Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект занятия "Шахматная фигура СЛОН" | Тютюнников Владимир Васильевич. Работа №328818

Дата публикации:
Автор:
Описание:

      Познакомить детей с новой фигурой – слоном, объяснить, как он ходит и как бьёт. Ввести такие понятия, как «белопольный слон», «чернопольный слон». Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр. Научить детей ориентироваться на шахматной доске, изучить и записывать ходы слона.

      Прививать интерес и любовь  к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь.

 

Актуализировать и расширять знания учащихся о шахматной фигуре «Слон», повторение знаний о изученных фигурах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия «Шахматная фигура СЛОН»

Педагог дополнительного образования

МБУ ДО ДДТ «Ермак»

Тютюнников В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель занятия: познакомить детей с новой фигурой – слоном, объяснить, как он ходит и как бьёт. Ввести такие понятия, как «белопольный слон», «чернопольный слон». Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр. Научить детей ориентироваться на шахматной доске, изучить и записывать ходы слона.

Задачи:

Личностные: прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь.

Познавательные: актуализировать и расширять знания учащихся о шахматной фигуре «Слон», повторение знаний о изученных фигурах.

Регулятивные: учить ставить цели, находить путь их достижения, делать выводы.

Коммуникативные: учить культурному общению, приёмам сотрудничества в различных видах деятельности.

Оборудование: проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация урока.

 

ХОД УРОКА

 

1. Мотивация к учебной деятельности.

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Шахматный нас ждёт урок.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

 

2.Повторение

 

-Представьте себе шахматный город. Улицами будут вертикали , а домами -горизонтали. А жителей города узнаете, если отгадаете загадку.

Не люди, не звери.

Не часы, а ходят. (Шахматные фигуры.)

-Поселим в городе разные фигуры. Каждая клеточка-площадь, где стоит дом. Назовём, где живёт каждая фигура.

 

 

ИграВолшебный мешочек.

Ход игры: Положить в небольшой мешочек шахматные фигуры. Завязать ребёнку глаза и попросить вытащить из мешочка одну фигуру на ощупь. Ребёнок должен угадать, какую фигуру он вытащил из мешочка.

 

Игра “Кто самый внимательный ”. Найдите ошибки.

Король-К

Конь-Кр

Ферзь-Ф

Ладья-С

Слон-Л

Пешка-П

-Король на письме обозначается-Кр, конь-К, ладья-Л, слон-С.

Вывод: Молодцы!

 

3.Погружение в тему урока. Выяснение целей, ожиданий

 

-Какая фигура спряталась в слове ЗАСЛОНКА. (Слон.)

-Правильно, это фигура слон.

Актуализация знаний.

-Вспомните, как выглядит слон? Чем он отличается от всех животных? (Слон отличается от всех животных хоботом)

-Почему у шахматного слона нет хобота? (Хобот отвалился, так как часто падал на пол. Но хобот приделывать не стали, и шахматной фигурой-слоном - сделали человека, который управлял этим животным.)

-Кстати, сейчас шахматная фигура слон осталась лишь в России и на родине- в Индии.

Формулировка темы урока.

-Так чему же мы будем учиться на занятиях Шахматной школы

-Сегодня мы познакомимся с передвижениями новой фигуры - Слон.

 

4.Изучение нового материала

 

-Кто знает, как передвигается слон? Это узнаете, если из карточек соберёте название шахматной дорожки.

тик не аль наль пре ак аго ри зон ди

-Это диагональ.

-Какие бывают диагонали по цвету и по длине?

-Шахматные диагонали бывают белые и чёрные. Диагонали разные по длине. Бывают совсем маленькие и большие. Большие al-h8 и hl-a8 и совсем маленькие-bl-a2 и gl-h2.

-Слон двигается наискосок по диагонали на столько клеток, насколько захочет. Бьёт слон так же, как и ходит,- по диагонали. Поставьте слонов на шахматную доску. Есть слоны, которые ходят и по белым клеткам, и по чёрным клеткам. Тех слонов, которые ходят по белым полям, называют белопольными, а которые передвигаться по чёрным-чёрнополыми.

На рисунке показаны все возможные передвижения слонов. Слон с поля е1 может пойти на а3 и на h6.Слон с поля f1 может пойти на а6 и на h3.

-Назовите ходы чёрных слонов.

-Слон поля с8 пошел h3.Слон с поля f8 пошёл на а3.

Рис. 1.

 

5.Физминутка

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь,

Руки вверх, руки вбок.

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

 

6.Практическая работа. Решение задач

 

-Слон, как и ладья, ходит по прямым линиям. Но в чем же различие? (Ладья ходит по вертикали и горизонтали, а слон по диагонали.)

-Но слон, также как и ладья, считается линейно фигурой.

1.На доске чёрный слон и белая ладья (рис.2.). Вспомните, как ходит ладья. За сколько ходов ладья может съесть слона?

Рис. 2.

1. Лh5-h2;

2. Лh2: Ca2.

Такое же задание выполним и слоном (рис. 3.). Самостоятельная работа.

За сколько ходов слон съест ладью?

1.Са2-f7;

2.Са7 : Лh5.

 

 

 

Рис. 3.

Белый шахматный слон решил отправиться в гости к чёрному. Поставьте на доске одного слона на h1, а другого слона на поле h7. Между фигурами возведём препятствия в виде чёрных пешек, которые нельзя есть. Давайте прогуляемся неуклюжим слоном по интересному Лабиринту.

Путь всего один! Путешествие слона по узкой тропинке надо записать.

 

Ch1 - g2 - f1- e2 d1 – a4 – d5 – a6 – c8 - d7 – e8 – f7 – g8 : h7

 

7.Рефлексия

 

Выберите и продолжите любое предложение.

- На сегодняшнем занятии я узнал...

-На этом занятии я похвалил бы себя за ...

-После занятия мне захотелось...

-Сегодня я сумел...

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×