Конспект занятия учителя - логопеда | Мой кабинет. Работа №353802
Конспект индивидуального коррекционного занятия по звуковой культуре речи учителя - логопеда: "Постановка звука "Л". Для детей с задержкой психического развития.
Методы постановки
Сначала оттачивают артикуляцию мягкого звука, а затем твердого. Используют различные способы постановки: по подражанию, механические, от других звуков, а также дыхательную и артикуляционную гимнастику. Индивидуальная постановка всегда эффективнее, чем работа в группе.
По подражанию
Это наиболее распространенный и простой прием постановки — его можно выполнять дома. Нужно несколько раз показать, как правильно располагать язык и губы при правильном произношении Л. Затем ребенок повторяет. Для контроля прикасаются к щекам — они должны слегка вибрировать.
При такой постановке Л ребенку предлагают ощутить теплую волну воздуха на ладошке при звукопроизношении. Полезны картинки с изображением самой буквы и техники артикуляции — визуальный образ помогает быстрее освоить навык.
Механический способ
Это широко используемый метод. Механическая постановка подразумевает использование вспомогательных средств — пальцев рук, шпателя, зонда, деревянной палочки или черенка чайной ложки для фиксации речевых органов в правильном положении.
Возможные варианты коррекции:
Создать необходимое пространство между боковыми сторонами языка и верхними зубами для правильного направления струи воздуха можно с помощью деревянной палочки, положенной поперек языка;
Придерживание пальцами губ в положении улыбки поможет исправить У на Л при двугубном произношении;
Надавливание подушечкой большого пальца или тыльной стороной кисти на ямочку под подбородком позволяет получить твердый звук при произношении мягкого.
С помощью легкого массажа кончиками пальцев легко расслабить мимические мышцы.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ "ЛУГАНСКИЙ ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 127 "ЛЕСНАЯ СКАЗКА"
Конспект индивидуального логопедического занятия
по звуковой культуре речи на тему: «Постановка звука [Л]»
Подготовила: учитель – логопед
Птицына Елена Александровна
Луганск 2024
Цель: формирование правильное произношения звука [л] в изолированной позиции.
Задачи:
1. Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа.
2. Развитие артикуляционной моторики, ВПФ.
3. Воспитание усидчивости.
План:
• Организационный момент.
• Сообщение темы.
• Артикуляционная гимнастика.
• Постановка звука [л].
• Уточнение артикуляции звука [л].
• Развитие фонематического анализа.
• Закрепление связи между буквой и звуком [л].
• Подведение итогов занятия.
Ход занятия:
Организационный момент
Перед ребенком несколько картинок (лук, морковь, капуста). Логопед читает загадку:
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
- Что это за овощ? Покажи на картинке.
Ребенок находит картинку с изображением лука.
Л. : Да, это лук. Какой первый звук в слове лук?
Р. : Звук [л].
Л. : Так гудит корабль. Давайте погудим и покажем корабль: пальцы вытянутых вперед рук сомкнуты под острым углом, изображая корму корабля.
Сообщение темы занятия
Сегодня мы будем учиться слышать, находить в словах и произносить звук [л].
Развитие фонематических процессов
Л. : Я буду произносить слова, а ты, когда услышишь слово со звуком [л], хлопай в ладоши. Логопед произносит слова: лампа, доска, кот, лук, полка.
Ребенок хлопает, когда слышит в слове звук [л].
Л. : Посмотри на картинки (логопед называет картинки). Найди только те, в которых есть звук [л]. Лампа, белка, стол, шкаф, карандаш, парта.
Ребенок выбирает нужные картинки.
Л. : Давай поиграем в игру «Четвертый лишний» Лишними будут те слова, в названии которых нет звука [л]. Ложка, кошка, лыжи, лошадь; лампа, полка, доска, лопата.
Логопед произносит слова и выкладывает перед ребенком четыре картинки, ребенок находит и убирает лишнюю картинку.
Л. : Ты хочешь прокатиться на поезде? Перед тобой поезд с тремя вагонами и картинки (Логопед предлагает ребенку картинки с изображением слов со звуком [л] в начале, середине и конце слова).
Размести слова по вагонам. Если звук в начале – в первый вагон, если в середине - в средний вагон (во второй, если в конце – в третий.
Артикуляционная гимнастика
Выполняются упражнения «Маляр», «Лошадка», «Иголочка», «Силач».
Уточнение артикуляции звука [л]
Л. : Посмотри на язычок, когда он произносит звук [л]. (Логопед показывает изображение профиля звука).
Где находится кончик языка?
Р. : кончик языка вверху.
Зубы сомкнуты или раскрыты?
Р. : Раскрыты.
Боковые края языка прижаты к верхним зубам или нет?
Р. : Нет
Л. : Язык в форме седла. (Логопед показывает картинку с седлом, ребенок повторяет; можно показать муляж языка).
Постановка звука [л]
Логопед использует три способа постановки.
1. (По подражанию)
Л. : Погуди как корабль (л-л-л-л-л)
2. (С опорой на профиль языка и на словесную инструкцию перед зеркалом)
Л. : Сделай иголочку. Посмотри, какой острый слал кончик язычка. Подними его вверх и прижми к бугоркам (альвеолам) (логопед показывает профиль). Теперь погуди как пароход (произнеси звук [ы]). Не опускай кончик язычка.
3. (От межзубного звука [ы])
Л. : Сделай широкий язык, просуньте его между зубами, слегка прикуси кончик языка и длительно произнеси звук [ы] – получается твердый звук [л].
После постановки логопед предлагает погудеть как пароход, затем как самолет, как слон.
Подведение итогов занятия
- Какой звук мы учились произносить?
- Звук [л].
- Как произносится звук [л]? (Ребенок повторяет артикуляцию звука л).