конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром | Аржаных Любовь Александровна. Работа №349609. Номер работы: №349609
конспект занятия в подготовительной группе "Воздух и его свойства"
На занятии использовались практические методы, экспериментирование, что позволило заитерисовать детей.
У детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление, поэтому на занятии использовалась наглядность.
Здоровьесберегающие технологии предполагают использование физминутки и смену деятельности.
Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Свойства воздуха"
Интеграция образовательных областей:
"Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая"
Цель: Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру общения.
2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Образовательные:
1. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
3. Учить устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью, экологическое сознание детей.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.
2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
Методы и приемы:
1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)
2. Наглядные (Рассматривание картин)
3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)
Материал: стакан, салфетка, емкость с водой
Демонстрационный:карточки-символы, картины «Город» и «Деревня в лесу», картинки пылесоса, парашют, насос, фен
Раздаточный: целофановые пакеты, резиновые игрушки, зубочистки.
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда».
Формы и методы организации совместной деятельности:
Двигательная: физминутка
Ход занятия:
Сюрпризный момент. (В руках у воспитателя шары: в одной руке надутые, в другой нет)
- Ребята, посмотрите, что у меня в руках.
- Чем отличаются шары в правой руке от шаров в левой руке?
- А что значит надуть шарик?
- А что вы знаете про воздух? Замечательно! Вы много знаете про воздух. А можете ли доказать, что ваши высказывания верны? Как это сделать?
- Я предлагаю отправиться в научную лабораторию. Дети, а вы знаете, что такое лаборатория?
- Правильно, это кабинет, где проводят различные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится различное оборудование, необходимое для проведения опытов.
- Можно я на правах старшей по возрасту, возьму на себя роль ведущего специалиста? А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники лаборатории соблюдают ряд правил:
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило №3. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи на место.
Правило №4. Помнить, что некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
-Сегодня, уважаемые сотрудники, нам предстоит определить, верны ли были наши предположения? Приступим к исследованиям?
- Что нам предстоит доказать или опровергнуть? (Карточки-символы)
1. Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой). Ребята, а как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. (ответы детей). Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.
Дорогие учёные, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).
-Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)
-Что же помешало воде её намочить? (ответы детей - воздух в стакане)
-А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (ответы детей - пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет).
Вывод: Воздух занимает место
2. – Итак, ребята, нам казалось, что стакан пустой, но в нем оказался воздух. Как вы думаете, здесь в комнате есть воздух? Вы его видите? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас.
-Как можно его обнаружить? (ответы)
-А я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать?
Возьмите пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? (воздух) Какой он? Вы его видите? (нет).
А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?
Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – Почувствовать! С чем мы можем сравнить воздух, который струится из пакета? А теперь дуньте на ладошку. Что можете сказать?
Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный;
Воздух можно почувствовать кожей.
3. Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? Возьмите в руки резиновые игрушки.
-А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит? (звук не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки).
Вывод: Воздух можно услышать; воздух не имеет своей формы, он заполняет собой другие предметы.
Физкультминутка
- Скажите, ребята, а как люди используют воздух? (картинки фена, пылесоса, насос, мельница, парусник, парашют)
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем.
Влево – раз, вправо – два.
Потекла ручьем вода.
Раз, два, три, четыре – (3 раза)
Хорошо мы потрудились.
4. Ребята, что мы узнали сегодня про воздух?
Предлагаю провести еще один опыт.
-Бросим в стакан с водой кусочек мела
-Что происходит? (из мела выходят пузыри0
-К какому выводу мы пришли? (воздух есть везде)
-Что происходит? Что вы видите? Частички воздуха поднимаются на поверхность воды
- Какой вывод сделаем? Воздух легче воды.
5. -Продолжим исследования.
-Ребята, а как вы думаете, воздух имеет запах? Понюхайте. (нет)
-Если воздух чистый, то он не имеет запаха.
- А сейчас я попрошу сотрудника Валерию помочь мне. А все сотрудники закройте, пожалуйста, глаза. ( ребенок очищает мандарин)
- Что почувствовали? (запах мандарина).
- Что же из этого следует? Воздух имеет запах? Воздух не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
-Мы провели ряд опытов, и узнали: какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить.
- Ребята, а какого главное назначение воздуха? Главное назначение воздуха в том, что мы им дышим.
- Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду. А кому еще нужен воздух?
- А теперь, посмотрите вот на эти две картинки. Что вы видите на первой картинке? Город
- Что видим на другой картинке? Деревня
- Где, по вашему мнению, лучше воздух для здоровья человека?
- Почему вы так думаете?
- Что можно сделать, чтобы воздух не загрязнялся? Что вы об этом знаете?
За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
-Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)
Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.
-Конечно, в лесу хорошо, спокойно. Но что нам с вами необходимо делать, чтобы сохранить лес? (Ответы детей). Что категорически запрещено делать в лесу? Что может произойти, если не соблюдать правила поведения в лесу? (Ответы детей).
-Правильно, молодцы. Если погибнет лес, то может погибнуть и все живое на земле. Значит можно сделать вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу.
Рабочий день в лаборатории подошёл к концу. Всем сотрудникам большое спасибо за работу.