Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с Самарской Лукой» | Петрова Анастасия Валерьевна. Работа №278339
Автор: Петрова Анастасия Валерьевна
В современных условиях, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, одним из главных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно. Оно возникает уже в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 110 «Белоснежка» городского округа Тольятти
Конспект
организованной образовательной деятельности в старшей группе
«Знакомство с Самарской Лукой»
Автор:
Петрова Анастасия Валерьевна
Тольятти, 2021г
Актуальность.
В современных условиях, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, одним из главных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно. Оно возникает уже в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.
Проблема: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»
Цель: воспитание любви к родному краю, привитие любви к Отечеству, гордости за его культуру.
Задачи:
1. Сформировать у воспитанников представления о Самарской области – своей малой Родине;
2. Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем Самарского края.
3. Прививать уважение к традициям и обычаям своего края.
4. Формировать представление о Красной книге как о документе; растениях и животных заповедника «Самарская Лука», которые занесены в Красную книгу.
5. Развивать навыки наблюдательности, навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных.
6. Развивать память, сообразительность, находчивость.
7. Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе родного края.
Предполагаемый результат:
Будет привит интерес к особенностям природы родного края; бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы, гуманному обращению со всеми объектами природы и соблюдению правила безопасности в природе по отношению к себе.
Методы и приемы:
Словесные: игровая мотивация, индивидуальный опрос, беседа, проблемные вопросы, объяснение, рассказывание сказки, указания по заданиям.
Наглядные: показ картинок.
Предварительная работа:
наблюдения за живой природой; экскурсии в природу в разное время года;
чтение рассказов о животных и растениях; заучивание стихов, загадок, пословиц, народных примет о природе; дидактические игры экологического содержания; составление рассказов о природе, беседы; рассматривание иллюстраций, картин, пейзажей;
Материалы и оборудование: слайдовая презентация о Самарской Луке, телевизор, магнитофон, Д/и «С какого дерева лист», Д/И «Чьи следы?», Д/и «Кто с каким деревом дружит?».
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность
Формы и методы организации
Двигательная
Физминутка, п/и «Ручеек»
Игровая
Д/и «С какого дерева лист», Д/И «Чьи следы ?», Д/и «Кто с каким деревом дружит?»
Познавательно - исследовательская
Решение проблемных ситуаций.
Коммуникативная
Беседа, ситуативные разговоры, вопросы по теме
Чтение художественной литературы
Чтение стихов
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Ожидаемые результаты
1. Орг. Момент.
Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой. Игра-приветствие:
Собрались все дети в круг:
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Дети стоят в кругу, приветствуют друг друга
Выполняют движения в соответствии с текстом
Дети настроены на общение
Проявляют интерес к предстоящей деятельности
2. Основная деят.
Сообщает детям, что в детский сад пришло письмо и предлагает всем вместе его вскрыть. В нем фотографии с видами родного города Тольятти.
Предлагает одному ребенку рассказать стих о Тольятти:
Тольятти город молодых,
Простых девчонок и ребят.
Тольятти город молодых,
Уж так в народе говорят.
Тольятти город твой и мой -
Здесь мы учились и росли.
С Тольятти связаны судьбой
И я, и ты, и мы, и вы.
Ребята, а кто из вас знает какая река протекает в нашем городе? (ответы детей).
- А какая река по-вашему является главной рекой не только нашего города, но и нашей страны. (Волга)
Под звуки песни «Течет река Волга…» (М.Фрадкина,) рассказывает о Волге.
Как жизнь начинается с детства, так и великая река начинается с маленького родника. Ключ, бьющий из земли, образует небольшой ручеек. И вот уже побежал ручеек, прокладывая путь между кустами и деревьями. По дороге к Каспийскому морю вбирает в себя многие ручейки и маленькие речки и постепенно превращается в могучую, полноводную и красивую реку. Когда-то давным-давно, когда на земле жили древние люди, реке дали название "Ра", что значит "щедрая". Что такое щедрая? (добрая, все отдающая). Другие народы, жившие на ее берегу назвали "Итиль"; то есть самая главная, полноводная, могучая, широкая. Третьи назвали ее "Волга", что значит "Светлая". Все названия подходят нашей реке. Действительно она могучая, широкая и очень длинная. (показывает на карте)
Давайте, мы с вами изобразим эти волны. Для этого мы построимся в цепочку, параллельно друг другу, взявшись за руки, образуя дугу, и опускать руки в тот момент, когда следующая пара, поднимает руки, получилась река с бегущей волной. Проводится игра «Ручеек»
Природа нашего края очень красива и уникальна. Чтобы сохранить эту красоту, люди создали заповедник
Как он называется?(Самарская лука)
Территория Самарской Луки разделена на две части: Национальный парк и Жигулёвский заповедник.
-Ребята, в нашем крае очень много разных растений и животных. Среди них есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют – редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Задумались люди: как не допустить исчезновения ни одного живого существа. И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Взгляните на эти картинки. (Показ). На них изображены животные, птицы, насекомые которые нуждаются в защите. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое.
У Национального парка есть своя эмблема, которая символизирует достопримечательности территории: водную излучину и горы. (Показать эмблему)
Талисманом Национального парка выбрали лисицу. ( Показать талисман.) Как вы думаете, почему?
Д/и «С какого дерева лист» Посмотрите внимательно, какие деревья растут в лиственном лесу на склоне кургана? (В лиственном лесу растут берёзы, дубы, липы и др.) (На доске картинки с изображением этих деревьев)
Ребята, я забыла, если в лесу растут сосны, то это … (сосняк), ели, березы, дубы
- ребята, посмотрите, сколько листьев на полянке! Давайте найдём, с какого дерева листок. (Дети берут листья, называют, с какого они дерева и прикрепляют к нужной картинке)
Ребята, если это лист берёзы, то он какой? (берёзовый)
лист дуба - … (дубовый)
лист липы - … (липовый)
лист осины - … (осиновый)
лист клёна - … (кленовый)
лист каштана - … (каштановый)
лист тополя - … (тополиный)
Смотрите, рядом с Молодецким курганом, в устье оврага Жигулёвская труба, располагается Девичья гора. Её называют младшей сестрой кургана. С этой скалой связано много легенд. Рассказывают, что лихой атаман взял в плен прекрасную девушку. Задумала она бежать от нелюбимого и, притворившись ласковой и нежной, уговорила атамана посидеть у реки на краю обрыва. Когда он заснул у неё на руках, столкнула вниз со скалы.
Д/И «Чьи следы ?» Давайте подумаем, какие животные их оставили? (На полу карточки со следами волка, медведя, кабана, лисы, зайца, белки.
Д/и «Кто с каким деревом дружит?» На мольберте картинки с изображением дуба, сосны, берёзы, рябины, осины, ели; кабана, лося, зайца, медведя, белки, дятла, клёста, снегиря.
Рассматривают фотографии с достопримечательностями Тольятти, рассказывают о них, отвечают на вопросы
Внимательно слушают стихотворение, вспоминают, какими словами описывается красота родного города
Рассматривают на карте реку
Отвечают на поставленные вопросы
Четко выполняют движения и правила игры
Смотрят слайдовую презентацию редких растений и животных.
Отвечают на вопросы полными предложения
Рассматривают картинки с изображением деревьев
Дети берут листья, называют, с какого они дерева и прикрепляют к нужной картинке
Рассматривают иллюстрации в слайдах Молодецкого кургана и Девичьей горы, рассказывают о том, кто был там, что видел, как они вели себя на природе, что рассказывали им родители об этих местах
встают в круг, определяют, кому принадлежат следы
объясняют, что дятел дружит с рябиной, елью, сосной, берёзой. Он ест ягоды рябины, семена шишек, пьёт берёзовый сок.
Кабан дружит с дубом, потому что любит жёлуди и т.д
Сформировано умение отвечать на вопросы полными предложениями
Чувствуют ритм и мелодику поэтического текста
Умеют внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта
Получают положительные эмоции.
Обеспечена потребность детей в движении.
сформировано представление о Красной книге как о документе; растениях и животных заповедника «Самарская Лука», которые занесены в Красную книгу.
проявляют интерес к особенностям природы родного края
Умеют делать вывод и его аргументировать
Сформировано стремление к правильному поведению по отношению к миру природы, гуманному обращению со всеми объектами природы
Научились определять следы животных
Закреплены знания о том, какие животные и птицы любят плоды каких деревьев
Развиты навыки наблюдательности
3.Заключительная часть
Молодцы, ребята. Что вам понравилось на нашем занятии и почему? Выслушивает ответы детей, поощряет их.
Мы сегодня много узнали о животных и растениях Самарской Луки. Будем беречь и любить природу нашего края.
Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе.
Сформированы представления о Самарской области – своей малой Родине;
закреплены знания об историческом прошлом и настоящем Самарского края.