Конспект занятия "Составление описательного рассказа" | Кирьянова Елена Александровна. Работа №339248
Цель занятия: уточнить и расширить знания детей о признаках поздней осени. Занятие позволяет продолжить работу по формированию навыков составления описательного рассказа по картине, активизации словаря на осеннюю тематику (слякоть,непогода, ненастье,рыжая трава, пожухлые листья). На занятие решается задача развития связной речи, мышления, воображения. У детей воспитывается интерес к пейзажной живописи.
Детям предлагается к рассматриванию репродукция картины великого русского художника И. И. Левитана "Поздняя осень".
п. Горки – 2, д. 19
E-mail: det_sad_32@mail.ru, 8-495-598-10-07
________________________________________________________________
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Успенская СОШ дошкольное отделение – детский сад №32
Конспект занятия по развитию речи
Тема Составление описательного рассказа по картине
И. И. Левитана Поздняя осень
Составитель: Кирьянова Е.А.
п.Горки-2
2023 г.
Конспект занятия по развитию речи.
Рассматривание картины И. И. Левитана Поздняя осень.
Составление описательного рассказа по картине.
Цель: уточнить и расширить знания детей о признаках поздней осени.
Задачи.
Формировать навыки составления короткого описательного рассказа.
Активизировать словарь на осеннюю тематику: слякоть, непогода, ненастье, бурая, рыжая трава, пожухлые листья.
Развивать связную речь, мышление, воображение, внимание.
Воспитывать интерес к пейзажной живописи.
Ход занятия.
Ребята, отгадайте загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек
Я… (осень).
-Ребята, пригласим в гости слова, которые живут осенью? Я буду произносить слова, а вы, как только, услышите слово, которое живет осенью, хлопнете в ладоши.
Сентябрь, капель, метель, слякоть, дождь, снегопад, листопад, ненастье, ласточка, ноябрь, сугроб, одуванчик, золотая, земляника, грибы, август, октябрь.
Ребята, слова, которые вы пригласили в гости, останутся у нас на занятии.
Осенью вся природа готовится ко сну. Некоторые животные впадают в спячку, они прячутся в норы и засыпают. Деревья сбрасывают листву.
О разных временах года композиторы пишут музыку. Послушайте произведение П. И. Чайковского Осенний день.
-Какая эта музыка по настроению (немного грустная, спокойная, тихая).
-Многие художники пишут осенние пейзажи. Посмотрите, перед нами картина И.И. Левитана Поздняя осень.
-Какой период осени изобразил художник на своей картине? (Позднюю осень).
-Как вы догадались? (Деревья голые, трава завяла, потемнела, стала бурой).
-Какие краски использовал художник при написании картины? (Темные оттенки – желтой, красной, зеленой и т. д.).
-Что мы видим на переднем плане? (Лужу). Правильно, скорей всего идет дождь и может быть уже не первый день, так как лужа уже довольно большая.
-Что вы видите в луже? (Листики). Да в лужу попадали желтые листья, они похожи на маленькие кораблики.
-На поле что – растет? Правильно, не растет. Поля уже убраны, об этом свидетельствует стог сена, который мы здесь видим.
-Пейзаж находится в ожидании и напряжении – вскоре придет зима. Березы уже потеряли свою листву, кажется, что они замерзли, поэтому теснее прижимаются друг к другу. Лес в ожидании заморозков, холодов, первого снега. Еще немножко и эту яркую картинку заменит однообразная белая заснеженная равнина.
-Что вы видите на заднем плане? (Лес, вечнозеленые ели и другие деревья).
-Какое небо на картине? (Серое, пасмурное, хмурое, беспросветное).
Психогимнастика Осенние листочки.
-Где находятся листочки?
-На дереве.
-А как они держаться за ветку?
-Черешком, как будто этот рука.
-Крепко держаться листочки. Ветерок подул, ветер дует сильнее, сильный ветер подул.
-Падают, падают листья –
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
-Все листочки слетели, ветер утих. Где вы сейчас?
-Вам, листочки, хотелось бы полететь в дальние страны? Подул волшебник – ветерок, поднял листочки с земли, они закружились в воздухе и полетели. Что вы видите сверху? (Землю, дома, речку).
-Ветер утих, вы опустились на землю. Я дотронусь до вас волшебной веточкой, и вы опять превратитесь в детей, и расскажите, какими вы были листьями и где росли. (Осиновые, кленовые, березовые и другие листья).
-А теперь давайте попробуем составить рассказ по картине, опираясь на схемы. Наступила поздняя осень. Был осенний пасмурный день. Небо было хмурым, серым. По небу плыли темные дождевые тучи. Идет дождь. На дороге образовалась большая лужа. Трава на поле стала темной, бурой. На поле стоит стог сена. Вдали виднеется лес: темно – зеленые ели и другие разноцветные деревья.
-Закончим наш рассказ стихотворением.
Осенние денечки
Везде большие лужи
Последние листочки
Холодный ветер кружит.