Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе. | Мой кабинет. Работа №341399
Тема: "Этот удивительный мир насекомых"
Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.
Задачи:
1. Образовательные: - расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;
- обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни
- уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- продолжать учить отгадывать загадки.
2. Развивающие: - способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;
- активизировать и расширять словарный запас;
-развивать связную речь.
3. Воспитательные: - прививать бережное отношение ко всему живому;
- замечать красоту окружающей природы;
- воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми;
- воспитание бережного отношения к природе.
Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Капустная бабочка», В. Бианки «Муравейник зашевелился», Т. Н. Нуждина «Мир насекомых»
Яплоскостные бумажные цветы, муляжи насекомых (бабочка, пчела, божья коровка, муравей, комар, муха, кузнечик), карточки с растениями (ромашка, клевер, подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха).
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе.
Тема: «Этот удивительный мир насекомых»
Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.
Задачи:
1. Образовательные: - расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;
- обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни
- уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- продолжать учить отгадывать загадки.
2. Развивающие: - способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;
- активизировать и расширять словарный запас;
-развивать связную речь.
3. Воспитательные: - прививать бережное отношение ко всему живому;
- замечать красоту окружающей природы;
- воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми;
- воспитание бережного отношения к природе.
Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Капустная бабочка», В. Бианки «Муравейник зашевелился», Т. Н. Нуждина «Мир насекомых»
Яплоскостные бумажные цветы, муляжи насекомых (бабочка, пчела, божья коровка, муравей, комар, муха, кузнечик), карточки с растениями (ромашка, клевер, подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы помните сказку К.И. Чуковского «Муха-цокотуха»?
-Кого она пригласила к себе в гости?
Дети: (бабочку, жуков, муравьев, тараканов, пчелу, блошек, кузнечика)
Воспитатель: Как их можно назвать одним слово?
Дети: Насекомые
Воспитатель: Сегодня я хочу вас пригласить на солнечную полянку, где зеленеет молодая травка, цветы кивают нам своими головками, птицы щебечут свои веселые песенки.
Присаживайтесь на полянку. Какие цветы могут расти на полянке?
Дети: Ромашка, клевер, подорожник, колокольчик, одуванчик, мать-и-мачеха.
Воспитатель: Все верно, много разных растений можно увидеть на полянке.
А если есть растения, то кого мы можем на них увидеть?
Дети: Насекомых
Воспитатель: Хотите узнать, что это за насекомые?
Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь отгадать их.
Загадки.
Одевает эта крошка, платье красное в горошек. И летать умеет ловко, это..(Божья коровка) (Выставляет картинку)
Воспитатель: Какая она? (красная, яркая)
-Значит и мы и птицы могут ее заметить.
-Как же она защищается от врагов? (выделяет горькую, желтую жидкость)
-Верно, эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом.
-А что означает красный цвет божьей коровки? (Я не сьедобная! Не прикасайтесь ко мне!)
-Какую пользу приносит божья коровка? (она уничтожает тлю)
Верно, она поедает маленьких букашек – тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.
Загадка
Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел. (Бабочка) (Выставляет картинку)
Воспитатель: Чем питается бабочка? (соком растений, нектаром)
- Как она пьет нектар? (хоботком)
- Можно ли ловить бабочек? (Нет, мы можем поранить бабочку)
У бабочки очень нежные крылышки, если поймать бабочку за крылья, то она от наших пальцев получит ожог и не сможет взлететь, погибнет.
- Как вы думаете, пользу или вред приносят бабочки? (пользу, бабочки опыляют растения)
- А знаете, что многие бабочки так же как и птицы мигрируют (перелетают) в другие края? Весной бабочка откладывает яйца на растениях. Из яиц появляются гусеницы, они питаются листьями, потом превращаются в куколку, а затем из куколки появляется бабочка. (Показ последовательности: яйца, гусеница, куколка, бабочка)
Дыхательная гимнастика:
(раздать детям бумажных бабочек на палочках)
Давайте поможем нашим бабочкам взлететь, подуем на них (короткий вдох через нос,не надувая щек, длительный выдох через рот)
Физкультминутка: «Бабочка»
Утром бабочка проснулась (плавные взмахи руками)
Потянулась, улыбнулась (движения соответственно теста)
Раз – росой она умылась
Два изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела
На четыре – улетела.
Загадка.
Он работник настоящий, очень – очень работящий, под сосной в лесу густом, из хвоинок строит дом. (Муравьи) (Выставляет картинку)
- Муравьи живут большими семьями.
- Как называется их дом? (Муравейник)
- Из чего строят? (муравейник строят из веточек, хвоинок, соломинок, травинок)
- Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом. Есть строители, что они делают? (строят муравейник, ремонтируют ходы и переходы)
- Есть уборщики, добытчики, солдаты, чем они занимаются? (чистят муравейники, добывают корм, защищают муравейник)
- Муравьи полезные или вредные насекомые? (полезные, они поедают гусениц, тлю)
Они уничтожают вредных насекомых, которые обьедают листья и хвою деревьев. Их называют санитарами леса.
Загадка.
Прыгает пружинка – зеленая спинка, с травы на былинку, с ветки на тропинку. (Кузнечик) (Выставляет картинку)
- Кузнечика мы можем заметить в траве? Почему? (в траве его не видно, он зеленый, под цвет травы)
-А как мы можем узнать, есть кузнечик на полянке или нет? (мы услышим, как он поет)
-Чем он делает такие звуки? (крыльями)
Верно, он трет одно крылышко о другое и получается такая песня кузнечика.
- Мы говорим, что он не поет, а что делает? (стрекочет)
Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми.
Физкультминутка: «Кузнечик»
Поднимайте плечики (дети выполняют движения)
Прыгайте, кузнечики (движения соответствующие тексту)
Прыг – скок, прыг – скок
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
Загадка.
Летит – пищит, сядет – молчит. Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар) (Выставляет картинку)
- А знаете ли вы, что кусаются только комарихи, а самцы питаются лишь соком растений.
Загадка.
Восемь ног, как восемь рук, вышивает шелком круг. Мастер в шелке знает толк – покупайте мухи шелк. (Паук) (Выставляет картинку)
- А знаете вы, что в отличие от всех насекомых, все паукообразные имеют восемь ног, в большинстве случаев 8 глаз, у них нет крыльев и тело разделено на две части.
Пальчиковая гимнастика: «Паук»
На изломанный сучок (левая рука вытянута)
Сломанной осинки (ладонь опущена вниз)
Полз мохнатый паучок (пальцами правой руки выполняем от плеча левой руки перебирающие движения вниз)
С крестиком на спинке (указательным пальцем левой руки чертим крестик на тыльной стороне правой руки)
Свил уютный гамачок (левая ладонь округлена: изображения «гамачка» пальцы правой собраны в щепоть, которую опускаем в «гамачок»
Сам в сторонку – (указательный палец правой руки) и молчок (поднесен к губам)
Загадка.
Осенью в щель забивается, а весною просыпается (Муха) (Выставляет картинку)
Мухи повсюду ищут еду, в разных нечистотах, к ней прилипает много бактерий, которые потом вызывают различные заболевания.
Упражнение на развитие общей и мелкой моторики:
Чай душистый пьем, пыхтим: (дети ритмично потирают ладони)
- уф- уф- уф- уф- уф- уф (о ладонь горизонтально)
Отгоняем веткой мух (ритмично помахивают рукой)
Мух- мух- мух- мух- мух- мух
А они в варенье сели
Ели- ели- ели- ели
Так нам мухи надоели!
(ритмично постукиваем пальцем о ладонь)
Варнье быстро сьели.
Загадка.
На ромашку у ворот опустился вертолет. Серебристые глаза, кто же это?. (Стрекоза) (Выставляет картинку)
- А знаете, что стрекоза поедает комаров? Посмотрите, какая она лупоглазая.
Мы сейчас с вами сделаем гимнастику для глаз.
- Куда стрекоза полетит – туда глаза и повернем, не поворачивая головы.
Зрительная гимнастика:
(педагог перемещает фигурку стрекозы в разные стороны (слева – направо, снизу – вверх, по часовой стрелке, по диагонали – от цветка к цветку) дети вращают глазами)
Загадка.
Домовитая хозяйка полетает над лужайкой, похлопочет над цветком – он поделится медком. (Пчела) (Выставляет картинку)
- Пчела, если укусит человека, оставляет жало и умирает. Человек для пчел строит улья. Дикие пчелы живут лесу в дупле.
Игра: Закончи предложение:
(показ сюжетной картинки «на полянке»)
Пчела собирает…. (мед)
Кузнечик стрекочет в…. (траве)
Жук грызет…. (кору)
Бабочка порхает над….(цветком)
Муха разносит….(болезни)
Божья коровка поедает….(тлю)
Жук спрятался под….(травинку)
Гусеница превратилась в….(бабочку)
- Придумай предложение про насекомого, которого ты видишь на картинке.
Упражнение на развитие общей и мелкой моторики.
Прилетела к нам вчера (взмахи перекрещенными кистями рук)
Полосатая пчела (на каждое название насекомого соединяют пальцы, начиная с мизинца)
А за нею шмель – шмелек
И веселый мотылек
Жук – жучек и стрекоза
Как фонарики глаза («колечки» указательные и большие пальцы соединены)
Пожужжали, полетали (взмахи перекрещенными кистями рук)
От усталости устали (дети кладут руки на колени)
- Давайте, ребята теперь обсудим, кто же такие насекомые?
- Чем они отличаются от других существ? (Педагог поочередно выставляет модели, проговаривая с детьми).
- У насекомых есть голова, туловище, крылья, 6 ног, брюшко, вместо рта хоботок. Они бывают разной окраски. Питаются травой, пыльцой, некоторые поедают вредных насекомых. Живут в траве, в коре деревьев, в муравейниках, дуплах. Появляются из личинок.
Итог занятия: - Каких полезных насекомых мы теперь знаем?
- Какую пользу приносят?
Дети: Божья коровка, муравей, стрекоза – уничтожают тлю, вредных насекомых, помогают растениям. Пчела дает мед, бабочка – опыляет растения.
- Назовите вредных насекомых. Какой вред они приносят?
Дети: Комар и муха разносят разные болезни, они могут нас заразить.
Воспитатель: Молодцы, ребята!