конспект занятия "Волшебные капли" | Тимофеева Кристина Юрьевна. Работа №309888
Статья "Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста с ОВЗ" из опыта работы воспитателя.
В статье описана роль художественных произведений на воспитание и закрепление трудовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. Предложены потешки, поговорки, художественные произведения, которые помогают в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и направлены на поддержание интереса детей к труду взрослых , на выполнение трудовых поручений.
«Влияние художественной литературы, фольклора
на трудовое воспитание детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Из опыта работы воспитателя
Тимофеевой К.Ю.
«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры.
Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть
одним из самых основных элементов»
А. С. Макаренко.
Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характер ребенка волевым, целеустремленным. Трудовая активность неразрывно связана с познавательной деятельностью, ведь во время труда ребёнок узнает много нового и интересного, получает важные знания и навыки. Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходятся без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц.
Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И, тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудиться, понять важность и общественную значимость труда.
В процессе обучения навыкам самообслуживания детей с ОВЗ (умывание, одевание и т. д), широко использую потешки. Дети, слушая потешки и приговаривая, учатся аккуратности, правильному и бережному пользованию водой и мылом.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Во время одевания и раздевания на прогулку можно использовать вот такую потешку.
В небе солнышко гуляет,
С ясным днем нас поздравляет.
Собирайся, детвора, -
Нам давно гулять пора!
Будем быстро одеваться,
На прогулку собираться.
При расчесывании волос приговаривать:
Ты расти, расти, коса,
Всему городу краса!
Во время еды можно использовать вот эту потешку:
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот тарелка, вот еда.
Не осталось и следа.
В своей работе также использую стихи.
Например, читая стихотворение А. Барто «Девочка чумазая», побуждаю следить за своей опрятностью.
Девочка чумазая
(отрывок)
- Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Черные ладошки;
На локтях - дорожки.
- Я на солнышке лежала,
Руки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
Очень интересное стихотворение П. Синявского «Кто не умывается»
Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.
А кто не умывается –
Никак не называется.
Стихотворение Я. Акима «Неумейка» можно использовать в ситуации, когда детям нужно убрать игрушки по местам.
…В квартире
Над ними
Жил мальчик Андрюшка.
По комнате всей
Раскидал он
Игрушки.
Услышав про адрес,
Смутился Андрейка:
- Не думайте, дядя,
Что я - Неумейка!
Я, дядя,
Ещё не окончил
Игру.
Вот выстрою домик
И всё уберу…
При организации наблюдений за трудом взрослых каждый раз продумываю приемы, которые помогут сформировать у детей доброжелательное отношение к труду человека. Приемы эти разнообразны: общая беседа, подключение к деятельности взрослого, заучивание определенного стихотворения.
Знакомя малышей с трудом воспитателя, дворника, шофера, повара, мед. сестры, в процессе беседы использую стихи Б. Заходера:
ПОВАРА
Как легко приготовить обед!
Ничего в этом трудного нет,
Это проще простого:
Это раз - и готово!
(Если мама готовит обед.)
Но бывает, что некогда маме,
И обед себе варим мы сами,
И тогда
(Не пойму, в чём секрет!) -
Очень
Трудно
Готовить
Обед!
ШОФЁР
Качу,
Лечу
Во весь опор.
Я сам – шофёр.
И сам - мотор.
Нажимаю
На педаль -
И машина
Мчится вдаль!
Дети быстро запоминают эти стихи. Читая произведение К. Чуковского «Айболит» малыши узнают о том, что доктор — это добрый и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболевают.
В своей работе я использую и загадки, связанные с трудовой деятельностью для детей.
«Молодцом тебя зовут если очень любишь …(труд)»
«Хочешь первым всегда быть, и здоровым жить?
Мой совет: ты не ленись,
А работай и …(трудись)»
«Хлопотун Егорка взялся за уборку:
В пляс по комнате пошел, оглянулся - чистый пол!...(веник)»
Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей. В своей работе с детьми использую только те пословицы, терминология которых понятна ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает. Для детей с ОВЗ подходят вот такие пословицы.
Кончил дело - гуляй смело.
Делу - время, потехе - час.
От труда здоровеют, а от лени болеют.
Труд кормит, а лень портит.
Таким образом, в формировании трудовой направленности детей с ОВЗ важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. Под потешки дети с удовольствием умываются, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.