете загадку.
Не люди, не звери.
Не часы, а ходят. (Шахматные фигуры.)
-Поселим в городе разные фигуры. Каждая клеточка-площадь, где стоит дом. Назовём, где живёт каждая фигура.
Игра “Волшебный мешочек”.
Ход игры: Положить в небольшой мешочек шахматные фигуры. Завязать ребёнку глаза и попросить вытащить из мешочка одну фигуру на ощупь. Ребёнок должен угадать, какую фигуру он вытащил из мешочка.
Игра “Кто самый внимательный ”. Найдите ошибки.
Король-К
Конь-Кр
Ферзь-Ф
Ладья-С
Слон-Л
Пешка-П
-Король на письме обозначается-Кр, конь-К, ладья-Л, слон-С.
Вывод: Молодцы!
3.Погружение в тему урока. Выяснение целей, ожиданий
-Какая фигура спряталась в слове “ЗАСЛОНКА”. (Слон.)
-Правильно, это фигура слон.
Актуализация знаний.
-Вспомните, как выглядит слон? Чем он отличается от всех животных? (Слон отличается от всех животных хоботом)
-Почему у шахматного слона нет хобота? (Хобот отвалился, так как часто падал на пол. Но хобот приделывать не стали, и шахматной фигурой-слоном - сделали человека, который управлял этим животным.)
-Кстати, сейчас шахматная фигура слон осталась лишь в России и на родине- в Индии.
Формулировка темы урока.
-Так чему же мы будем учиться на занятиях “Шахматной школы”
-Сегодня мы познакомимся с передвижениями новой фигуры - Слон.
4.Изучение нового материала
-Кто знает, как передвигается слон? Это узнаете, если из карточек соберёте название шахматной дорожки.
тик не аль наль пре ак аго ри зон ди
-Это диагональ.
-Какие бывают диагонали по цвету и по длине?
-Шахматные диагонали бывают белые и чёрные. Диагонали разные по длине. Бывают совсем маленькие и большие. Большие al-h8 и hl-a8 и совсем маленькие-bl-a2 и gl-h2.
-Слон двигается наискосок по диагонали на столько клеток, насколько захочет. Бьёт слон так же, как и ходит,- по диагонали. Поставьте слонов на шахматную доску. Есть слоны, которые ходят и по белым клеткам, и по чёрным клеткам. Тех слонов, которые ходят по белым полям, называют белопольными, а которые передвигаться по чёрным-чёрнополыми.
На рисунке показаны все возможные передвижения слонов. Слон с поля е1 может пойти на а3 и на h6.Слон с поля f1 может пойти на а6 и на h3.
-Назовите ходы чёрных слонов.
-Слон поля с8 пошел h3.Слон с поля f8 пошёл на а3.
Рис. 1.
5.Физминутка
Поработали, ребятки!
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь,
Руки вверх, руки вбок.
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!
6.Практическая работа. Решение задач
-Слон, как и ладья, ходит по прямым линиям. Но в чем же различие? (Ладья ходит по вертикали и горизонтали, а слон по диагонали.)
-Но слон, также как и ладья, считается линейно фигурой.
1.На доске чёрный слон и белая ладья (рис.2.). Вспомните, как ходит ладья. За сколько ходов ладья может съесть слона?
Рис. 2.
1. Лh5-h2;
2. Лh2: Ca2.
Такое же задание выполним и слоном (рис. 3.). Самостоятельная работа.
За сколько ходов слон съест ладью?
1.Са2-f7;
2.Са7 : Лh5.
Рис. 3.
Белый шахматный слон решил отправиться в гости к чёрному. Поставьте на доске одного слона на h1, а другого слона на поле h7. Между фигурами возведём препятствия в виде чёрных пешек, которые нельзя есть. Давайте прогуляемся неуклюжим слоном по интересному Лабиринту.
Путь всего один! Путешествие слона по узкой тропинке надо записать.
Ch1 - g2 - f1- e2 – d1 – a4 – d5 – a6 – c8 - d7 – e8 – f7 – g8 : h7
7.Рефлексия
Выберите и продолжите любое предложение.
- На сегодняшнем занятии я узнал...
-На этом занятии я похвалил бы себя за ...
-После занятия мне захотелось...
-Сегодня я сумел...