Конспект занятия "Золотая Хохлома" | Ахметова Азалия Сагитовна. Работа №313079. Номер работы: №313079
Конспект занятия "Золотая Хохлома" для старшей группы № 4
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Хохломы, рассматривание альбома «Русское народное творчество», чтение стихов, прослушивание песен о Хохломе, дидактическая игра «Составь красивый узор и расскажи о нем, разучивание физминутки: «Хохлома», ознакомление с цветовым колоритом росписи и названием основных ее элементов (травка, завиток, усики, осочки, кустики и т.д.) Воспитывать интерес к народно - прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 35»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
«Золотая Хохлома»Конспект занятия
Подготовила и провела:
Ахметова Азалия Сагитовна
воспитатель старшей группы № 4
Апрель 2023г.
Тема: «Золотая Хохлома»
ОД: Художественно-эстетическое развитие
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие,
речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие
Цель: Создание условий для развития у детей творческих способностей через декоративно-прикладное искусство.
Интегрированные задачи:
Образовательные:
Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров - хохломской посуде, особенностях её росписи.
Учить детей образовывать слова с уменьшительно
-
ласкательным суффиксом, учить выделять и называть признаки предмета. Совершенствовать умение рисовать концом кисти,
тычком
.
Развивающие:
- Развивать общую и мелкую моторику, речь, образное восприятие, творческий интерес, эмоциональную отзывчивость, желание творить.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к народно - прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, изобразительная, двигательная, музыкальная, чтение художественной литературы
Предварительная работа:
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Хохломы; рассматривание альбома «Русское народное творчество»; чтение стихов, прослушивание песен о Хохломе; дидактическая игра «Составь красивый узор и расскажи о нем, разучивание физминутки: «Хохлома», ознакомление
с цветовым колоритом росписи и названием основных ее элементов
(травка, завиток, усики, осочки, кустики и т.д.)
Материал:
Демонстрационный: картинки с хохломскими изделиями, карточки с изображением различных ягод, аудиозапись мелодии «Гусли».
Раздаточный материал:
гуашь; бумажные силуэты посуды (ложки); кисти №2, №5; баночки с водой; салфетки.
Методические приемы:
1.Организационный момент.
2.Словесное упражнение «Скажи какая посуда».
3.Дидактическая игра «Найди элемент росписи».
4.Дидактическая игра «Назови ласково».
5. Физминутка «Хохлома».
6.Чтение стихотворения «Золотая осень»
7. Пальчиковая гимнастика «Цветки».
8. Расписывание силуэтов ложек.
9.Итог.
Ожидаемые результаты:
Дети умеют рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками, имеют чувство сопереживания, аккуратны в работе.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель:
Добрый день, добрый час,
Мне приятно видеть вас.
Встаньте ровно, подтянитесь,
И друг другу улыбнитесь!
Воспитатель: посмотрите, ребята, на эти изделия, как их можно назвать одним словом?
Дети: посуда.
Воспитатель: а что мы можем сказать об этой посуде, какая она на вид?
Словесное упражнение «Скажи какая посуда»
(дети подбирают прилагательные к слову посуда).
Дети: яркая, красивая, расписная, праздничная, веселая, блестящая, радостная, сказочная, золотая.
Воспитатель: ребята, назовите вид изделия (дети называют - ложка, конфетница, чашка, тарелка, бочонок, кружка, поднос).
Воспитатель: Помогите мне вспомнить, какие элементы узора
используются на этой посуде?
Дети: ягодки, травка, завитки, цветочки, листики, капельки.
Дидактическая игра «Найди элемент росписи»
Воспитатель: предлагаю поиграть, элементы отыскать.
Раз, два, три - Рома, завиток найди.
Раз, два, три - Соня, травинку найди.
Раз, два, три - Карина, капельку найди и т.д.
Воспитатель: А как называют эту роспись?
Дети: хохломская роспись, хохлома.
Воспитатель: ребята, какой главный элемент в хохломской росписи?
Дети: главный элемент в хохломской росписи это центральная линия - ветка, с которой начинается весь узор.
Воспитатель: вы заметили, что в хохломе все элементы называют ласково. Это потому, что люди очень любили природу, любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав, созреванием ягод. А ягоды в хохломе рисовали разные и называли их ласково. Давайте и мы с вами попробуем это сделать.
Я буду вам показывать карточки с изображением ягод, а вы будете их ласково называть.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Дети: малинка, клубничка, земляничка, рябинка, смородинка, вишенка, брусничка и т. д
Воспитатель: молодцы, много знаете о хохломской росписи. А теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Хохлома»
Птица хохломская крыльями махала
Крыльями махала – злато рассыпала.
Головой качала, в стороны качала
Да, с землицы русской травы собирала.
Травы собирала, чаши украшала,
Мастерство с любовью нам передавала.
Руки в стороны, махи
Махи, встряхиваем кисти рук
Наклоны голы
Наклоны в пол, собираем
Собираем, обводим руками круг
Руки к сердцу, руки вперед.
Воспитатель: ребята, посмотрите на эту замечательную посуду и скажите,
с каким временем года ее можно сравнить?
Дети: ее можно сравнить с осенью!
Воспитатель: ребята, объясните, почему вы так считаете?
Дети: мы считаем так потому, что эта посуда красочная и яркая, точно такая же как природа осенью. Только осенью деревья одевают красочные наряды из желтых, оранжевых, бордовых, красных листьев и ягод. Осень называют золотой и хохлому тоже так называют.
Воспитатель: правильно, ребята, смотрю я на посуду и вспоминаю такие строки:
«Золотая осень, алых ягод россыпь
Отголоски лета в золоте травы
Рощи, перелески, шелковые всплески,
Солнечно-медовая красота листвы».
Воспитатель: ребята, как вы думаете, из какого материала сделаны все эти изделия?
Дети: из дерева.
Воспитатель: какие цвета использовали мастера?
Дети: черный, красный, золотой, зеленый.
Воспитатель: ребята, а вы хотели бы побывать в роли мастеров-художников и заняться росписью посуды?
Дети: да!
Воспитатель: сегодня мы будем расписывать силуэты ложек.
Воспитатель: а теперь подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Цветки»
Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Медленно разгибать пальцы из кулаков, покачивание кистями рук вправо, влево). Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Медленно сжимать пальцы в кулаки, покачивание кулачков вперед, назад.)
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним последовательности рисования хохломских узоров. Что мы рисуем сначала?
Дети. Сначала мы рисуем центральную ветку.
Воспитатель. Что мы рисуем потом?
Дети. Потом мы рисуем крупные элементы: ягодки, цветочки, листики.
Воспитатель. А что потом рисуем?
Дети. Потом рисуем вокруг крупных элементов мелкие: завитки, травинки, усики, капельки.
Воспитатель. Не забывайте: кисть держать прямо, рисовать элементы концом ворса. А теперь начинайте работу.
Рисование проходит под тихую спокойную музыку. Во время работы воспитатель следит за правильной осанкой детей, за правильным размещением центральной линии, за различным изображением завитков, за правильным подбором средств изображения ягод и листьев.
Итог:
Воспитатель. А теперь ребята возьмите свои работы и прикрепите на магнитную доску.
Я предлагаю вам выбрать из этих работ те, которые вам больше
понравились, и рассказать о них (2-3 анализа работ проводят самими детьми).
Воспитатель. Молодцы ребята! Сегодня вы все постарались на славу, как настоящие мастера! Все ваши работы получились яркими, радостными, и немножко сказочными.