Конспект занятия в средней группе по факт "Зимующие птицы". | Шупшина Юлия Юрьевна. Работа №355614
Зимующие птицы — это птицы, которые не мигрируют с наступлением холодов, а остаются зимовать в местах гнездования.
В отличие от перелетных, которых можно увидеть в умеренных и северных широтах только в теплое время года, зимующие встречаются там круглый год. Некоторые из них даже немного меняют рацион, приспосабливаясь к уменьшению привычной кормовой базы.
Цель: закрепить знания детей по теме «Зимующие птицы».
Задачи:
1. Закреплять понятие «Зимующие птицы», представление о видах питания зимующих птиц.
2. Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы», «перелетные птицы», развивать умение говорить громко - тихо, расширять словарный запас: корм, кормушка.
3. Поддерживать игровую ситуацию, развивать воображение, зрительное и слуховое внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
4. Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
Оборудование: запрещающие экологические знаки, картинки с изображением зимующих птиц (воробей, снегирь, синица, ворона, дятел), картинки с птицами для дидактической игры «Четвертый лишний», конверт, разрезные фото с изображениями зимующих и перелетных птиц, карточки со схематическим изображением корма для птиц (сало, семечки, зернышки, яблоко, шишки с кедровыми семечками, крошки хлеба, ягоды рябины, ягоды облепихи), счетные палочки, кормушка, искусственные ели, аудиозапись пения птиц.
Ход занятия:
I. Организационная часть.
Воспитатель:
Утром встали малыши,
В детский садик свой пришли.
Гости здесь у нас с утра,
Поздоровайтесь, друзья!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, послушайте какие - то необычные звуки. (предлагаю детям прослушать голоса птиц в лесу).
Воспитатель: Что вы услышали, чьи это голоса?
Ответы детей: Пение птиц, птичьи голоса.
Воспитатель: - Да, мы слышим птичьи голоса, пение птиц.
- Вспомните, ребята, каких птиц вам приходилось наблюдать на участке для прогулки сейчас, зимой?
Ответы детей: Воробьи, вороны, синицы, голуби, снегири.
- Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?
Ответы детей: Зимующие.
II. Основная часть.
1. Создание игровой ситуации.
(в группу влетает сорока, трещит.)
Сорока: Ой, куда это я залетела?
Воспитатель: Ты, сорока прилетела в детский сад.
Воспитатель: Подожди, Сорока, не трещи, расскажи, каким чудом ты к нам залетела?
Сорока: Сегодня в лесу обнаружила, что одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что и к чему?
Воспитатель: Тише, тише не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Это сорока.
Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, сорока!
Воспитатель: Мы сможем помочь тебе, сорока, разобраться!
Воспитатель: Ребята, давайте вместе отправимся в зимний лес и поможем сороке, вы согласны?
Дети: Да, согласны.
Воспитатель: Тогда становитесь друг за другом.
(дети становятся друг за другом)
Воспитатель:
В лес отправимся гулять, будем весело шагать.
На прогулку собираемся, очень быстро одеваемся (маршируют).
Сапожки надеваем, как обулись - проверяем.
Надеаваем шапки, шубки- мы готовы для прогулки. (имитируют одевание).
По тропинке мы пойдем друг за дружкою гуськом.
Ноги выше мы поднимем, через сугробы перепрыгнем. (прыгают).
Очень дружно все мы шли. В зимний лес уже пришли. (останавливаются).
Воспитатель: Вот мы и оказались в лесу. Посмотрите, дети, что это за знаки?
Дети: Это знаки о правилах поведения в лесу.
Воспитатель: Это запрещающие знаки. Что означает этот знак? А этот? Что запрещает этот знак? и т. д.
(Дети объясняют значение каждого знака.)
Воспитатель: Посмотрите, как красиво вокруг! Кто нас здесь встречает?
Дети: Птицы на елках.
(изображения птиц прикреплены к веткам искусственных елей).
Воспитатель: А чтобы узнать какие это птицы, разгадаем загадки. И ты сорока послушай.
2. Отгадывание загадок.
Летом я ловлю жучков.
Уплетаю червячков,
В теплый край я не летаю.
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый (Воробей!)
Прилетели стайкой гулкой
Птицы с ярко-красной грудкой.
За окошком посмотри –
Там на ветках … (снегири)
Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
А зовут ее … (синичка)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев- черный цвет.
Видишь- кружит двадцать пар
И кричат все кар -кар- карр. (Ворона)
3. Беседа.
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Это зимующие птицы.
Воспитатель: Почему их так называют?
Дети: Потому что они не улетают, а остаются с нами зимовать.
Воспитатель: Почему они не улетают?
Дети: Зимующие птицы зимой питаются семенами растений, не боятся холода.
Воспитатель: Сорока, тебе понятно, почему эти птицы не улетают?
Сорока: Понятно. У них оперение теплое, не замерзнут и зимой могут питаться семенами и ягодами.
Сорока: Ребята, а давайте с вами вместе сделаем физминутку, как птички в лесу.
III. Физминутка
Вот на ветках, посмотри, (хлопают в ладоши).
В красных майках снегири. (хлопают руками по бокам).
Распушили перышки. (частое потряхивание руками внизу).
Греются на солнышке. (руки подняты вверх, движение кистями рук).
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево).
Улететь хотят. (боковые взмахи руками).
- Кыш! Кыш! Улетели! (дети стоят на месте, взмахивая руками, как крыльями).
4. Игра «Четвертый лишний».
На мольберте выставляются картинки с птицами. Дети рассматривают и называют, какая на картинке птица лишняя.
Сорока: Вот теперь я перелетных и зимующих птиц не перепутаю. А что это за конверт под елкой? (Сорока показывает конверт).
Сорока: Это конверт от Старичка Лесовичка. Посмотрим, что в нем лежит. Это письмо и фотографии птиц.
Старичок Лесовичок пишет, что он сфотографировал для вас птичек в лесу, но у вдруг подул холодный ветер и части фотографий птиц перепутались и просит вас помочь сложить все части фотографий вместе. А когда вы сложите все части фотографий, то сможете узнать, кого сфотографировал Старичок Лесовичок.
Воспитатель: Давайте сядем на стульчики-пенечки. У каждого на столе лежат части фотографий, которые вы должны собрать в одно целое.
(Дети собирают картинки. Воспитатель выясняет у каждого ребенка какую птицу он выложил.)
6. Игра «Покорми птиц».
Воспитатель: Чем мы можем помочь этим птицам зимой?
Дети: Повесить кормушки и положить корм для птиц.
Воспитатель: Сейчас мы смастерим кормушку для птиц.
Пальчиковая игра « Кормушка»
Ребята дощечки пилили, пилили (пилящие движения ребром ладони)
И дружно кормушку для птиц мастерили (постукивание кулачками друг по другу)
В неё мы насыплем для птиц угощенье (имитация движения кормления)
А чтобы на птичий обед посмотреть
Чуть–чуть отойдём, и не будем шуметь.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам собрать кормушки для птиц. Давайте, вспомним из чего состоит кормушка (на доске висит образец кормушки).
Дети: Из крыши, боковых планочек, и дна кормушки.
На столах у вас лежат счетные палочки в тарелочках, из них вы должны собрать кормушку.
(дети, сидя за столами выкладывают из счетных палочек кормушки)
Сорока: Ребята, у меня есть угощение для птичек, которые прилетают на ваш участок для прогулки.
- Кого покормим семечками и крошками?
Дети: Семечки, крошки дадим воробьям.
- Кого угостим салом?
Дети: Сало положим синицам.
- Кого угостим ягодами облепихи и рябины?
Дети: Ягоды рябины положим для снегиря.
- Кого угостим кусочком яблока?
Дети: Кусочком яблока угостим ворону.
- Кого угостим конфетками?
Дети: Нас.
- Тогда угощение оставлю для вас.
Воспитатель: Ребята, давайте угостим сороку семечками, ей тоже нелегко зимой.
(воспитатель угощает сороку семечками.)
IV. Заключительная часть.
Сорока: Спасибо, ребята за угощение. Теперь я всем расскажу, почему не все птицы улетают, и что они зимой едят.
До свидания, ребята! Мне уже пора возращаться в лес.
(Дети прощаются с сорокой.)
Воспитатель: Ребята, мне понравилось с вами играть, а вам?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Пора возвращаться в детский сад. Встаньте пожалуйста возле стульчиков. Я сейчас скажу волшебные слова: один, два, три повернись и в саду окажись! Вот мы и вернулись в наш сад. Садитесь, ребята.
Воспитатель: Ребята, куда мы отправлялись в путешествие?(ответы детей)
- Каких птиц вы встретили в лесу? (ответы детей)
- Как их можно назвать одним словом? (ответы детей)
- Мы сейчас с вами пойдем на прогулку и покормим птиц. Давайте вспомним, кого угостим салом? Семечками? Кусочком яблока? (ответы детей)
Воспитатель:
Снегирь, и сорока, и дятел с синицей –
Зимуют у нас эти чудные птицы,
И чтоб они жили по прежнему с нами.
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
Воспитатель: Помните, ребята! Птицы наши друзья! Берегите их. Особенно зимой, когда им особенно тяжело.
На этом наше занятие закончилось.
(раздача угощения от сороки)