Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

конспект занятия "Волшебные капли" | Тимофеева Кристина Юрьевна. Работа №309888

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья "Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста с ОВЗ" из опыта работы воспитателя.

В статье описана роль художественных произведений на воспитание и закрепление трудовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. Предложены потешки, поговорки, художественные произведения, которые помогают в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и направлены на поддержание интереса детей к труду взрослых , на выполнение трудовых поручений. 

«Влияние художественной литературы, фольклора

на трудовое воспитание детей дошкольного возраста с ОВЗ»

 

Из опыта работы воспитателя

Тимофеевой К.Ю.

 

«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть

одним из самых основных элементов»

А. С. Макаренко.

 

Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характер ребенка волевым, целеустремленным. Трудовая активность неразрывно связана с познавательной деятельностью, ведь во время труда ребёнок узнает много нового и интересного, получает важные знания и навыки. Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходятся без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И, тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудиться, понять важность и общественную значимость труда.

В процессе обучения навыкам самообслуживания детей с ОВЗ (умывание, одевание и т. д), широко использую потешки. Дети, слушая потешки и приговаривая, учатся аккуратности, правильному и бережному пользованию водой и мылом.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

  

Во время одевания и раздевания на прогулку можно использовать вот такую потешку.

В небе солнышко гуляет,

С ясным днем нас поздравляет.

Собирайся, детвора, -

Нам давно гулять пора!

Будем быстро одеваться,

На прогулку собираться.

 

При расчесывании волос приговаривать:

Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса!

 

Во время еды можно использовать вот эту потешку:

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот тарелка, вот еда.

Не осталось и следа.

В своей работе также использую стихи.     

Например, читая стихотворение А. Барто «Девочка чумазая», побуждаю следить за своей опрятностью.

Девочка чумазая

(отрывок)

- Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Черные ладошки;

На локтях - дорожки.

 

- Я на солнышке лежала,

Руки кверху держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

 

Очень интересное стихотворение П. Синявского «Кто не умывается»

Кто горячей водой умывается,

Называется молодцом.

Кто холодной водой умывается,

Называется храбрецом.

А кто не умывается –

Никак не называется.

Стихотворение Я. Акима «Неумейка» можно использовать в ситуации, когда детям нужно убрать игрушки по местам.

В квартире 

Над ними

Жил мальчик Андрюшка.

По комнате всей

Раскидал он

Игрушки.

Услышав про адрес,

Смутился Андрейка:

- Не думайте, дядя,

Что я - Неумейка!

Я, дядя,

Ещё не окончил

Игру.

Вот выстрою домик

И всё уберу…

 

При организации наблюдений за трудом взрослых каждый раз продумываю приемы, которые помогут сформировать у детей доброжелательное отношение к труду человека. Приемы эти разнообразны: общая беседа, подключение к деятельности взрослого, заучивание определенного стихотворения.

Знакомя малышей с трудом воспитателя, дворника, шофера, повара, мед. сестры, в процессе беседы использую стихи Б. Заходера:

ПОВАРА

Как легко приготовить обед!

Ничего в этом трудного нет,

Это проще простого:

Это раз - и готово!

(Если мама готовит обед.)

Но бывает, что некогда маме,

И обед себе варим мы сами,

И тогда

(Не пойму, в чём секрет!) -

Очень

Трудно

Готовить

Обед!

 

ШОФЁР

Качу,

Лечу

Во весь опор.

Я сам – шофёр.

И сам - мотор.

Нажимаю

На педаль -

И машина

Мчится вдаль!

 

Дети быстро запоминают эти стихи. Читая произведение К. Чуковского «Айболит» малыши узнают о том, что доктор — это добрый и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболевают.

В своей работе я использую и загадки, связанные с трудовой деятельностью для детей.

«Молодцом тебя зовут если очень любишь …(труд)»

 

«Хочешь первым всегда быть, и здоровым жить?

Мой совет: ты не ленись,

А работай и …(трудись)»

«Хлопотун Егорка взялся за уборку:

В пляс по комнате пошел, оглянулся - чистый пол!...(веник)»

Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей. В своей работе с детьми использую только те пословицы, терминология которых понятна ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает. Для детей с ОВЗ подходят вот такие пословицы.

Кончил дело - гуляй смело.

Делу - время, потехе - час.

От труда здоровеют, а от лени болеют.

Труд кормит, а лень портит.

Таким образом, в формировании трудовой направленности детей с ОВЗ важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. Под потешки дети с удовольствием умываются, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×