Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект занятия учителя - логопеда | Мой кабинет. Работа №353802

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Конспект индивидуального коррекционного занятия по звуковой культуре речи учителя  - логопеда: "Постановка звука "Л". Для детей  с задержкой психического развития.

Методы постановки

Сначала оттачивают артикуляцию мягкого звука, а затем твердого. Используют различные способы постановки: по подражанию, механические, от других звуков, а также дыхательную и артикуляционную гимнастику. Индивидуальная постановка всегда эффективнее, чем работа в группе.

По подражанию

Это наиболее распространенный и простой прием постановки — его можно выполнять дома. Нужно несколько раз показать, как правильно располагать язык и губы при правильном произношении Л. Затем ребенок повторяет. Для контроля прикасаются к щекам — они должны слегка вибрировать.

При такой постановке Л ребенку предлагают ощутить теплую волну воздуха на ладошке при звукопроизношении. Полезны картинки с изображением самой буквы и техники артикуляции — визуальный образ помогает быстрее освоить навык.

Механический способ

Это широко используемый метод. Механическая постановка подразумевает использование вспомогательных средств — пальцев рук, шпателя, зонда, деревянной палочки или черенка чайной ложки для фиксации речевых органов в правильном положении.

Возможные варианты коррекции:

Создать необходимое пространство между боковыми сторонами языка и верхними зубами для правильного направления струи воздуха можно с помощью деревянной палочки, положенной поперек языка;

Придерживание пальцами губ в положении улыбки поможет исправить У на Л при двугубном произношении;

Надавливание подушечкой большого пальца или тыльной стороной кисти на ямочку под подбородком позволяет получить твердый звук при произношении мягкого.

С помощью легкого массажа кончиками пальцев легко расслабить мимические мышцы.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ "ЛУГАНСКИЙ ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 127 "ЛЕСНАЯ СКАЗКА"

 

 

 

Конспект индивидуального логопедического занятия

по звуковой культуре речи на тему: «Постановка звука [Л]»

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель – логопед

Птицына Елена Александровна

 

 

 

 

 

 

Луганск 2024

 

Цель: формирование правильное произношения звука [л] в изолированной позиции.

Задачи:

1. Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа.

2. Развитие артикуляционной моторики, ВПФ.

3. Воспитание усидчивости.

План:

• Организационный момент.

• Сообщение темы.

• Артикуляционная гимнастика.

• Постановка звука [л].

• Уточнение артикуляции звука [л].

• Развитие фонематического анализа.

• Закрепление связи между буквой и звуком [л].

• Подведение итогов занятия.

Ход занятия:

Организационный момент

Перед ребенком несколько картинок (лук, морковь, капуста). Логопед читает загадку:

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

- Что это за овощ? Покажи на картинке.

Ребенок находит картинку с изображением лука.

Л. : Да, это лук. Какой первый звук в слове лук?

Р. : Звук [л].

Л. : Так гудит корабль. Давайте погудим и покажем корабль: пальцы вытянутых вперед рук сомкнуты под острым углом, изображая корму корабля.

Сообщение темы занятия

Сегодня мы будем учиться слышать, находить в словах и произносить звук [л].

Развитие фонематических процессов

Л. : Я буду произносить слова, а ты, когда услышишь слово со звуком [л], хлопай в ладоши. Логопед произносит слова: лампа, доска, кот, лук, полка.

Ребенок хлопает, когда слышит в слове звук [л].

Л. : Посмотри на картинки (логопед называет картинки). Найди только те, в которых есть звук [л]. Лампа, белка, стол, шкаф, карандаш, парта.

Ребенок выбирает нужные картинки.

Л. : Давай поиграем в игру «Четвертый лишний» Лишними будут те слова, в названии которых нет звука [л]. Ложка, кошка, лыжи, лошадь; лампа, полка, доска, лопата.

Логопед произносит слова и выкладывает перед ребенком четыре картинки, ребенок находит и убирает лишнюю картинку.

Л. : Ты хочешь прокатиться на поезде? Перед тобой поезд с тремя вагонами и картинки (Логопед предлагает ребенку картинки с изображением слов со звуком [л] в начале, середине и конце слова).

Размести слова по вагонам. Если звук в начале – в первый вагон, если в середине - в средний вагон (во второй, если в конце – в третий.

Артикуляционная гимнастика

Выполняются упражнения «Маляр», «Лошадка», «Иголочка», «Силач».

Уточнение артикуляции звука [л]

Л. : Посмотри на язычок, когда он произносит звук [л]. (Логопед показывает изображение профиля звука).

Где находится кончик языка?

Р. : кончик языка вверху.

Зубы сомкнуты или раскрыты?

Р. : Раскрыты.

Боковые края языка прижаты к верхним зубам или нет?

Р. : Нет

Л. : Язык в форме седла. (Логопед показывает картинку с седлом, ребенок повторяет; можно показать муляж языка).

Постановка звука [л]

Логопед использует три способа постановки.

1. (По подражанию)

Л. : Погуди как корабль (л-л-л-л-л)

2. (С опорой на профиль языка и на словесную инструкцию перед зеркалом)

Л. : Сделай иголочку. Посмотри, какой острый слал кончик язычка. Подними его вверх и прижми к бугоркам (альвеолам) (логопед показывает профиль). Теперь погуди как пароход (произнеси звук [ы]). Не опускай кончик язычка.

3. (От межзубного звука [ы])

Л. : Сделай широкий язык, просуньте его между зубами, слегка прикуси кончик языка и длительно произнеси звук [ы] – получается твердый звук [л].

После постановки логопед предлагает погудеть как пароход, затем как самолет, как слон.

Подведение итогов занятия

- Какой звук мы учились произносить?

- Звук [л].

- Как произносится звук [л]? (Ребенок повторяет артикуляцию звука л).

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×