Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе. | Мой кабинет. Работа №341399

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Тема: "Этот удивительный мир насекомых"

Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.

Задачи:

1. Образовательные: - расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;

- обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни

- уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

- продолжать учить отгадывать загадки.

2. Развивающие: - способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;

- активизировать и расширять словарный запас;

-развивать связную речь.

3. Воспитательные: - прививать бережное отношение ко всему живому;

- замечать красоту окружающей природы;

- воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми;

- воспитание бережного отношения к природе.

Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Капустная бабочка», В. Бианки «Муравейник зашевелился», Т. Н. Нуждина «Мир насекомых»

Яплоскостные бумажные цветы, муляжи насекомых (бабочка, пчела, божья коровка, муравей, комар, муха, кузнечик), карточки с растениями (ромашка, клевер, подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха).

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе.

Тема: «Этот удивительный мир насекомых»

 

Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.

Задачи:

1. Образовательные: - расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;

- обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни

- уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

- продолжать учить отгадывать загадки.

2. Развивающие: - способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;

- активизировать и расширять словарный запас;

-развивать связную речь.

3. Воспитательные: - прививать бережное отношение ко всему живому;

- замечать красоту окружающей природы;

- воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми;

- воспитание бережного отношения к природе.

Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Капустная бабочка», В. Бианки «Муравейник зашевелился», Т. Н. Нуждина «Мир насекомых»

Яплоскостные бумажные цветы, муляжи насекомых (бабочка, пчела, божья коровка, муравей, комар, муха, кузнечик), карточки с растениями (ромашка, клевер, подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы помните сказку К.И. Чуковского «Муха-цокотуха»?

-Кого она пригласила к себе в гости?

Дети: (бабочку, жуков, муравьев, тараканов, пчелу, блошек, кузнечика)

Воспитатель: Как их можно назвать одним слово?

Дети: Насекомые

Воспитатель: Сегодня я хочу вас пригласить на солнечную полянку, где зеленеет молодая травка, цветы кивают нам своими головками, птицы щебечут свои веселые песенки.

Присаживайтесь на полянку. Какие цветы могут расти на полянке?

Дети: Ромашка, клевер, подорожник, колокольчик, одуванчик, мать-и-мачеха.

Воспитатель: Все верно, много разных растений можно увидеть на полянке.

А если есть растения, то кого мы можем на них увидеть?

Дети: Насекомых

Воспитатель: Хотите узнать, что это за насекомые?

Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь отгадать их.

Загадки.

Одевает эта крошка, платье красное в горошек. И летать умеет ловко, это..(Божья коровка) (Выставляет картинку)

Воспитатель: Какая она? (красная, яркая)

-Значит и мы и птицы могут ее заметить.

-Как же она защищается от врагов? (выделяет горькую, желтую жидкость)

-Верно, эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом.

-А что означает красный цвет божьей коровки? (Я не сьедобная! Не прикасайтесь ко мне!)

-Какую пользу приносит божья коровка? (она уничтожает тлю)

Верно, она поедает маленьких букашек – тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.

Загадка

Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел. (Бабочка) (Выставляет картинку)

Воспитатель: Чем питается бабочка? (соком растений, нектаром)

- Как она пьет нектар? (хоботком)

- Можно ли ловить бабочек? (Нет, мы можем поранить бабочку)

У бабочки очень нежные крылышки, если поймать бабочку за крылья, то она от наших пальцев получит ожог и не сможет взлететь, погибнет.

- Как вы думаете, пользу или вред приносят бабочки? (пользу, бабочки опыляют растения)

- А знаете, что многие бабочки так же как и птицы мигрируют (перелетают) в другие края? Весной бабочка откладывает яйца на растениях. Из яиц появляются гусеницы, они питаются листьями, потом превращаются в куколку, а затем из куколки появляется бабочка. (Показ последовательности: яйца, гусеница, куколка, бабочка)

Дыхательная гимнастика:

(раздать детям бумажных бабочек на палочках)

Давайте поможем нашим бабочкам взлететь, подуем на них (короткий вдох через нос,не надувая щек, длительный выдох через рот)

Физкультминутка: «Бабочка»

Утром бабочка проснулась (плавные взмахи руками)

Потянулась, улыбнулась (движения соответственно теста)

Раз – росой она умылась

Два изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела

На четыре – улетела.

 

Загадка.

Он работник настоящий, очень – очень работящий, под сосной в лесу густом, из хвоинок строит дом. (Муравьи) (Выставляет картинку)

- Муравьи живут большими семьями.

- Как называется их дом? (Муравейник)

- Из чего строят? (муравейник строят из веточек, хвоинок, соломинок, травинок)

- Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом. Есть строители, что они делают? (строят муравейник, ремонтируют ходы и переходы)

- Есть уборщики, добытчики, солдаты, чем они занимаются? (чистят муравейники, добывают корм, защищают муравейник)

- Муравьи полезные или вредные насекомые? (полезные, они поедают гусениц, тлю)

Они уничтожают вредных насекомых, которые обьедают листья и хвою деревьев. Их называют санитарами леса.

 

Загадка.

Прыгает пружинка – зеленая спинка, с травы на былинку, с ветки на тропинку. (Кузнечик) (Выставляет картинку)

- Кузнечика мы можем заметить в траве? Почему? (в траве его не видно, он зеленый, под цвет травы)

-А как мы можем узнать, есть кузнечик на полянке или нет? (мы услышим, как он поет)

-Чем он делает такие звуки? (крыльями)

Верно, он трет одно крылышко о другое и получается такая песня кузнечика.

- Мы говорим, что он не поет, а что делает? (стрекочет)

Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми.

Физкультминутка: «Кузнечик»

Поднимайте плечики (дети выполняют движения)

Прыгайте, кузнечики (движения соответствующие тексту)

Прыг – скок, прыг – скок

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко.

 

Загадка.

Летит – пищит, сядет – молчит. Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар) (Выставляет картинку)

- А знаете ли вы, что кусаются только комарихи, а самцы питаются лишь соком растений.

 

Загадка.

Восемь ног, как восемь рук, вышивает шелком круг. Мастер в шелке знает толк – покупайте мухи шелк. (Паук) (Выставляет картинку)

- А знаете вы, что в отличие от всех насекомых, все паукообразные имеют восемь ног, в большинстве случаев 8 глаз, у них нет крыльев и тело разделено на две части.

Пальчиковая гимнастика: «Паук»

На изломанный сучок (левая рука вытянута)

Сломанной осинки (ладонь опущена вниз)

Полз мохнатый паучок (пальцами правой руки выполняем от плеча левой руки перебирающие движения вниз)

С крестиком на спинке (указательным пальцем левой руки чертим крестик на тыльной стороне правой руки)

Свил уютный гамачок (левая ладонь округлена: изображения «гамачка» пальцы правой собраны в щепоть, которую опускаем в «гамачок»

Сам в сторонку – (указательный палец правой руки) и молчок (поднесен к губам)

Загадка.

Осенью в щель забивается, а весною просыпается (Муха) (Выставляет картинку)

Мухи повсюду ищут еду, в разных нечистотах, к ней прилипает много бактерий, которые потом вызывают различные заболевания.

Упражнение на развитие общей и мелкой моторики:

Чай душистый пьем, пыхтим: (дети ритмично потирают ладони)

- уф- уф- уф- уф- уф- уф (о ладонь горизонтально)

Отгоняем веткой мух (ритмично помахивают рукой)

Мух- мух- мух- мух- мух- мух

А они в варенье сели

Ели- ели- ели- ели

Так нам мухи надоели!

(ритмично постукиваем пальцем о ладонь)

Варнье быстро сьели.

 

Загадка.

На ромашку у ворот опустился вертолет. Серебристые глаза, кто же это?. (Стрекоза) (Выставляет картинку)

- А знаете, что стрекоза поедает комаров? Посмотрите, какая она лупоглазая.

Мы сейчас с вами сделаем гимнастику для глаз.

- Куда стрекоза полетит – туда глаза и повернем, не поворачивая головы.

Зрительная гимнастика:

(педагог перемещает фигурку стрекозы в разные стороны (слева – направо, снизу – вверх, по часовой стрелке, по диагонали – от цветка к цветку) дети вращают глазами)

 

Загадка.

Домовитая хозяйка полетает над лужайкой, похлопочет над цветком – он поделится медком. (Пчела) (Выставляет картинку)

- Пчела, если укусит человека, оставляет жало и умирает. Человек для пчел строит улья. Дикие пчелы живут лесу в дупле.

Игра: Закончи предложение:

(показ сюжетной картинки «на полянке»)

Пчела собирает…. (мед)

Кузнечик стрекочет в…. (траве)

Жук грызет…. (кору)

Бабочка порхает над….(цветком)

Муха разносит….(болезни)

Божья коровка поедает….(тлю)

Жук спрятался под….(травинку)

Гусеница превратилась в….(бабочку)

- Придумай предложение про насекомого, которого ты видишь на картинке.

 

Упражнение на развитие общей и мелкой моторики.

Прилетела к нам вчера (взмахи перекрещенными кистями рук)

Полосатая пчела (на каждое название насекомого соединяют пальцы, начиная с мизинца)

А за нею шмель – шмелек

И веселый мотылек

Жук – жучек и стрекоза

Как фонарики глаза («колечки» указательные и большие пальцы соединены)

Пожужжали, полетали (взмахи перекрещенными кистями рук)

От усталости устали (дети кладут руки на колени)

 

- Давайте, ребята теперь обсудим, кто же такие насекомые?

- Чем они отличаются от других существ? (Педагог поочередно выставляет модели, проговаривая с детьми).

- У насекомых есть голова, туловище, крылья, 6 ног, брюшко, вместо рта хоботок. Они бывают разной окраски. Питаются травой, пыльцой, некоторые поедают вредных насекомых. Живут в траве, в коре деревьев, в муравейниках, дуплах. Появляются из личинок.

 

Итог занятия: - Каких полезных насекомых мы теперь знаем?

- Какую пользу приносят?

Дети: Божья коровка, муравей, стрекоза – уничтожают тлю, вредных насекомых, помогают растениям. Пчела дает мед, бабочка – опыляет растения.

- Назовите вредных насекомых. Какой вред они приносят?

Дети: Комар и муха разносят разные болезни, они могут нас заразить.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X